Конспект родительского собрания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект родительского собрания
Автор: Татьяна Александровна Арнаутова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯРОСЛАВНА»Алтайский край город РубцовскКонспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.Тема: Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника 2022г.АННОТАЦИЯ Родительское собрание запланировано с родителями воспитанников средней группы по теме «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника». Оно предназначено для повышения уровня знаний родителей в области экспериментальной деятельности, что поможет им повысить детскую любознательность, а в конечном итоге познавательные интересы ребенка. Будет способствовать становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.СОДЕРЖАНИЕАннотация…………………………………………………………………………2Введение …………………………………………………………………………..4Основная часть…………………………………………………………………….5Заключение………………………………………………………………………..10Список использованных источников…………………………..………………..11Приложение……………………………………………………………………….12ВВЕДЕНИЕВ настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – экспериментально-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый педагог, понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности дошкольника. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Первыми помощниками юного исследователя по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, но анкетирование показало, что родители мало уделяют своим детям внимания и поддержки, поэтому необходима методическая помощь в повышение компетентности родителей в процессе экспериментирования дома.Цель: Заинтересовать родителей деятельностью по ознакомлению детей с окружающим миром через экспериментирование с различными предметами.Задачи:- Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. - Познакомить с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком дошкольником; умение общаться с детьми.Предварительная работа:1. Проведение анкетирования родителей «Детское экспериментирование дома».2. Изготовление приглашений для родителей.3. Оформление консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» Материал и оборудование:
  • Цветная бумага, ножницы, простой карандаш, шаблон цветка, тарелка с широкими краями, емкость с водой (по количеству участников процесса).
  • Пустая бутылка с узким горлышком, воздушный шарик, сода, уксус, мерная ложка (по количеству участников).
  • Высокий прозрачный стакан, мед, вода, спирт. ИЛИ: сахар, 4 мерных емкости, высокий стакан
  • План собрания:- выступление педагога по теме собрания;- фрагмент занятия по экспериментальной деятельности с детьми;- экспериментальная деятельность родителей;- подведение итога собрания.ХОД СОБРАНИЯСлайд 1 на заставку.Воспитатель: Здравствуйте дорогие родители! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Спасибо за то, что вы приняли наше приглашение. Тему сегодняшней встречи вы видите на экране. Слайд 2Наше собрание я хочу открыть словами: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А.Сухомлинский. Слайд 3Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникают у любознательных малышей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы? Экспериментирование может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится образовательная деятельность. Слайд 4И я бы хотела спросить вас, родители, что такое экспериментирование? Слайд 5(Родители высказывают свои предположения).Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-либо результата. Слайд 6Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. И поэтому задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. А какую роль оно играет в развитии дошкольника? Слайд 7Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним встает определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также это развитие любознательности и интереса, мелкой моторики и воображения. Ребёнок способен почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.- Как вы думаете, что необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? (ответы родителей) Вы правильно подметили, что родителям необходимо: слайд 8- Во-первых, самим быть любознательными.- Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.- В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.- В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.- В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.В ходе экспериментальной деятельности, ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила: слайд 9
  • Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
  • Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
  • Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
  • Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
  • Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
  • В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он состоит из мини лаборатории.В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, с помощью которых дети познают тайны живой и неживой природы:
  • Специальная посуда
  • Природный материал
  • Утилизированный материал
  • Прочие материалы: это приборы – помощники
  • Медицинский материал
  • Технический материал
  • Коллекция семян
  • С детьми 5 лет экспериментирование ведется в нескольких направлениях: Слайд 10- живая природа;- неживая природа;- физические явления;- человек;- рукотворный мир.Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.- Сегодня, мы хотим представить вашему вниманию фрагмент занятия с детьми по экспериментальной деятельности. ВИДЕО с детскими экспериментамиВоспитатель: В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю пройти в нашу мини лабораторию. Слайд 11Практическая часть.Воспитатель: Уважаемые родители, вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, Вашим детям очень понравится.Воспитатель: Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. С этой целью я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.Свое выступление хочется закончить китайским изречением:«То, что я услышал, я забыл.То, что я делал, я знаю!»СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.2.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: - Волгоград: Учитель, 2011.3.Гризик Т.И. Познаю мир. - М.: Просвещение, 2000.4.Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004.5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. Анкета «Детское экспериментирование в семье»
  • ФИ ребенка _______________________________________________
  • В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
  • (нужное подчеркнуть):а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);б) пробует создавать что-то новое  из обычных предметов, веществ.
  • С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?  (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
  • Как вы поддерживаете интерес  ребенка к экспериментированию
  • (нужное подчеркнуть): - проявляю заинтересованность, расспрашиваю; - оказываю эмоциональную поддержку, одобряю; - сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность; - другие методы (какие именно?).
  • Какие из наиболее ярких открытий для самого себя, по вашему мнению, сделал Ваш ребенок?
  • Чем радует и удивляет Вас ваш ребенок? (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)
  • Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействии с родителями?
  • Благодарим за сотрудничество!КонсультацияКак организовать детское экспериментирование в домашних условиях?На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений! Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится. Производит впечатление на детей и такой простой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть по - больше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Это можно показать на опыте «Вулкан»: Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма. Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.
  • Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.
  • Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.
  • Вставьте в конус пробирку.
  • Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.
  • А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:
  • Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.
  • Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.
  • Очень простой опыт, но тоже очень интересный:«Яйцо утонет или всплывет?»Материал: 2 яйца, сваренных вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет. В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности. Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу.КонсультацияРоль экспериментальной деятельности в развитии дошкольникаДошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.Во время экспериментов дети испытывают ни с чем несравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданными свойствами и качествами окружающих и близких предметов.Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДОУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:
  • мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
  • воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
  • внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
  • речь;
  • мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
  • Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).Дети учатся анализировать. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как устроен мир?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем.В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.В этом должны помогать и вы родители.Памятка«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»1. Во время купания. В ванной комнате разрешить играть: с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. ( Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром, или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.2.Во время уборки. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь? » Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
  • Во время поливки цветов. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? » Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
  • В ходе проведения ремонта. Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
  • Однажды на кухне. Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее пресной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соленым раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
  • В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.Желаем Вам успехов!