РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-Х КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-Х КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Автор: Симонова Наталия Владимировна
реализация внеурочной деятельности в 5-х классах
в условиях перехода к стандартам третьего поколения
В эпоху быстрой смены технологий наиболее востребовано формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.
Внеурочные занятия направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Главной целью работы с классом является формирование разносторонней направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.
Основная задача внеурочных занятий – продолжить давать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения, в сфере основ наук. На внеурочных занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных.
Занятия в 5-х классах проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Основные принципы работы с пятиклассниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста. В результате это обеспечит активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны, формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам, повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
Данная статья входит в сборник методических материалов педагогов МОУ Гимназии № 6 г. Воркуты, реализующих внеурочную деятельность в 5-х классах в рамках ФГОС.
Реализация внеурочной исследовательской деятельности лингвистической направленности в 5-х классах в рамках ФГОС
Гуманитарное воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами лингвистического воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся коммуникативной компетентности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Логика построения внеурочной исследовательской деятельности обусловлена последовательной системой по овладению учащимися основами исследования. На мой взгляд, внеурочная исследовательская деятельность побуждает к мыслительной активности, учит наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, к языковым процессам. Исследовательская деятельность лингвистической направленности способствует развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений; участвовать в творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, марафонах, конференциях.
Работа над исследовательским лингвистическим проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой я предлагаю ученикам собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Для каждого проекта определяется порядок действий.
Обычно я выбираю общую тему или организую ее выбор учениками в соответствии с образовательными программами. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы я не только предлагаю большое число подтем, но и подсказываю ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо виртуальные экскурсии.
После того как собраны сведения по большей части подтем, я фиксирую этот факт, напоминаю запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждаю с детьми, какие проекты (исследования, творческие работы и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: рисунок, стихотворение, поэма, дневник, исследовательская работа, реферат, сценарий, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, фоторабота, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Обычно дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему, такая работа выполняется добровольно. Нет необходимости принуждать детей, каждый должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе внеурочной работы формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании проекта или исследования проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. Очень часто помимо публичной презентации работа отправляется на конкурс определенного уровня.
Особенностью внеурочной исследовательской деятельности является реализация педагогической идеи формирования у 5-классников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве деятельность обеспечивает реализацию следующих принципов: непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех моих учащихся во внеурочной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Проекты моих учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Метод проектов, учитывая возрастные особенности пятиклассников, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое ведущее место в подростковом возрасте (начиная с 5 класса). К основным методам и технологиям проведения занятий можно отнести: беседу, игру, практическую работу, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельную работу, защиту исследовательских работ, мини-конференцию, консультацию.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: творческая работа, исследование (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Мои ученики делают сообщение о проделанной работе, а моя задача – особо следить за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.