Дополнительная общеобразовательная общеравивающая программа студии раннего творческого развития " Изобразительное искусство"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеравивающая программа студии раннего творческого развития " Изобразительное искусство"
Автор: Устимова Ольга Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ЮНОСТЬ» ГОРОДСКОГО ОКРУГАГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНСОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮЗам. директора по УВРДиректор МБУ ДЮЦ «Юность» _________ З.С.Кушаеваг.Салават« »_______ 2023г. _________ К.А. БагаутдиноваПр.№____ от «___»_______ 2023г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИСТУДИИ РАННЕГО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Изобразительное искусство»Возраст детей 6 – 7 летСрок реализации 1 годПРИНЯТОСоставитель:на педагогическом советеУстимова Ольга НиколаевнаПротокол №____педагог дополнительного от « »______2023г.образованияг.Салават, 2023г.I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программыОбщая характеристика программы: Направленность программы - социально-педагогическая. Актуальность программы: методики разработанной программы должны способствовать улучшению памяти детей, их сообразительности, наблюдательности. Такие занятия хорошо готовят ребенка к его первому году в общеобразовательной школе. Отличительные особенности программы: данная программа ориентирует ребенка на творчество и дает навыки, которые пригодятся в любом виде деятельности. Дети обучаются культуре общения, эстетическому восприятию окружающего мира. Формируется художественный вкус и художественно-творческие способности. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, т. к. он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша и красок. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.Новизна программы состоит в том, что методика изобразительных занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут обучающимся при подготовке к школе, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации последующих тематических детских выставок. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы: Программа рассчитана на 38 часов в год. Режим занятий: занятия проводятся с сентября по май. В группе занимаются 15 человек. Занятия проходят один раз в неделю по 30 минут с 5-минутным перерывом на отдых учащихся. Занятия проводятся фронтально и индивидуально. Формы проведения занятий: беседа с выполнением практической части, игровая, конкурс.Формы обучения: групповая и индивидуально-групповая. Типы занятий:- занятие овладения новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;- занятие формирования и усвоения умений и навыков;- занятие систематизации и обобщений знаний;- занятие - искусствоведческие рассказы, беседы с демонстрацией разнообразных наглядных материалов, (репродукций, открыток, иллюстраций);- контрольно-проверочные занятия.Цель и задачи программы:Цель программы – подготовка ребенка к школе, развитие творческой самостоятельности, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.Задачи:Образовательные задачи:- обучить основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы.- научить владеть карандашом, фломастером, кистью.Развивающие задачи:- развить творческое мышление, воображение, художественный вкус;- развить такие качества, как: умение видеть образ, конструкцию, форму изображаемого и передавать это вцвете;- развить интерес к культурным традициям республики и России;Воспитательные задачи:- воспитать интерес и любовь к творчеству;- воспитать стремление к инициативе в работе, гибкость и оригинальность мышления, самостоятельность и активность на занятиях;- воспитать аккуратность, трудолюбиеУчебно-тематический план. Содержание программы «Вводное занятие» (1 час)Программное содержание. Знакомство с деятельностью, материалами.«Рисование по замыслу» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на изобразительную деятельность. Посмотреть начальную подготовку, первоначальные умения и навыки ребенка.«Что за палочки такие?» (2часа)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к материалам, процессу рисования, учить держать карандаш, замечать следы от карандаша на бумаге. Показать основные виды линий: прямая, волнистая, дуга, спираль, линия красоты, рассказать, что можно изобразить с их помощью.«Учимся рисовать красками» (3часа)Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на яркие цвета красок, научить наносить мазки на лист, радоваться цветовым пятнам.Методика проведения занятия. На листе педагог показывает детям процесс рисования кистью (следы на бумаге). Вызывает ассоциации по форме цветового пятна. Предлагает детям нарисовать мазки. «Что можно купить в овощном магазине?» (1час)Программное содержание. Развивать у детей интерес к окружающему, учить передавать предметы разной формы, использовать приемы рисования, для изображения овощей, фруктов.Методика проведения занятия. Педагог предлагает детям нарисовать овощи, фрукты разной формы (шарообразной, овальной, конусообразной и др.). Спрашивает, что надо сделать, чтобы люди быстро узнали, что продается в этом магазине, уточняет, что нужна витрина. Ее можно нарисовать. «Овощи на тарелке» (1час)Программное содержание. Развивать у детей интерес к окружающему, учить передавать предметы разной формы, использовать приемы рисования, для изображения овощей, фруктов.Методика проведения занятия. Педагог предлагает детям нарисовать овощи, фрукты, расположенные в круге (на тарелке).«Сказочные цветы» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на яркие цвета красок, научить наносить мазки на лист, радоваться цветовым пятнам.Методика проведения занятия. На листе педагог показывает детям процесс рисования кистью (следы на бумаге). Вызывает ассоциации по форме цветового пятна. «Осенний лес» (1час)Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать разные по форме и строению деревья, располагать изображение на широкой полосе или на всем листе, рисовать разными приемами (концом кисти, всем ворсом, пятном, мазками).Методика проведения занятия. Педагог предлагает детям прочитать стихи А. Плещеева «Осень наступила...». Спрашивает, нравится ли им осень, почему. Предлагает назвать, какие деревья можно нарисовать в лесу, как изобразить лес осенним. Все рисунки рассматривают на стенде, учитель вместе с детьми определяет, в каком лесу хорошо побродить, собрать грибы.«Дует сильный ветер» (1час)Программное содержание. Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, замечать, как ветер наклоняет стволы и ветки деревьев, учить передавать это в рисунке, использовать различные материалы (цветные карандаши, пастель).Методика проведения занятия. Педагог показывает детям две иллюстрации, на которых изображены деревья в тихую погоду и ветреную. Просит сказать, в чем разница, как художник передает состояние погоды и положение деревьев. Затем показывает 3—4 рисунка детей и спрашивает, видно ли на этих рисунках, что нет ветра или он сильно дует.Предлагает детям нарисовать деревья в очень ветреную погоду. Дети рисуют самостоятельно.«Мишка веселый, мишка грустный» (1час)Программное содержание. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу, желание придать образу настроение: грустное — опущенные углы губ; веселое — губы приподняты или вытянуты в улыбке.Методика проведения занятия. Педагог предлагает детям посмотреть друг на друга и улыбнуться, обращая внимание, как меняется выражение лица. Предлагает кому-либо показать, каким бывает человек, когда грустит. После этого дети рассматривают картинки с изображением веселых и грустных лиц. Педагог просит показать, на какой картинке мишка (зайка), грустный, на какой веселый, почему они так думают. Объясняет: «Когда мишка смеется, уголки рта подняты вверх или растянуты в улыбке, а когда он грустный, уголки рта опущены». Дети рисуют мишку веселого или грустного. «Дом игрушки» (1час)Программное содержание. Развивать у детей самостоятельность, умение выбирать образ, выражать к нему свое отношение.Методика проведения занятия. Педагог спрашивает детей, есть ли у них любимые игрушки. «А где покупают игрушки?» — Дети отвечают: «В «Детском мире», в «Доме игрушки». «Мы можем нарисовать дом игрушки. Давайте построим его в альбомах, подумайте, какой он у вас будет (сказочный, многоэтажный, какой формы, кто, там будет жить?») «Елочка — зеленая иголочка» (1час)Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, вызывать желание нарисовать красивую, пушистую елку (ствол, колючие ветки).Методика проведения занятия. Педагог спрашивает детей, у какого дерева колючие иголки. Кто скажет, какой надо нарисовать елку?» Дети отвечают. Педагог объясняет приемы рисования, показывая их на листе. После этого все приступают к рисованию.«Как на горке — снег, снег, и под горкой — снег, снег» (1час)Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, любоваться сочетанием контрастных цветов, самостоятельно рисовать елку.Методика проведения занятия. Педагог читает стихотворение И. Токмаковой:Как на горке — снег, снег,И под горкой — снег, снегИ на елке – снег, снег,И под елкой — снег, снег.А под снегом спит медведь.Тише, тише. Не шуметь!Предлагает детям нарисовать такую елку, под которой спит медведь. Напоминает, какие мохнатые у елок ветки. Дети рисуют самостоятельно. Нарисуйте много снега, чтобы медведю было тепло спать». Все рисунки помещают на стенде и рассматривают их.«Звери ходят по лесу» (1час)Программное содержание. Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, учить передавать ритмом мазков следы зверей, изображать деревья, кусты.Методика проведения занятия. Педагог спрашивает, кто живет в лесу, где звери прячутся, что нам сделать, чтобы получился лес и следы зверей на снегу. Предлагает нарисовать деревья, кусты, ритмичные мазки-следы (разные по величине). «Снеговик» (1час)Программное содержание. Учить детей передавать образ смешного снеговика. Методика проведения занятия. Педагог загадывает детям загадку о снеговике:После того как дети отгадают загадку, педагог предлагает найти игрушку снеговика и рассмотреть его. Предлагает нарисовать снеговика. Когда работа будет выполнена, педагог вновь вспоминает загадку, просит фломастером нарисовать снеговику нос, глаза, руки. В заключение выбирают самого смешного снеговика. «Снегурочка из леса к нам пришла» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к сказочному образу, стремление передать его в рисунке, использовать мягкие, нежные цвета для передачи образа Снегурочки.Методика проведения занятия. Учитель предлагает детям нарисовать Снегурочку, выбрать для этого нужные цвета красок. Поощряет стремление детей внести что-то свое в образ Снегурочки, В заключение дети рассматривают работы, называют, какая Снегурочка больше всех похожа на снежную девочку и почему.«Дед мороз» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к сказочному образуМетодика проведения занятия. Учитель предлагает детям нарисовать Деда Мороза, выбрать для этого нужные цвета красок.«Маленький солдат» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к защитникам Отечества, воспитывать заботу о папах, дедушках. Учить самостоятельно рисовать фигуры людей. Методика проведения занятия. Рассказать детям о Дне защитников Отечества, о родах войск. Пусть дети приготовят папе, дедушке, старшему брату подарок – рисунок солдата. Показать детям этапы выполнения рисунка. В конце занятия обсудить полученные рисунки. «Учимся рисовать птиц» (1час)Программное, содержание. Формировать у детей представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы. Несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению, передавать в рисунке характерные особенности.Методика, проведения занятия. Педагог показывает детям иллюстрации с изображением сороки и спрашивает, какую птицу изобразил художник, почему ее назвали сорокой-белобокой? У сороки в оперении два цвета, резко отличающиеся друг от друга, черный и белый. Надо спросить у детей, какие части тела у сороки черные, а какие белые (белые бока и верхние части крыльев). Предложить сравнить сороку и воробья не по цвету перьев, а по форме и величине частей тела. Поместить рядом с изображением сороки изображение воробья. Спросить, какие различия заметили дети у этих птиц. (Сравнить клювы, хвосты). Далее обратить внимание на позу сороки, сидящей на ветке. Наверное, она что-то услышала и оглянулась, повернула голову назад. «Рыбки плавают в водице» (1час)Программное содержание. Развивать у детей умение композиционно располагать фигурки на листе, группируя их вместе или одну за другой, , передавая плавные изгибы формы, дополнять изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза), по желанию дети могут дорисовать водоросли, камешки.Методика проведения занятая. Педагог обращает внимание детей на аквариум, предлагает рассмотреть рыбок, сказать, какого они цвета. Затем показывает их изображение на картинке, просит обвести жестом контур. Спрашивает, можно ли нарисовать рыбок, предлагает кому-либо показать приемы. Дети самостоятельно выполняют работу и помещают своих рыбок в аквариум (лист голубого цвета), по-разному группируют силуэты.«Наш аквариум» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к образу, стремление передавать, его разными способами, учить рисовать плавным движением кисти овальную форму (контуром и закрашивая контур), добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов (голубой цвет воды и ярко-оранжевый, красный — рыбок).Методика проведения занятия. Дети вместе с педагогом вспоминают, каких они рыбок рисовали. Несколько работ можно расположить на стенде. Затем им предлагают нарисовать на своем аквариуме (тонированном листе бумаги) плавающих рыбок. Дети рисуют пятном или контуром, закрашивают его. Педагог напоминает, что рыбки живут среди зеленых водорослей, камешков. Изогнутые линии зелени каждый ребенок рисует плавным движением кисти. По окончании работы педагог спрашивает, где рыбки переданы так, что они весело плавают, резвятся. «Мамин день» (1час)Программное содержание. Закрепить и обобщить знания детей о жанре портрета; познакомить с понятием «поясной портрет», развивать умение внимательно изучать черты лица и фигуры знакомых людей. Воспитывать добрые чувства, желание доставить радость близкому человеку. Методика проведения занятия. – Скоро праздник, кто скажет какой? Ответ. Кто хочет сделать мама подарок? Давайте, ребята, попробуем нарисовать мамин портрет. Вспомните, какие у мамы волосы, глаза? Приступая к рисованию портрета, педагог должен напомнить основные законы рисования головы человека. Особое внимание необходимо уделить составлению цвета кожи (путем смешивания белой, красной, желтой красок).«Учимся рисовать кошек» (1час)Программное содержание. Развивать у детей любовь к животным. Познакомить детей с особенностями анималистического жанра, определить понятие «художник-анималист». Методика проведения занятия. Рассматривая репродукции с изображением кошек, задать вопрос, какой окраски они бывают лохматые, гладкошерстные, черные, рыжие, …, их любимые позы. Что интересного вы знаете о кошках? У всех ли дома она живет? Как зовут? Теперь давайте попробуем изобразить. Обратить внимание детей, что животное изображается в движении. Схемы, опорные линии помогут детям осознать то или иное движение и передать его в рисунке. Рисунок можно дополнить, нарисовав окружающую среду.«Что бы ты подарил другу на день рождение?» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к образу, стремление быть чуткими по отношению к другим.Методика проведения занятия. Развивать у детей фантазию и воображение.«Что снится Мурке?» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к образу, стремление быть чуткими по отношению к животным.Методика проведения занятия. Развивать у детей фантазию и воображение.«Ракета» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к образу, стремление передавать, его разными способами.Методика проведения занятия. Развивать у детей фантазию и воображение.«Узор из весенних цветов» (1час)Программное содержание. Вызывать у детей интерес к образу, стремление передавать, его разными способами.Методика проведения занятия. Развивать у детей фантазию и воображение.«Натюрморт» (1час)Программное содержание. Познакомить детей с жанром живописи – натюрморт. Дать детям представление о композиционном центре картины. Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей в составлении композиции из разных предметов и рисовании составленной композиции.Методика проведения занятия. Рассказать, что слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура». Определить композиционный центр картины и обратить внимание на сочетание цветов, т.е. колорит. Предметы в композиции могут закрывать друг друга, например, яблоко перед вазой т. д. «Расцвели красивые цветы» (1час)Программное содержание. Учить рисовать букет цветов с зубчатыми или узкими лепестками в плетеной корзинке; помочь овладеть рисованием штрихов в разном направлении и в несколько рядов.Методика проведения занятия. Педагог помещает перед детьми иллюстрации с изображением васильков, клевера, астр, люпина. Как вы думаете, дети, можно ли эти цветы нарисовать штрихами? Показывает приемы рисования этих цветов. Далее педагог говорит, что дети могут нарисовать и другие цветы, у которых узкие лепестки (ромашка, календула), говорит что не всегда цветы можно поставить в вазу. Красивы букеты цветов в плетеных корзинах. Показывает изображение корзин с цветами и приемы их изображения.«Совушка-сова» (1час)Программное содержание. Учить изображать сову карандашными штрихами, рисовать штрихи в разных направлениях.Методика проведения занятия. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться рисовать штрихами. А кого рисовать – вы узнаете, отгадав эту загадку:Всю ночь летает – Мышей добывает.А станет светло,Спать летит в дупло.Что это за такой ночной хищник? Про сову и потешки есть:Совушка-сова,Большая голова,На суку сидит,Головой вертит.А вот фотографии и рисунки с изображениями совы. Рассмотрите их и расскажите, какая сова, какой формы у нее голова, какие глаза, какой клюв. Сравните величину головы и тела. Обратите внимание на ее когти, крылья.После анализа внешних признаков совы педагог предлагает изобразить ее карандашными штрихами.«Желтые одуванчики растут на лужайке» (1час)Программное содержание. Развивать у детей любовь к природе, учить передавать явления действительности разными способами (графическим, живописным и декоративно-силуэтным), рисовать цветы и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию.Методика проведения занятия. Педагог просит детей вспомнить стихи про одуванчики, говорит, какие они яркие, как маленькое солнышко, что весной их в траве бывает особенно много, Затем предлагает нарисовать или вырезать одуванчики, расположить их на лужайке, над ними — летающих красивых бабочек. Дети рисуют траву, цветы; на других листах наклеивают желтые одуванчики, подрисовывают, им стебельки, траву, рисуют бабочек. «Забавные рожицы» (1час)Программное содержание. Развивать у детей воображение и чувство юмора (рисование смешных рожиц). Методика проведения занятия: Педагог рассказывает: —В одной деревне жила старушка. Звали ее Дарья Ивановна. И была у нее корова Зорька. Подоит Дарья Ивановна свою корову и разольет вкусное парное молоко по крынкам ( показывает крынку или ее изображение). Летом приехал к Дарье Ивановне внук из города, Алеша. Он был веселым, озорным мальчиком и любил рисовать, особенно что-нибудь смешное. Вот раз бабушка перемыла все свои крынки, одни поставила на скамейку сушиться на солнышке, а другие повесила на колышки изгороди, чтобы стекла вода, а сама пошла доить свою Зорьку. ( Помещает на мольберт лист бумаги с нарисованными крынками.) Вышел во двор Алеша и увидел много крынок. Одни стояли на скамейках горлышком вверх, другие висели на кольях горлышком вниз. Посмотрел Алеша на крынки, и показались они ему очень похожими на головы людей. Сбегал Алеша за своими красками и на каждой крынке нарисовал смешную рожицу. На одной крынке изобразил лупоглазого повара в колпаке. Вот такого! На другой – плаксу. Вот такую! А на третьей крынке – веселого зубастого мальчишку с веснушками и еще много-много других забавных рожиц. А теперь вы, дети, нарисуйте несколько крынок горлышком вверх и горлышком вниз, а на них смешные рожицы, какие, по-вашему, еще нарисовал Алеша. «Итоговое занятие» (1час)Программное содержание. Проверить полученные умения и навыки, сравнить с начальной подготовкой ребенка.Методика проведения занятия. Педагог предлагает выполнить тематическое задание. Групповое обсуждение работ. «Выставка работ» (1час)Программное содержание. Проверить полученные умения и навыки, сравнить с начальной подготовкой ребенка.Методика проведения занятия. Групповое обсуждение работ. 5. Методическое обеспечениеФормы занятий. Методические принципы:- учет индивидуальных особенностей ребят;- преемственность, систематичность в изучении тем и разделов программы;- связь теории с практикой.Общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» ориентирована на детей, обладающих разным уровнем сформированности художественных способностей и психофизических возможностей детей. Программа призвана повышать интерес к занятиям. Творчество ребенка - это создание им оригинального изделия, в работе над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, комбинирование, известных способов деятельности или найден самостоятельный подход к решению поставленной задачи.Методы и приемы обеспечения программы- построение эмоционально-образной драматургии занятия;- воспитание художественного восприятия по средствам зрительного ряда;- игра;- привлечение личного эмоционального, визуального, бытового опыта ребенка для установления связей с окружающим миром;- метод сопоставления, сравнения, нахождения связей, общностей и различий;- создание ситуации успеха, эстетической радости от результатов труда;- блоково-тематическое построение занятий как условие последовательного решения задач по возрастанию сложности и разнообразию содержания;- методический коллектив и индивидуальных групповых работ.Дидактический материал: план- конспект занятияМетоды и приёмы обученияПедагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых учащимися на занятиях:- объяснительно-иллюстративный метод: педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;- репродуктивный метод: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;- частично-поисковый метод: самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления изделия.Возрастная характеристика детейдошкольники 5-6 лет.У дошкольников (мир сказок, легенд, игр) рациональные компоненты в значительной степени существуют как потенциальные – особую роль играют механизмы иррационального типа, обусловленные действием сильных эмоций и бессознательных стремлений. Яркость и чистота эмоциональных реакций еще не имеющих полутонов, практическое отсутствие рефлектирующего мышления обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, полученных детьми в этот период духовного развития и умозрительного истолкования мира, рассматривания его целостности. Кадровое обеспечение - педагог, занятый в реализации программы:- обладает педагогическим тактом, деликатен в общении, осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни, сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой; - высказывается грамотно и доступно для понимания, отличается высокой культурой речи; - умеет активизировать творческие возможности учащихся, находить сильные стороны и перспективы развития для каждого учащегося; - демонстрирует практическое применение изучаемого материала, хорошо знает преподаваемый предмет; - все учащиеся безбоязненно обращаются за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи; - умеет анализировать причины поступков и поведения учащихся; - умеет организовать свою деятельность и деятельность учащихся для достижения всех намеченных целей занятия, своевременно вносит коррективы в намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации; - поведение и внешний вид педагога соответствуют этическим нормам. 6. Планируемые результатыПредметные результаты: по окончании реализации программы дети будут знать и уметь:-виды линий;-названия основных цветов;- правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, менять направление мазка, следуя форме;- определить величину изображения и уметь расположить его в зависимости от размера листа бумаги;- доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных на выставке своей группы.Программируемые результатыСпособы проверки – тематические задания, конкурс, выставка.Форма подведения итогов – общее итоговое занятие.Способы определения результативности:- педагогическое наблюдение;- педагогический анализ результатов опросов;-участие в конкурсах, выставках;-активность на занятиях.Метапредметные результаты:Коммуникативные УУД:У учащихся сформированы действия:- проговаривать последовательность действий на занятии;- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с наглядным пособием;- готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы;- совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;- обращаться за помощью;- формулировать собственное мнение и позицию;Регулятивные УУД:У учащихся сформированы действия: -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -анализировать причины успеха/неуспеха; -пользоваться приемами анализа и синтеза; -понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; Познавательные УУД:Учащийся научится с помощью педагога:- наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;- находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - перерабатывать полученную информацию:- делать выводы в результате совместной работы всей группы;- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, делать простейшие обобщения и группировать предметы и их образы;- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.- осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процессов и результатов деятельности.Система оценки достижения планируемых результатов:Объектом оценки результатов освоения программы «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся.II. Комплекс организационно-педагогических условий1. Календарный учебный график1.1. Календарный учебный график 2. Условия реализации программыДля реализации программы необходимо наличие оборудованного кабинета для проведения занятий, наличие магнитной доски, ноутбук для просмотра тематических презентаций. Из дидактического обеспечения необходимо наличие или доступ к художественной литературе – стихотворения, загадки, конспекты занятий, наглядные пособия по темам, иллюстрации, репродукции, детские рисунки. Для реализации программы «Излбразительное искусство» необходимы следующие средства и материалы: альбом для рисования, карандаш ТМ, М, карандаши цветные «KOH-I-NOOR»; ластик, краски акварельные медовые, палитра, кисти №2, №4(3,5), баночка-непроливайка. 3. Формы аттестацииОсновной формой подведения итогов является итоговое занятие, участие в тематических конкурсах различного уровня. По завершению курса обучения проводится выставка работ учащихся.4. Оценочные материалыДля определения и выявления творческого роста выделены следующие способы подведения результатов: открытые занятия, выставки, творческие конкурсы. Формы отслеживания и оценивания результатов обучения детей: итоговое занятие, конкурс творческих работ,Возможные способы оценки личностных качеств детей:- тесты; - кроссворды;- выставки.5. Методические материалыДанная программа составлена на основе учебников доктора педагогических наук профессора Т.С.Комаровой, кандидата педагогических наук А.А.Грибовской, по учебникам О. В.Недорезовой, Г.С. Швайко и др. Методика проведения занятий:1 этап (создание мотивации):- сообщение темы и цели занятия;- подготовка к восприятию нового материала (теоретические вопросы);- ознакомление с заданием, которое предстоит выполнить, его характеристики;- эскиз;- подготовка материалов и инструментов.2 этап (практический).3 этап (контрольный). Показ и обсуждение выполненных работ учащихся.Список литературы. Нормативная документацияФедеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года (с изменения и дополнениями на 31 декабря 2014г.).Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р).Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования учащихся»Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование».Конвенция ООН о правах ребенка. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан" Принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013 года (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2014г.). Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Принят 3 июля 1998 г. Изменён 20 июля 2000 г. №103-ФЗ.Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р Устав образовательного учреждения.Коллективный договор учреждения.«Правила внутреннего трудового распорядка».Список литературы для педагогаН.Ю. Куражева. Программа психолого-педагогическихзанятий для дошкольников «Цветик – семицветик». Творческий Центр «Сфера» С.П.2012 О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада ИЗО». Воронеж 2006.Т.Г. Казакова. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: «Просвещение». М. 2012Г.С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа, конспекты. «Владос». М. 2006.А.А. Грибовская. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью: методическое пособие. Педагогическое общество России. М. 2004.Н.Б. Халезова. Декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателей Творческий Центр «Сфера».М. 2010Т.С. Комарова. Народное искусство в воспитании детей. Педагогическое общество России. М.2000М.Э.Вайнер. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Педагогическое общество России. М.2005Дубровская Н.В. Чудо – карандаш. Детство – пресс. СПб, 2002г.Эймис Л., Барнс Р. Рисуем 50 насекомых. Минск, 2005г.Эймис Л., Барнс Р. Рисуем 50 человек. Минск, 2005г.Дубровская Н.В. Чудо – карандаш. Детство – пресс. СПб, 2002г. Список литературы для детейТ.Г. Казакова. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: «Просвещение». М. 2012Г.С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа, конспекты. «Владос». М. 2006.А.А. Грибовская. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью: методическое пособие. Педагогическое общество России. М. 2004.О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада ИЗО». Воронеж 2006.Гаряева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, Просвещение. М., 2015г.Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. Учитель. Волгоград, 2008г.Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Детство – пресс. СПб,2003г.Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. Детство – пресс. СПб, 2003г.Каменева Е. Какого цвета радуга. Детская литература. М., 2004г. 10. Леонова О. Рисуем нитью. Литература. СПб, 2015г.11. Дубровская Н.В. Чудо – карандаш. Детство – пресс. СПб, 2002г.Эймис Л., Барнс Р. Рисуем 50 насекомых. Минск, 2005г.Эймис Л., Барнс Р. Рисуем 50 человек. Минск, 2005г.Дубровская Н.В. Чудо – карандаш. Детство – пресс. СПб, 2002г.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Федоров. М., 2000г. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. М., 2002г.Интернет ресурсы. - Шедевры мировой живописи. - Шедевры Русской Живописи. - Галерея, картины известных художников. - Библиотека изобразительных искусств./ - Документы и презентации для учителя ИЗО./ - Уроки рисования Марины Терешковой./ - Архив классической музыки./ - Народные промыслы./ - Коллекция ссылок по изучению истории искусств для учителя ИЗО. - история искусств разных эпох. - Страничка учителя изобразительного искусства. - Уроки живописи акварелью./ - Поэтапное рисование для детей./ - Учимся рисовать. - Вся история искусства: архитектура, биографии мастеров, музеи мира, энциклопедии живописи, скульптура./ - Обширный обновленный сайт Государственной Третьяковской галереи, предлагающий совершить виртуальные экскурсии по экспозиции и временным выставкам. - На сайте представлена история изобразительного искусства: направления, течения, художники, музеи, а также даны ссылки на сайты крупнейших музеев мира./ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета содержит статьи о видах искусства, художественных стилях и направлениях, наиболее распространённых терминах архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, об искусстве отдельных стран и народов, о богатых художественными памятниками городах, а также о выдающихся деятелях советского и мирового искусства.