Автоматизация звука [Р]» с помощью нейропсихологических игр с элементами нейростимуляции .


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Автоматизация звука [Р]» с помощью нейропсихологических игр с элементами нейростимуляции .
Автор: Караванова Елена Викторовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Березовый. Хабаровского края Солнечного района.
Номинация: Методическая разработка.
Конспект индивидуального логопедического занятия .
Автоматизация звука [Р] с помощью нейропсихологических игр с элементаминейростимуляции .
Автор: Караванова Елена Викторовна
учитель-логопед
п.Березовый 2023 г
Пояснительная записка
Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария одна из главных причин трудностей в усвоении письма и чтения в школе.Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие двух полушарий.Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, то ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координации пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому. Анализируя результаты обследования детей психологомедико-педагогической комиссии, прослеживается тенденция увеличения числа детей младшего школьного возраста с речевыми нарушения. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга детей. И чтобы помочь детям скорректировать механизмы мозговой деятельности, оправдано применение в логопедии нейропсихологических методик, так как нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему. Я разрабатываю систему коррекционно-развивающих занятий с учетом своеобразия психологических особенностей речи у школьников. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедическое занятия для таких детей – это тяжелый труд, особенно занятие по коррекции звукопроизношения. Поскольку процесс автоматизации звуков достаточно трудный и длительный, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для ребенка. Хочется увлечь ребенка, удивить, его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Поэтому игры и интересные упражнения занимают большое место при автоматизации звуков. И сегодня мне хотелось бы поделиться некоторыми упражнениями с использованием нейропсихологических игр с элементаминейростимуляции , которые я использую на этапе автоматизации звуков. В результате систематических и комплексных занятий у детей наблюдается положительная динамика в развитии правильной речи.
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [Р] с помощью нейропсихологических игр с элементаминейростимуляции .
Цель:Автоматизация, четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях с элементаминейростимуляции.
Задачи:
1.Коррекционно- характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ используя на занятии элементы нейростимуляции .
2. Развивать зрительное внимание.
3. Обеспечить достаточный уровень активности и наличие интеграции в работе левого и правого полушарий головного мозга.
4.. Воспитывать самоконтроль за речью и поведением.
Создать ребенку положительный эмоциональный настрой.
Вызвать у ребёнка желание заниматься с логопедом.
Продолжительность занятия 20 минут.
Возраст детей: 8-10 лет
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Зеркала; игрушка мягкая черепашка, картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р], смайлики.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед предлагает ребенку угадать загадку, чтобы узнать – кто придет в гости на занятие
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
Логопед предлагает ребенку угадать загадку, чтобы узнать – кто придет в гости на занятие:
Идет спокойно, не спеша -
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит… (черепаха)
- Познакомься, это черепаха Тортилла, мы будем с ней играть.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. Удивились – рассердились (чередуем до 5 раз).
2. Надули щеки – сдули щеки (чередуем до 5 раз).
3. Трубочка – улыбочка (чередуем до 5 раз).
4. Построили заборчик – убрали (чередуем до 5 раз).
5. Лопаточка - иголочка (чередуем до 5 раз).
6. Качели - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): Верх – вниз, вверх – вниз… - Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:
1. - Сделаем упражнение Дворник: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).
- Молодец.
2. – А сейчас сделаем упражнение Маляр: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем небушко (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы небушку было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
3. - Упражнение Грибочек: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).
4. – Выполним упражнение Гармошка: делаем все также как и при выполнении упражнения Грибочек, но открываем и закрываем рот (под счет до 10).
- Молодец, отдохни, проглоти слюну.
3. Сообщение темы занятия.
- Отгадай загадки:
1. И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без
страха
В этом доме… (Черепаха)
Хищник рядом. Не бежит…
Этот зверь не знает страха?
панцирь, спрятавшись, лежит
Неподвижно… (Черепаха)
3 Будто тазик кверху дном,
Крепкий панцирь.
Кто же в нем?
Вдоль по берегу без страха
Шла большая… (Черепаха)4.Носит домик роговой,
Прячет хвостик с головой,
Панцырь — щит её от страха,
А трусиха — … (Черепаха)
- Молодец! А что ты знаете о черепахах, какие они?
Послушайте стихотворение о черепашке.
Моей черепахе,
Наверно, лет двести -
Чуть-чуть проползет
И застынет на месте.
Дойдет до коробки,
Где мягкая стружка,
И дух переводит,
Совсем как старушка.
А если судить
По морщинистой коже,
Египетских мумий
Она не моложе.
Такою я помню ее
С малолетства -
Она мне досталась
От деда в наследство.
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])
- Назови слова, в которых звук [Р] стоит:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.
4.Игры на автоматизацию изолированного звука
- Посмотри на картинку и произнеси звук [Р], как будто бы рычит Тигр идет к тигрёнку и рычит [РРРРРРР].
По картинке ведет пальцем и произносит звук [Р] (плавно, прерывисто, медленно и т.д.)
5.. Характеристика звука.
- Когда мы произносим звук [Р]:
- в каком положении находятся губы? (в улыбке);
- а зубы? (их видно);
- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);
- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Р]:
- звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый.
6. Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:
А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.
- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
Ро, ры, су, ур, фо, до, па, Ра, ад, Ир, ил, ор, ол.
7. Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия. Дидактическая игра Черепашки, (проводится на ковре). Логопед:
- Тортилла рассказала мне, что черепахи откладывают яйца в теплый песок и через некоторое время появляются маленькие черепашки. Их так много, что наша черепаха Тортилла не может найти своих детенышей, помоги ей – выбери только таких черепашек, у которых на панцире картинка со звуком [р’]. Ребенок рассматривает черепах, называет картинки на панцирях, выбирая нужные (репа, матрешка, снегирь, брюки, абрикос, мандарин.
8.Автоматизация звука [Р] в слогах.
- Запиши в тетради столько слогов со звуком [Р], сколько я прохлопаю (4 раза) ( записывает любые 4 слога).
- Назови их.
- Повтори цепочку слогов:
Ро-Ру-Ро ИР-уР-иРКро – гро
Ра- Ра-РыоР-яР-оРТрэ - дрэ
- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):
О Я Э
Р А И Р Р Ы
У Ы О
9. Физкультурная минутка.
Логопед:
В черном море как то раз,
Две веселых черепашки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет.
Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом.
10. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях:
- Посмотри на картинки, назови их.
- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение.
11. Итог занятия Я тебе хочу рассказать, сказку про черепашку.
Сказка "Черепаха, слон и бегемот"
Однажды, встретив Черепаху, Слон протрубил: "Прочь с дороги, слабое существо, - я могу наступить на тебя!" Черепаха не испугалась и осталась на месте, так что Слон на нее наступил, но не смог раздавить. "Не хвались, господин Слон, ведь я такая же сильная, как ты", - сказала Черепаха, но Слон только расхохотался. Тогда Черепаха предложила ему встретиться на холме на следующее утро.
Назавтра, пока не встало солнце, Черепаха спустилась с холма к реке, где встретила Бегемота, - тот как раз направлялся в воду. "Господин Бегемот, не помериться ли нам силой? Могу поспорить, что не уступлю вам", - сказала Черепаха. Бегемоту показалась забавной такая нелепая выдумка, но он согласился. Черепаха велела Бегемоту держать в пасти конец длинной веревки, пока она не крикнет "Эй!". Затем Черепаха поторопилась на холм, где ее уже ждал Слон. Она дала Слону другой конец веревки и сказала: "Как только я крикну "Эй!"- начинай тянуть веревку. Посмотрим, кто из нас сильнее". С этими словами она прошла полдороги вниз по холму, откуда ее не было видно, и крикнула "Эй!". Слон и Бегемот тащили, тащили, но никто не смог перетянуть другого - их силы были равны. Каждый из них согласился, что Черепаха равна ему по силе. Никогда не делай сам того, что могут сделать за тебя другие. Черепаха заставила других поработать за себя, а почести достались ей.
12. Заключительная часть
Тарара, тарараПостарались на ура!Мы со звуком поиграли.Правильно его сказали.Черепашка будет, радНаучился он рычать!
Рефлексия .Если тебе понравилосьзанятиевозьми веселого смайлика, если нет – грустного. Подними его вверх, чтобы я увидела.
Подведение итогов. Обратная связь.
С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])
- Дай характеристику звука [Р].
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
Что вы узнали интересного о черепахах?
Что вам понравилось, что удивило?
-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах и этому научил Черепашку произносить звук [Р]. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
- До свидания.
Анализ организации учебного процесса урока.
Кратковременность орг.момента, быстрое включение ученика в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность.
А также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. На занятии был сделан акцент на нейропсихологическую коррекцию трудностей в усвоении письма и чтения в школе .Содержание занятия соответствует требованиям программы для детей с нарушение речи . Изложение изучаемого материала было доступным. Прослеживалась связь нового с ранее изученным. С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ученика к занятию были подобраны подготовительные артикуляционные упражнения.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, эмоциональное настроение.
Все занятие с моей стороны велся контроль за четкостью и внятностью речи. Использовалась смена деятельности, что способствовало заинтересованности учащегося , активности, устойчивости внимания и поддержанию интереса на протяжении всего занятия.
Ученик был активным, проявлял интерес.
Речевой материал подбирался в соответствии с принципом от простого к сложному. На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Использовала технику правильной речи при произнесении слова, последовательности слов .Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Применялись разнообразные приемы и методы. Смена видов деятельности. Была создана атмосфера доброжелательности.
Я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с учеником, выслушать ребенка, создать ситуацию успеха для него. И применила упражнениями с использованием нейпропсихологических приемов, которые я использую на этапе автоматизации звуков.
Учащийся проявлял положительный эмоциональный настрой и мы достигли поставленных целей. Положительный результатзанятияподтвердил эффективность подобранных мною методов и приемов. Подводя итог, я положительно оценила деятельность ребенка назанятии. По окончании занятия использовала рефлексию, где ученик должен был, используя смайлик, вспомнить этапы занятия. Ученик выбрал веселый смайлик – занятие понравилось.
Учащийся успешно справился с заданиями. На занятии были решены все задачи, цели достигнуты.
Литература:
Буянов М.И. Заикание школьников. М.: Просвещение, 2009.
Ефименкова Л.Н., Мусаренко Н.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. М.: Просвещение, 2007.
Рождественская В.И., Разина Е.И. Воспитание правильной речи у детей школьного возраста. М.: Просвещение, 2006.
Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. М., 2007.
Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. М.: Владос, 2001.
Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2008.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М: АРКТИ, 2002.
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика
// М., 2001.
9.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодаление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008.
10. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии //М., 2005.
Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2008.
10
1