"Использование ИКТ на занятиях в начальной школе с детьми с ОВЗ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование ИКТ на занятиях в начальной школе с детьми с ОВЗ"
Автор: Смирнова Алина Викторвна
Использование ИКТ на занятиях в начальной школе с детьми с ОВЗ
Смирнова Алина Викторовна
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обуславливает необходимость специальной подготовки педагога, а тем более, работающий с детьми с ОВЗ, должен уметь использовать информационные технологии в преподавании. По средствам ИКТ любой урок можно сделать более активным, наглядным, познавательным. Использование информационных технологий позволяет повысить качество усвоения учебного материала. Одной из главных задач учителя на уроке является удержать внимание обучающихся. Если правильно использовать ИКТ, это позволит активизировать внимание, развивать мышление, воображение и фантазию.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования. Дети учатся собирать факты, их сопоставлять, сравнивать, делать выводы, принимать решения. ИКТ помогает включать детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество, и проектно-исследовательскую деятельность.
Специфика младших школьников состоит в том, что преобладающим видом мышления является наглядно-образное. На своих занятиях я часто использую презентации.Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. На уроках русского языка, обучающимся нравится задания, где нужно вставить пропущенные буквы, расставить предложения по смыслу. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. С презентацией урок проходит интересней, дети активно участвуют в процессе обучения. Благодаря тому, что презентация дает возможность последовательно выполнять задания, дети выполняют все более внимательно. На уроках литературы мы прослушиваем аудиозаписи тех произведений, которые проходим, что облегчает в дальнейшем восприятие текста, его понимание. Трудный материал всегда легче запомнить с помощью таблиц, схем. Так как в моем классе дети подобрались с разными проблемами здоровья, проверка усвоения учебного материала проходит индивидуально. Я считаю, что нужно подходить к ребенку не с позиции, чего он не может, в силу своего дефекта, а с позиции, чего он может. На уроках изобразительного искусства использую презентации с пошаговым выполнением работы. Дети с ОВЗ быстро утомляются. Поэтому обязательной частью урока являются физкультминутки, гимнастика для глаз.Активно использую ИКТ при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время. Проводились такие мероприятия как День Знаний, К юбилею ВЛКСМ, и др.
Для современного преподавателя необходимо владение ИКТ, так как это самая лучшая возможность обмена опытом с коллегами. Компьютер облегчает учителю работу с документацией, с картами наблюдений. Помогает в составлении всевозможных планов, вести электронный журнал, в целом отслеживать динамику развития обучающихся в классе.
Важный аспект в работе учителя – диалог с родителями. Постоянно ведется работа по объяснению и разъяснению проблем обучения. Создание памяток, буклетов об особенностях обучения детей с ОВЗ. Общение с родителями по средствам Интернет ресурсов (электронный журнал), где записывается домашнее задание, индивидуальные комментарии и пожелания. В ответ каждый родитель может написать свои претензии и пожелания.
Из всего выше сказанного можно выделить преимущества ИКТ по сравнению с традиционными формами обучения:
-информация, которая преподнесена детям в игровой, форме более интересна;
-учащийся самостоятельно может исправить свои ошибки;
-несет в себе наглядный тип информации, понятный детям младшего школьного возраста;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
-проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
-можно создать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
-в процессе своей деятельности за компьютером ученик приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Таким образом, использование современных ИКТ обогащает учебно-воспитательный процесс, позволяет организовывать образование детей с ОВЗ на высоком профессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, обеспечивающем успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Список используемой литературы:
Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – 2002. – № 1.
Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru
Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. – 2000. – № 8
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994
Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru
Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.
Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л Вопросы Интернет-образования, № 44.