"Почему важно быть грамотным в современном мире?"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Почему важно быть грамотным в современном мире?"
Автор: Кузнецова Диана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5» п. АйхалИсследовательская работа по русскому языкуПОЧЕМУ ВАЖНО БЫТЬ ГРАМОТНЫМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?Выполнили: ученицы 8 «А» класса МБОУ «СОШ№5»Кузнецова ДианаРуководитель проекта: учитель русского языка и литературы Кузнецова Оксана ГеннадьевнаАйхал 2020 годСОДЕРЖАНИЕ
  • Введение……………………………………………………………с. 2 – 4
  • Глава 1……………………………………………………………...с. 5 – 8
  • 1.1 Понятие грамотности1.2 Нужна ли грамотность современному человеку?1.3 Грамотность как фактор, разделяющий своих и чужих.1.4 Грамотность, как вид искусства.1.5 Где прячется грамотность?1.6 Нужна ли грамотность простому человеку?
  • Глава 2. Наши исследования. Социальный опрос. Почему надо быть грамотным? ………………………………………………………..с. 9 10
  • Заключение……………………......................................................с. 11 - 13
  • Памятка «Как повысить уровень грамотности».………..……....с. 14 - 15
  • Литература………………………………………………………….с.16
  • Введение«Жизнь могут двигать только очень грамотные люди….»Максим ГорькийАктуальность: В современном обществе проблема грамотности стоит очень остро. На каждом шагу мы слышим безграмотную людскую речь, видим ошибки в интернете, на страницах газет и журналов. Остается все меньше людей, бережно относящихся к языку. Большинство населения совсем не читают книг, пишут только короткие, часто безграмотные послания в социальных сетях. Актуальность вопроса грамотности среди населения подтверждается тем фактом, что ежегодно во всем мире 8 сентября празднуется Международный день грамотности – он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Дата празднования 8 сентября – день торжественного открытия этой конференции. Главная цель праздника – активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности.Президент В.В. Путин в своем послании народу отметил, что образование должно стать одной из приоритетных задач и молодёжь должна стремиться к знаниям.В нашей стране зародилась идея ежегодной образовательной акции в форме добровольного диктанта для всех желающих – Тотальный диктант. Девиз Тотального диктанта: «Писать грамотно-модно». Первый Тотальный диктант провели в 2004 году студенты гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. За 16 лет акция приобрела всемирный масштаб: ее организует фонд «Тотальный диктант», расположенный в Новосибирске, а воплощают активисты и волонтеры в разных уголках планеты. В 2019 году событие охватило 81 страну, объединив более 236 тысяч человек. В 2020 году уже было охвачено 109 стран, 271 449 человек присоединились к акции.Быть грамотным и начитанным было модно и востребовано всегда. Но, к сожалению, этот тренд обошел XXI век стороной. Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. А зачем, собственно говоря, нужно думать, если всё проверит Word? Интернет утонул в пучине орфографических ошибок, люди перестали его использовать в учебных целях. Что же делает человечество? Смотрит видео в тик токе в то время, когда доступна целая онлайн-библиотека! Когда-то Советский Союз был самым читающим государством в мире! Сегодня Россия занимает 33 место в рейтинге по уровню образования среди 189 стран. Куда делась жажда знаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней!Задача каждого, кто считает себя носителем языка, - осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»Мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провела опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?», «Учите ли вы правила?», «Что нужно сделать, чтобы стать грамотным человеком?», «В чём бы вы хотели быть грамотным?». Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат, а вот ответ на последние вопросы некоторых почему-то поставил в тупик. И я решила провести своё исследование.Почему так происходит? Чем является для нас грамотность сегодня? Важно ли быть грамотным среди моих сверстников? Эти вопросы стали для меня важными в этой исследовательской работе. Гипотеза исследования: если учить правила и читать больше полезных книг (классическую художественную литературу, энциклопедии, словари, справочники и другую подобную литературу), то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.Цель проекта - узнать, почему в современном мире необходимо быть грамотным.Задачи проекта:
  • Иметь представление о развитии грамотности;
  • Провести опрос среди одноклассников по грамотности;
  • Провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского язык;
  • Содействовать изменению и улучшению языкового образа учеников моего класса;
  • Создать памятку грамотного человека.
  • Объект: учащиеся 8А классаМетоды исследования:социологический опрос среди учащихся 8А класса, чтобы узнать, как они считают, почему важно быть грамотным, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;анализ результатов опроса;сбор и обобщение информации по теме.Глава 11.1 Понятие грамотностиГра́мотность (от лат. grammatica — «учение о словесности», др.-греч. γραμματική — «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленым нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.Грамотность, грамотный человек. Эти понятия давно у всех на слуху. И, казалось бы, зачем уделять особое внимание тому, что само собой должно быть…. Словарь Ожегова гласит – «грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». Вот с грамматикой на уроках русского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренные слова - путь к грамотности для людей нелёгок и тернист.Способность чётко и грамотно выражать свою мысль - важнее этого ничего нет. Когда ребёнок начинает писать в тетради свои первые буквы, школа и родители пытаются научить его писать без ошибок. Но кто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок, даже самые простые слова. Как ребёнку научиться писать без ошибок?Раньше грамотным называли человека, который хорошо владеет родным языком, то есть может взять в руки книгу и увлечься ею. Или обратится к справочнику и почерпнёт для себя что-нибудь полезное. Ведь грамотность - это ещё и знания, причем в совершенно разных областях.Грамотный инженер, грамотный врач - это, скорее, те люди, которые очень хорошо разбираются в своей области знаний. В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка.С одной стороны, грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать и говорить, во все времена было мало. Среди первых лиц государства, учёных и даже писателей встречались люди косноязычные и пишущие с ошибками. С другой стороны, раньше граница проходила между общественными слоями, выделяя сообщество людей, считающих себя интеллигентными, образованными и начитанными; а теперь эта граница идёт уже внутри людей с высшим образованием, чувством юмора и духовным богатством.1.2 Нужна ли грамотность современному человеку?О том, что общая грамотность населения резко падает, говорят постоянно. Поистине грамотные люди, которых подавляющее меньшинство, выступают против невежества и косноязычия. Нет, конечно, всегда были безграмотные люди, причем некоторым это не мешало быть успешными политиками, учеными и даже писателями. Тем не менее, раньше хотя бы была четкая граница между грамотным и малограмотным населением. Прослойка общества, именуемая интеллигенцией, была ярко выражена и стояла неким особняком. Сегодня же сплошь и рядом можно встретить смешанные семьи, где супруги могут быть с разным уровнем грамотности. Да и что там говорить, даже наличие высшего образования на сегодняшний день далеко не всегда является показателем грамотности. Давайте поговорим о том, чем является грамотность для современного человека.1.3 Грамотность как фактор, разделяющий своих и чужих.Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться, дружить и работать, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Но, если раньше общение высших слоев населения происходило на французском языке, что определяло четкую границу между интеллигенцией и малограмотными людьми, то сегодня все перемешалось. Кроме того, общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.1.4 Грамотность, как вид искусства.Следует отметить, что грамотность – это и есть своего рода искусство. И оно, как многие другие виды искусств, имеет своих виртуозов, поклонников и профессионалов высокого класса. Искусство грамотности необходимо многим, как, к примеру, тот же театр. Для того чтобы получить удовольствие от профессионализма и мастерства тех, кто может представить грамотность во всей ее красе, необходимо владеть богатым словарным запасом, знать не только классическую литературу, но и иметь представление об исторических условиях, в которых создавались шедевры мировой литературы .1.5 Где прячется грамотность?Где же искать грамотных людей в современном обществе? Есть грамотность среди филологов, писателей, юристов, журналистов и учителей русского языка. Хотелось бы сказать и о деловой переписке, но, увы, здесь грамотность уже не живет. Если же говорить о сети Интернет, то грамотные люди здесь есть, но обнаружить их можно только на редких умных порталах. Именно они пока еще удерживают контроль над созданием контента для сайтов и их модерированием, но только пока.1.6 Нужна ли грамотность простому человеку?А собственно зачем? Письма, написанные по шаблону, заявления, составленные по образцам, и статьи по примерам… Любезный текстовый редактор выделит красненьким или зелененьким орфографические и пунктуационные ошибки, и даже предложит правильные варианты написания. А стилистика – это уже дело третье. Разве кто-нибудь потерял здоровье от каких-то неточностей в тексте? Не доклад же научный пишется.Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Новое поколение мало читает и много общается в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними, чтобы получить удовольствие от искусства грамотности, чтобы насладиться жизнью и в этом ее проявлении.Но возможно, не всё так плохо? Грамотность, как модный тренд — придём ли мы к этому? Как вы думаете?Глава 2. Наши исследования. Социальный опрос. Почему надо быть грамотным?В ходе подготовки к исследовательской работе я провела опрос среди своих одноклассников, и вот какие результаты я получила. В основном мои одноклассники ответили, что правила русского языка нужны для того, чтобы быть грамотными. На вопрос «Учите ли вы правила русского языка» 70% ответили «Да, учу», остальные 30% - «Иногда». На вопрос «Соблюдаете ли вы правила русского языка, когда переписываетесь в соц.сетях?» положительно ответили лишь 10%, «иногда» -30%, «нет» - 60%. Многие посчитали, что всё же грамотным быть важно, и считают, что для этого необходимо знать правила русского языка, хорошо учиться и стараться. Очень отрадно, что мои друзья это понимают. Но, всё же, хотелось бы услышать и такие ответы, как быть культурными и начитанными. Лишь 2 человека из 18 ответили что, для того, чтобы быть грамотными надо больше читать и уделять больше внимания самопросвещению.Не смотря на то, что 60 % опрошенных читали книги за последние 5 месяцев, 55 % из них не замечают ошибок или описок в газетах, журналах, вывесках. Это свидетельствует о поверхностном чтении. Подавляющее большинство (90%) считают, что нужно всегда писать грамотно, но написать сообщение однокласснику без ошибок смогли только 29%, и только 11 % опрошенных считают, что на уровень грамотности влияет чтение книг.Результаты анкетированияЧитали ли вы книги за последние 5 месяцев?Сколько книг в год вы читаете?Замечаете ли вы ошибки в газетах, журналах?Напишите грамотно сообщение однокласснику.Напишите грамотно сообщение учителю.Есть ли слова или словосочетания, неправильное написание которых всегда бросается вам в глаза?Считаете ли вы себя грамотным человеком?От чего зависит уровень грамотности человека?Влияет ли грамотность человека на мнение, которое складывается о нем у окружающих? Если нет, то что, на ваш взгляд, имеет большую роль, чем грамотность, при формировании мнения о человеке?Считаете ли вы, что обязательно всегда писать грамотно?ВыводыЕсли вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно.Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.ЗаключениеБезграмотность наступает. Может, это и звучит вызывающе и пафосно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Учащиеся моего класса в соцсетях пишут ещё безграмотней, чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит?Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Не модным стало быть грамотным. Но мода - это проходящее, а грамотность - навсегда!«Грамоте учиться - всегда пригодится», - говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили. Безграмотность как глухота. Только к слову. А слово, бывает, и лечит, и греет...Но возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому? Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных подростков.Работа над данным проектом позволила мне убедиться в том, грамотным быть важно.Врожденной грамотности не существует. Существует врожденная способность мозга обрабатывать, запоминать внешний вид напечатанной информации. Эта способность может быть очень хорошей, средней и даже плохой. Про тех людей, у которых эта способность очень хорошая, говорят, что они «от природы грамотные». Это верно, им повезло, это именно они, не зная никаких правил или не помня их, пишут без ошибок. Таких меньшинство...Вспомним любой среднестатистический по успеваемости класс советских времен: на «5» писали диктант только один – два человека в классе, несмотря на то, что большинство информации дети тогда получали из книг, то есть были читающими. Это своего рода талант.Те, у кого эта функция мозга от природы не очень развита (это, скорее, норма), пишут с ошибками. Есть и такие, кто читает очень много, а пишет все равно с ошибками. Это просто ребенок любознательный и любящий читать, а способность мозга запоминать то, как выглядит напечатанное слово, у него небольшая. Но любовь к чтению ему все равно пригодится. Дело в том, что эта способность начинает тренироваться по мере того, как ребенок учится читать. То есть любой человек, научившийся читать и хоть изредка читающий, так или иначе эту способность тренирует. И чем больше он читает, тем больше становятся размеры долговременной зрительной памяти. Поэтому читать – хорошо и читать нужно. У таких грамотность является приобретенной. Они приобретают грамотность на уроках русского языка в школе, а если в школе не получается, то на занятиях с хорошим преподавателем. Грамотность можно и нужно развивать, так как по мере работы развиваются и те участки мозга, которые за грамотность отвечают. Это процесс взаимообогащающий. К тому же замечено, что тот, кто проходит курс повышения грамотности, одновременно начинает лучше успевать и по точным дисциплинам. На уроках повышения грамотности обязательно происходит развитие ребенка.Конечно, грамотность не влияет на способность быть счастливым, но, чтобы занять достойное место в социуме, лучше быть грамотным человеком. Грамотный специалист – это надежно, достойно и красиво. И здесь мы должны сказать еще об одном важном моменте. Хорошо, когда человек не только может грамотно записать текст, но и правильно составить его, то есть обладает навыками развитой речи. К сожалению, в школе делается упор на грамматику. Причины такого положения вещей вполне объективные: уроки развития речи очень трудные, и развить речь сразу у тридцати учеников класса просто невозможно. Наиболее эффективно это делается на индивидуальных занятиях.А как же быть нечитающим и неграмотным? Ведь нормы выставления оценок не изменились с советских времен. Оценка «2» по-прежнему ставится за семь – восемь ошибок, а детей, способных писать с меньшим количеством ошибок становится все меньше в силу объективных причин: они получают интеллектуальную информацию о мире из других источников, нежели книга. Для того чтобы исправить ситуацию, нужно:1. Иметь сильное желание стать грамотным (хорошо, если такое желание будет не только у родителей).2. Все-таки читать, причем любую литературу.3. Стараться быть внимательным на уроках русского языка в школе.Попробуйте выполнять некоторые советы, и вы на своем опыте сможете увидеть, что для того, чтобы стать грамотнее, вовсе не обязательно иметь какие-нибудь сверхспособности от рождения, главное поставить перед собой цель и сделать все возможное для ее достижения.Быть грамотным важно, потому что МЫ – Будущее нашей ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ.Хочется верить, что на этом мои исследования в данном вопросе не закончатся. Буду и в дальнейшем обращать внимание на грамотность в речи моих друзей и сверстников и по возможности прививать им интерес к русскому языку, его многообразию и красоте.ПАМЯТКА «КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ».
  • Больше читайте. Старайтесь читать в любое свободное время. Будет замечательно, если вы отдадите предпочтение классическим произведениям русских и зарубежных авторов, но не стоит пренебрегать разными жанрами вообще. Много полезной информации содержится в интересных тематических и отраслевых журналах. Читая, вы будете узнавать новые слова и термины, а также расширять кругозор.
  • Читайте вслух. Это необходимо для развития навыка чтения и постановки правильной и четкой дикции. Читая вслух, старайтесь соответствовать знакам препинания, выдерживать паузы, выделять речевые обороты и прямую речь, подбирать правильные интонации. Кроме того, читая вслух, вы будете лучше запоминать прочитанное, но помните, что в вашем багаже знаний должна быть полезная, а не бестолковая информация.
  • Переписывайте. Еще один способ повышения грамотности, правда касается он грамотного выражения мыслей на письме. Просто берите отрывки из любимых произведений и переписывайте их в тетрадь или блокнот. Так вы будете запоминать не только правильное написание слов, но и расстановку знаков препинания, особенности выделения различных оборотов и других важных элементов письменной речи.
  • Общайтесь с интеллектуалами. Круг общения самым прямым образом влияет на интеллект и развитие человека. Если вы хотите быть грамотным, старайтесь выбирать для общения людей, общение с которыми будет мотивировать вас к личностному, духовному и интеллектуальному росту. Взаимодействие с ними просто не позволит вам оставаться на прежнем уровне и будет постоянно подталкивать вперед.
  • Смотрите развивающие видео. Сегодня в Интернете можно найти как массу мусора, так и огромное количество интереснейших видеоматериалов: лекции и семинары, тренинги и выступления, просто любопытные развивающие видео. Смотрите то, что вам нравится, но не забывайте и о тонкой грани, разделяющей полезное времяпрепровождение от бестолковой траты времени.
  • Постоянно занимайтесь самообразованием. Несмотря на то, что эта задача по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплинированность. Плюс к этому необходимо учиться не поддаваться лени, планировать свою занятость и умело распределять задачи.
  • Список литературы:
  • Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/М.В. Иванова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.
  • Беднарская, Л. Д. Грамотный человек: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.
  • Трофимович, Т. Историческая грамматика русского языка: учеб. пособие/Т. Трофимович. – М.: ТетраСистемс, 2011.- 208 с.
  • Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: пособие по русскому языку/ Л.А.Вербицкая. – М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.
  • Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно: учеб. пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 256 с.
  • Источник: ,© e-history.kz