«Внеклассное мероприятие ко «ДНЮ ЗЕМЛИ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Внеклассное мероприятие ко «ДНЮ ЗЕМЛИ»
Автор: Агафонова Людмила Борисовна

«Внеклассное мероприятие ко ДНЮ ЗЕМЛИ»Агафонова Л.Б.Учитель технологии и биологии МБОУ СОШ № 70горонеж«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля». (К. Паустовский)«Человек не может не занимать природе. Он вязан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее». (И. Тургенев)« Человек, который понимает природу, — благороднее, чище». (Л. Леонов)«Счастье — это быть с природой, говорить с ней». (Л. Толстой)Полна чудес могучая природа1-й ведущий. Друзья! Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные... Это — природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит нас, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна.В 1969году в Санта-Барбаре (США) произошел аварийный разлив нефти. Загрязнились пляжи, вода. Морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношении к окружающей среде.С 1970 года22 апреля в мире отмечается День Земли- день активных и практических дел в адрес природы.2-й ведущий. Красота простой и безыскусственной русской природы — неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композито ров. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.Экскурсовод. Русская природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. Однако у людей особое благого- вейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколько удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая сила переживать, волноваться, вспоминать о чем-то своем.1-й ведущий. Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Безумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды. Звучит песня «Прости, Земля!»2-й ведущий. Ученые предупреждают: если человечество не изменит свое бездумное, безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждет экологическая катастрофа и оно погибнет. Признаки глобальной беды уже налицо: высокая концентрация в атмосфере загрязняющих и радиоактивных веществ, уменьшение озонового слоя, разрушение почв, сокращение площади леса, наступление пустыни, загрязнение водоемов, истощение водных запасов, истребление животных.Экологическими тропами1-й ведущий. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек — тропу, а тысяча — пустыню». Так вот давайте пройдем по нашей тропе так, чтобы оставить за собой след.Экологическая тропа — это книга природы, на которой создаются условия для формирования культуры поведения человека в окружающей среде.Маршрут нашей тропы таков:экология основных геосфер планеты Земля: атмосферы, гидросферы, литосферы;— экология биосферы: растения и животные, — экология производства и здоровья человека.2-й ведущий. Чтобы тропа стала «говорящей» мы сделали специальные пометки на щитах. Они будут служить источником наглядной путевой информации.Для экологической тропы предусматриваются следующие правила поведения: — запрещается рвать любые растения;— запрещается собирать гербарии, камни, коряги;— двигаться по тропе нужно без лишнего шума,— нельзя пользоваться транспортом, радиоприемниками, магнитофонами.2-й ведущий. Итак, в путь, дорогие друзья!1-й ведущий. Как прекрасна наша Земля!Как планета она существует несколько миллиардов лет. И всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек. Как же живется сегодня этой планете вместе с человеком? К сожалению, нелегко.1-й экскурсовод. Наша первая остановка называется «Тревоги пятого океана». «Пятым океаном» называют атмосферу. И действительно, мы живем на дне великого воздушного океана, пользуясь благами, которые он нам дарует. Воздух для дыхания, вода для питья, благотворные дожди для обильного урожая, «озоновый зонтик» для защиты от губительных излучений — все это безвозмездно предоставляет нам атмосфера. В силу обычного человеческого эгоизма мы даже не задумываемся над тем, откуда берутся необходимые нам вещества и явления — они были, есть и будут всегда, думаем мы...Впрочем, всегда ли?Земля знала времена, когда атмосфера ее была губительна для всего живого. И эти времена могут вернуться. С той лишь разницей, что раньше так распорядились процессы мироздания, а теперь атмосферу может погубить человеческая деятельность.Пока человек не вмешался в природные процессы, равновесие элементов атмосферы поддерживалось само собой. Но постепенно технологии стали настолько развитыми, что человеческая деятельность стала серьезно влиять на естественный ход событий. Выбросы газов и пыли с различных предприятий приводят к тому, что защитные слои атмосферы разрушаются, пропускают ультрафиолетовые лучи: смешиваясь с ядовитыми химическими соединениями, водяные пары проливаются на Землю кислотными дождями и губят все живое. Это все ведет к нарушению природного баланса.Сегодня температура вблизи земной поверхности неуклонно растет. С 1900 года она выросла на 0,5 0 С. А со времени ледникового периода температура повысилась на 40 С.Главная опасность потепления — таяние ледников, что может повысить уровень моря. Это приведет к смешиванию климатических зон. Уже сейчас погода становится непредсказуемой.2-й экскурсовод. Загрязнение атмосферы газами метаном, оксидами азота, фтора приводит к «парниковому эффекту». Количество СО в атосфере растет с угрожающей скоростью. В 1850 г. На 1 миллион литров воздуха приходилось 250 л. СОТ а в 1988 г. - 350 л.Роль озонового слоя трудно переценить: он поглощает 99 0/0 губительного для организмов ультрафиолетового излучения солнца. Однако озоновый слой из года в год становится все тоньше. В 1987 году была зарегистрирована озоновая дыра по площади равная США. Если интенсивность ультрафиолетового облучения поверхности Земли возрастет всего на 1 0/0 это может привести к катастрофическим последствиям. Появятся много новых больных раком кожи, увеличится заболеваемость тяжелой глазной болезнью — катарактой.И, наконец, начнут исчезать живые организмы, которые являются основой пищевой системы Мирового океана — планктон. Также губительно ультрафиолет действует на молекулы живых организмов, которые «отвечают» за наследственность, определяет физическое развитие.Если механизм наследственности будет «разрегулирован», трудно представить, что станет с жизнью на планете.Поэтому свое отношение к атмосфере и ее бедам определяйте самостоятельно. Либо живите так, как будто ничего не случилось, либо попытайтесь хотя бы частично возместить «пятому океану» тот вред, который наносит цивилизация.Звучит песня «Чистые пруды».1-й ведущий. Вода — живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью.3-й чтец. Куда ни пойду я — Повсюду река.В ней дивное диво — Плывут облака!В ней водится рыбаИ я вёду речь О том, как мы речку Сумеем сберечь.2-й ведущий. Несмотря на поставленную ООН задачу обеспечить всех жителей планеты чистой питьевой водой, около трети человечества не имеет таковой.Давайте сделаем вторую остановку на нашей экологической тропе у Воды — колыбели жизни.Звучит песня Ю. Антонова «Море».3-й экскурсовод. Человек не может обойтись без воды, но, тем не менее, океан остается для него средой чуждой, а порой — враждебной. А ведь океан — колыбель всего живого.К стыду своему, человечество должно признать: даже в наши дни бурного развития науки об океанских глубинах известно немногим больше, чем в эпоху античности. Порой мы лучше знаем строение далеких планет, чем собственную колыбель.Человечество, слава Богу, перестало восторгаться по поводу бурного развития науки и техники в ХХ веке. Настала пора спросить себя: не слишком ли дорогую цену платим мы за эти успехи, превращая мир в огромную свалку?К сожалению, Мировой океан постепенно становится главным заложником технических «побед». Не умея как следует использовать его ресурсы, мы уже успели основательно загадить когда-то чистые воды. По данным всемирной организации «Объединенная программа защиты окружающей среды» человечество «производит 20млрд. тонн отходов и 85% из них сбрасывается в водные бассейны. Почти вся грязь остается в прибрежных акваториях. становясь причиной больших и малых экологических бедствий.4-й экскурсовод. Стыдно в этом признаться, но человечество давно включило реки, моря и океаны в систему канализации. Сточные воды сливаются в акватории без предварительной очистки.Кромсаем лед,Меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот…Но мы еще придем просить прощеньяУ этих рек, барханов и болот.1-й чтец. Земля, что вынул экскаватор,Лежала теплой, чуть дыша...Заметил кто-то виновато:«И в черном теле есть душа».Как вы уже поняли,это третья остановка на нашей экологической тропе посвящена Земле.Земля наш общий дом экскурсовод. Земля. По современным оценкам за всю историю своего существования человечество разрушило 2 миллиарда га плодородных земель это больше площади ныне обрабатываемых полей и пастбищ.Плодородие иссякло от чрезмерной химизации.«Потрудились» и строители, и просто окрестные жители. Завалили мусором окретные луга.Вывод однозначен – мы выживем, если изменим свое отношение к земле-кормилице!Она лежит сегодня перед вамиОтечная от дыма и свинца.Вам было одолеть ее непросто,Но в рукопашной с нею глаз на глазВы проявили силу и упорство…А где же милосердие у вас?Нам тоже небезразлична судьба планеты, и поэтому мы попытались сделать такой же флаг, правда в миниатюре.Это работы ребят, которые затем мы объединили в один большой флаг, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли. Давайте возьмемся за руки во время торжественного поднятия нашего флага. Очень хочется, чтобы наша Земля была также сказочно красива.Планета наша весьма засорена. Но мы еще не осознали опасности жизни на этой огромной свалке Мы-то пока не ней живем, но смогут ли жить наши дети?2 чтец. Как яблоко на блюде,У нас Земля одна.Не торопитесь людиВсе выскрести до дна.Не мудрено добратьсяДо скрытых тайников.Разграбить все богатствоУ будущих веков (М.Дудин)2 экскурсовод. Что бы нормально житьюдям необходимы полезные ископаемые. Ученые подсчитали. Что если мы будем использовать природные ресурсы такими темпами, как сейчас, то их не хватит надолго. Поскольку полнзные ископаемые ограничены и невосполнимы. Они должны использоваться особенно экономно. Природа подвергается постоянному воздействию человека, и это не может обернуться ничем хорошим.4 экскурсовод. По этому человечество встревожено не только быстрым истощением природных ресурсов Земли, но и загрязнением Биосферы. которая в свою очередь оказывает воздействие на здоровье человека.Исследование здоровья людей в промышленных городах свидетельствует о том, что их состояние вызывает тревогу. Растут заболевания крови, органов дыхания, состояние репродуктивной функции у женщин. Для выяснения влиягия экологии на заболеваемость людей проводились исследования на присутствие вредных веществ в воздухе, воде и почве. В некоторых областях страны между их присутствием и смертностью наблюдается прямая связь.2-й ведущий. Все дальше ведет нас экологическая тропа. А вот и лес!По страницам Красной книгиЗвучит стихотворение на фоне песни «Березовый сок» или «Березы».3-й чтец. Все так изранено в лесу, Как после дней войны.Здесь уцелевших не найти — Ни ели, ни сосны.Березу ножиком пырнул Какой-то живоглот.Мне кажется, из-под корыСлеза моя течет.От этой черствости людскойБолит душа моя. Под искалеченным дубком Не ветер стонет Вот муравейник подожжен Кощунственной рукой, Мне кажется, горит не он, А дом пылает мой. Земля в ожогах и рубцах, Как в дни большой беды, Хмельного ухарства следы, Беспечности следы. Ушли, обидев красоту, Смутив лесной уют,Не услыхав, что за спиной Все листья слезы льют.(П. Бровко)1-й ведущий. Интенсивно идет облысение планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее его существование. Трудно представить себе Землю без лесов. Лес — ЧУДеСНОе творение природы. Он прекрасен во все времена года. Лес украшает Землю. «Они (звуки леса) учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение», — писал А. П. Чехов.Звучит фонограмма «Звуков леса».2-й ведущий. Тютчев писал, то «природа не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». К сожалению, не всем дано любить природу, слушать ее язык, понимать и беречь ее.1-й экскурсовод. Многие считают, что разнообразие и численность животных и растений настолько велики, что уничтожить их практически невозможно. Красная книга говорит об обратном — может быть, скоро перестанет куковать нам кукушка, не пропоет больше малиновка, не будет всего того, во что мы влюблены с детства.Звучит песня «Малиновка».1-й ведущий. Природа нашего края своеобразна и богата. Все эти богатства — источник благосостояния наших жителей. Вот почему большое внимание уделяется изучению природы, ее охране и преобразованию. Приняты серьезные меры дляохраны зеленых насаждений, рыбных запасов, а также редких и исчезающих животных и растений, которые уже попали на страницы Красной книги нашей области.«Войдем в природу другом»4-й чтец читает стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».1-й ведущий. Как мы видим из стихотворения, в природе нет ненужных растений, животных и других организмов. В природе все живые существа находятся в тесной взаимосвязи между собой, т.е. все в природе находится в экологическом равновесии, и нарушение этого равновесия приводит к очень тяжелым последствиям, к гибели целых экосистем. Чтобы не нарушать экологического равновесия в природе, все люди должны соблюдать правила поведения в гостях у Природы. Вот они. (Показ плаката с правилами.) Все мы должны беречь и охранять природу. (Раздача напечатанных правил.) Давайте сейчас проведем конкурс плакатов «Берегите Землю». 2-й ведущий. Друзья, вот эта планета (показывает глобус) колыбель человечества, наш дом. Но наша Земля тяжело и неизлечимо больна. Многие исследователи и ученые считают, что эту болезнь еще можно остановить. За ее здоровье ответственен каждый город, КЮКД>Й поселок, каждая семья и каждый человек. Так пусть же наш дом всегда будет чистым и уютным.1-й чтец. Берегите Землю! БерегитеЖаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики,На тропинке солнечные блики,На камнях играющего краба,На могиле тень от баобаба,Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите.2-й чтец. Берегите Землю! Берегите Чудо песен городов и весей,Мрак глубин и воду поднебесий,Старости последнюю ограду,Женщину, бегущую к детсаду, Нежности, беспомощное пенье, И любви железное терпенье.3-й чтец. Берегите молодые всходы,На зеленом празднике природы,Небо в звездах, океан и сушуИ в бессмертье верящую душу, Всех судеб связующие нити.4-й чтец. Берегите Землю! Берегите Времени крутые повороты,Радость вдохновенья и работы.Древнего родства живые свойстваДерево надежд и беспокойства, Откровение земли и неба,Сладость жизни, молока и хлеба.1-й чтец. Берегите доброту и жалость, Чтоб она за слабого сражаласьБерегите будущего радиЭто слово из моей тетради Все дарю!И все от вас приемлю!Только берегите, люди, Землю! (М.Дудин, «Берегите Землю»)