"Путешествие лягушонка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путешествие лягушонка"
Автор: Петрович Елена Эдуардовна

МБДОУ МО№138 «Рябинка» граснодар.Вос – ль: Петрович.Старшая группаТема: «Путешествие лягушонка»Цель: Познакомить детей с некоторыми представителями животного и растительного мира водных экосистем.Задачи:
  • Расширить и углубить знания детей о водных экосистемах. Научить детей выявлять отличительные признаки, приспособления к среде обитания.
  • Развивать навыки проведения простейших опытов, наблюдательность, внимание.
  • Уточнить знания об обитателях водоемов
  • Воспитывать чувство ответственности за свои поступки в природе.
  • Оборудование: мультимедийное оборудование, диск с презентацией «Путешествие лягушонка», магнитная доска.Тип занятия: комбинированный.Форма проведения занятия: игра - путешествие.Методы: Словесные - рассказ, беседа, объяснение, вопросы, художественное слово;Наглядные - работа со слайд программой «Путешествие лягушонка», показ иллюстраций.Практические - работа с инструктивными карточками, Игровые - «путешествие» по озеру, физминутки в виде выполнения имитационных движений обитателей водоёма.1. Вводная часть: Организационный момент (тихо звучит музыка, слышится плеск воды…).Вос – ль: Ребята! Посмотрите, какой замечательный день, я предлагаю вам сегодня отправиться в удивительное путешествие по водоемам, чтобы познакомиться с его обитателями. Давайте все станем в круг, и поиграем с вами в игру «Назови признак воды» Мы будем бросать мяч друг другу и называть признак, который имеют отношение к воде. Вода, может быть какой? (Прозрачной, безвкусной, мутной, солёной, холодной, замёрзшей, тёплой и т.д.)2. Основная часть: Вос – ль: - Ну, что, вы готовы, тогда отправляемся в путь. Однажды, в теплый летний день, появился маленький лягушонок. Он впервые очутился в озере и с любопытством начал оглядываться: «Ой, куда это я попал? - И где моя мама?». Ему стало страшно, и он решил отправиться на ее поиски. Давайте и мы последуем за ним. А как лягушонок передвигается в воде? (дети имитируют движения лягушонка). Приготовились, поплыли….Плывет лягушонок, по сторонам оглядывается, и вдруг, прямо перед собой он увидел… - Ребята, что увидел лягушонок? (предполагаемые ответы детей: водные растения, которые называются водоросли). С детьми строим модель водоема Ребёнок выбирает из лежащих перед ним изображение водорослей и помещает его на водоём.Вос - ль: А для чего в водоёмах растут водоросли? (предполагаемые ответы детей: водоросли выделяют в воду кислород, которым дышат рыбы, служат для них пищей, в водорослях хорошо прятаться). И поплыл лягушонок дальше искать свою маму. И вдруг увидел на водорослях… Вос – ль: - А кого он увидел вы узнаете, разгадав загадку: Сама ползёт, на себе дом везёт. Кто это? (улитка) - Ребята (имя ребёнка) найди на столе изображения улиток.Ребята, лягушонку очень интересно, для чего нужны улитки в водоёме? (Обобщить ответы детей - разрушают продукты жизнедеятельности рыб, чистят водоем от зарастающих водорослей. Словарная работа – улитка – катушка, прудовик). Поплыл лягушонок дальше. Решил поискать маму на поверхности водоема. И вдруг видит, навстречу ему плывет жук – плавунец. Найдите его, пожалуйста, и поселите его в нашем водоеме. Здравствуйте, а вы мою маму не видели? – спросил лягушонок. Но жук – плавунец ничего не ответил, только быстро замахал лапками и спрятался в водорослях.Вос – ль: - Почему жук испугался лягушонка? (предполагаемые ответы детей: лягушки питаются насекомыми). В воде живет много различных насекомых. Найдите изображение еще одного насекомого у себя на столе. Это клоп – водомерка. И жук-плавунец и клоп-водомерка – хищные насекомые, и они служат пищей для речных обитателей. Нырнул лягушонок поглубже, и у самого дна увидел удивительное существо. Кого увидел лягушонок? Найдите изображение карася и поместите его в водоем. Вос - ль: Ребята, а чем покрыта кожа рыб? (Кожа у рыб покрыта чешуёй.)- А зачем рыбке чешуя? Чешуя защищает кожу рыбы от различных повреждений.- А что помогает рыбам передвигаться в воде? (У  рыб есть плавники, хвост, у них обтекаемая форма тела).- А что помогает рыбам дышать?  (Для дыхания рыбам нужны жабры).Карасик, спросил лягушонок, а почему я зеленого цвета, а ты золотистый? Но прежде чем карасик ответит лягушонку, давайте выполним следующее задание.Моделирование:Цель: подвести детей к самостоятельному выводу, что живым объектам природы нужна защитная окраска, и она зависит от места обитания.Ребята, перед вами лежат изображения рыбок разного цвета (зеленого, красного, жёлтого, выберите себе любую, которая вам понравилась, и положите её на дно водоема. Рыбке, какого цвета легче спрятаться на песчаном дне? (предполагаемые ответы детей: жёлтого). У карасика много врагов. Его защитная окраска помогает ему быть невидимым на фоне песчаного дна. Теперь ты понял, почему мы разного цвета? – спросил лягушонок (педагог читает стихотворение Аиды Фёдоровой):Как - то Тим под старым клёном,Размышляя – вот дела!Почему меня зелёным моя мама родила?Вдруг в лесу заухал филин,И голодный волк завыл.Звуки Тима с мысли сбили, Всё, что думал, он забыл.И, уснув под старым клёном, Так осмыслить не сумел,Как прекрасно быть зелёным, Чтоб никто тебя не съелИли просто не обидел, Потому что ты врагу, Никогда не будешь виденНа зеленом, на лугу. Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на изображение карася, какой величины у него рот? Имея такой рот, чем он может питаться? (предположительные ответы детей: карась питается насекомыми и растениями).А когда станет холодно, насекомые спрячутся, водоросли исчезнут, кушать будет нечего, вот зароюсь в песок, и просплю до весны.Поплыл лягушонок дальше. И вдруг в водорослях он увидел еще одну рыбу. Решил лягушонок у нее про маму узнать. Воспитатель: Кого увидел лягушонок? (педагог загадывает загадку)Хищник водится в воде,В речке, в озере – везде.Может цапнуть вас за руку!Рыбы все боятся … (щуку) - Найдите на столе изображение щуки и выложите его в водоеме Но тут лягушонок услышал: Куда ты, глупыш! Быстро прячься! – прошелестели водоросли.Воспитатель: - Ребята, почему лягушонку надо прятаться? (предполагаемые ответы детей: щука хищник и охотится на лягушек). Правильно, щука - хищник, и она питается лягушками, карасями и другими рыбами. Но она необходима для водоема, ведь она является речным санитаром, в первую очередь, поедая заболевших и погибающих рыб, очищая тем самым водоем. А ещё щука является речным хамелеоном, т.е. меняет свою окраску в зависимости от дна водоёма.Игра «Найди отличие»Дети рассматривают изображение щуки, сравнивая её с карасем по форме тела, величине рта, окраске (педагог подводит к выводу - зачем щуке такая окраска, что ей легче маскироваться в водорослях, поджидая добычу, стреловидная форма тела помогает охотиться).Ой, а вон там, под старой корягой кто-то шевелится – сказал лягушонок. Воспитатель:Кто спрятался под корягой? (педагог загадывает загадку)Он в самом омуте живет,Хозяин глубины.Имеет он огромный рот,А глазки – чуть видны (сом) - Найдите изображение сома и выложите его в водоеме. Сом является самой большой речной рыбой. Как вы думаете, а чем питается сом? (предположительные ответы детей). Он, как и щука, является хищником. Любит плавать у самого дна, выбирая места поглубже. Спрячется сом под корягу, выставит усы, проплывающие мимо рыбки, думают, что это червячки, а он раз и … Это речная рыба, тело которой не покрыто чешуёй. И сом и щука зимой не спят, но ведут малоподвижный образ жизни. Активность появляется с приходом весны. - Ребята посмотрите на наш водоем. Каким он получился? Кто живет в вашем водоёме? Как его обитатели приспособились к жизни в воде? (предполагаемые ответы детей). Какую роль в водоеме выполняет каждый из них? - А теперь лягушонок предлагает поиграть. Игра «Я целое ты часть»Ход игры: ( я … – ты какая моя часть, для чего ты мне нужна?)Воспитатель:Ребята мне очень понравилась модель нашего водоёма, У вас получилось так красиво, - Давайте посмотрим, что делает наш лягушонок. Оказывается, он уже нашел свою маму.А чтобы вы помнили о нем, давайте покатаем его на нашем лифте Системный оператор «Лягушка»С. О. – в центре «лягушонок»Рассматривается подсистема Вос - ль: что может этот лягушонок?Дети: прыгать, плавать, квакать…Вос - ль: смотрите, сколько всего умеет лягушонок, а что есть у лягушонка для того, чтобы он прыгал, плавал? (лапки)Вос - ль: а чтобы квакал и ловил комаров? (рот, а во рту - язык) еще какие части есть?Дети: тело, глаза, голова.На С. О. – прошлое. Вос –ль: А раньше кем был лягушонок? (икринка, головастик)- какие части появляются? (лапки)- а с хвостом что происходит? (хвост исчез)- головастики по действию что умеют делать? (умеют плавать)- а прыгать умеют как лягушки(нет)- почему? (потому что у них только две лапки)На С. О. - будущее Вос – ль: Это было в прошлом. Давайте теперь посмотрим, что будет с нашим лягушонком, когда он вырастет? (это будет большая лягушка)Вос – ль: Да, по размеру станет побольше. Что он будет делать по действию? (быстро прыгать, сможет спрятаться от врагов, будет ловить комаров, мух, будет громко квакать и т. д.3. Заключительная часть. - Наше путешествие закончено. Скажите, что нового, интересного вы узнали на занятии? Что вам запомнилось больше всего? - В какой цвет вы бы раскрасили ваше настроение после вашего путешествия? - Ребята, большое спасибо всем за работу, вы были активны на протяжении всего занятия, внимательны, правильно отвечали на вопросы, и я надеюсь, что знания, полученные на занятии, помогут вам в дальнейшей учёбе.