"Развитие алгоритмического мышления детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие алгоритмического мышления детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий"
Автор: Лукашонок Лилия Ивановна
Правильные привычки – ключи к успеху. Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, делают «автоматически» или почти не задумываются над своими действиями. У детей алгоритмы поведения также вырабатываются подсознательно, на основе их приобретенных навыков. Но над тем, чтобы сформировались правильные хорошие привычки, нужно ежедневно работать над этим. Ведь не все дети обладают правильными привычками.Опыт, приобретённый детьми за свою активную жизнедеятельность, формирует базовые психические шаблоны поведения, владение которыми поможет в различных знакомых ситуациях.Хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать идеальные решения для самого себя. А также еще и о том, как поступить ребёнку в новой, сложной, незнакомой ему ситуации без особого стресса. Самый простой и верный способ – учить детей всему, что вы знаете и умеете, и заставлять их думать прежде, чем что-то сделать.Актуальность обучения дошкольников основам алгоритмической грамотности состоит в том, что современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения уже проникли во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике. В нашем детском саду активно развивается техническое творчество и робототехника. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством: от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию.Цель моей работы: процесс формирование алгоритмических умений у дошкольников в образовательном учреждении.Предмет работы: процесс обучения дошкольников основам алгоритмической грамотности на основе развивающих игр конструктора Лего и образовательной среды «Пиктомир».Исходя из актуальности развития навыков алгоритмики и цели моей работы, мной были определены следующие задачи:Обучающие: Рассмотреть теоретические подходы к понятию «алгоритм», его особенности на современном этапе; умение видеть, анализировать и создавать порядок действий,Развивающие:развитие логики, мышления, речи, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы,Воспитательные:воспитание умения взаимодействовать друг с другом в решении практических задач,воспитание творческих способностей ребенка,Общепринятое значение слова «алгоритм» – «способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными».Моя задача, опираясь на склонность детей к приобретению правильных хороших привычек, прививать им навыки и умения, без которых невозможно развитие интеллекта ребенка, формирование мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют осваивать новое.Я в своей работе опираюсь на опыты работ таких авторов, как Светланы Евгеньевны Царёвой, Михаила Павловича Лапчик, которые рассматривали проблему развития алгоритмического мышления детей дошкольного возраста. В отечественной психолого-педагогической литературе имеются исследования развития алгоритмических способностей Светланы Дмитриевны Язвинской.Формы моей работы:ЗанятияИгры Самостоятельная продуктивная творческая деятельностьДосуги Я провожу диагностическое обследование детей по обучению основам алгоритмической грамотности по методике Людмилы Валентиновны Ворониной, Екатерины Александровны Утюмовой – «Развитие творческого потенциала дошкольников через формирование у них алгоритмических умений», где они показывают, что развитие алгоритмических умений дошкольников, учат детей планировать свои действия, работать по правилу, образцу, понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы, анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата, переносить усвоенные способы алгоритмов в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами.В своей работе по обучению детей дошкольного возраста основам алгоритмической грамотности я условно выделяю для себя два этапа работы:Подготовительный этапОсновной этап – непосредственно обучение на занятиях и в повседневной жизни.На первом этапе обучение я начинаю с линейных алгоритмов. В процессе работы дети учатся понимать линейные алгоритмы и применять их в образовательной деятельности.Также в своей работе использую циклические алгоритмы. Это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Происходит знакомство с понятием цикл и принципом построения циклического алгоритма.Затем провожу знакомство с разветвляющимся алгоритмом. Это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая.Благодаря Циклическому и разветвленному алгоритму формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов. В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей навыков построения алгоритмов, я использую игровые упражнения для построения последовательности событий, например, такие как: "А что было дальше?", "Кто знает, тот продолжает сказку"». Во время игры вызываемый ребенок говорит 1-2 предложения, затем другой ребенок продолжает. Чтобы было легче рассказывать, я предлагаю несколько изображений. Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления дошкольников и то, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников, программные образовательные средства должны гармонично в нее встраиваться и быть направленными на развитие умений разбивать на элементарные шаги сложные действия, планировать каждый шаг и выполнять установленные правила, а также обозначать выполненные действия знаковыми или языковыми средствами, кодировать и декодировать информацию.Цифровая образовательная среда программирования «ПиктоМир», разработанная в НИИСИ РАН специально для дошкольников, удовлетворяет всем перечисленным выше требованиям. Мой интерес к этой среде во многом обусловлен возможностью бестекстового пиктограммного представления информации, что актуально для дошкольников, еще не имеющих устойчивых навыков чтения и письма. Привлекательный для детей интерфейс, простота использования, задания, наполненные смыслом для дошкольника, действия и результат выполнения, которые сразу видны на экране планшета или компьютера, возможность полного и пошагового выполнения команд – все это отличает «ПиктоМир» от других программных сред и делает его подходящим средством для формирования алгоритмических умений у дошкольников в процессе их всестороннего развития.Каждое занятие я провожу в игровой форме - малыши совершают экскурсии в клуб для начинающих программистов «Кроха Софт». Дети активны на занятиях, отмечается их интерес к деятельности. Интерактивные задания с опорой на наглядность позволяют моим воспитанникам осваивать сложный материал в практических действиях, предотвращают утомляемость.Мои Воспитанники знакомятся с понятиями робот, команда, компьютер, программа, программист, учатся управлять реальным роботом Ползуном. Несколько занятий я посвящаю обучению детей на Тренировочной площадке робота Двунога. Детям очень нравится превращаться в роботов Двуногов и Командиров. В такой игровой форме мы закрепляем с детьми пространственную ориентировку детей с помощью словесных команд «шаг вперёд», «шаг назад», «повернуться налево», «повернуться направо», «поднять левую ногу», «поднять правую ногу», «опустить ногу». Но самое важное, что в этот допланшетный период дети узнают легенды виртуальных роботов (Вертун, Двигун, Тягун, Ползун), изучают команды и приказы, которые умеют выполнять эти роботы, пробуют себя в роли того или иного виртуального робота, выполняя команды на игровом поле. Все это облегчает дальнейший переход на обучение алгоритмики и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир».Итак, программная среда «ПиктоМир» позволяет мне не только организовывать игровую алгоритмическую деятельность дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями и интересами, но и целенаправленно формировать алгоритмические умения в деятельности, побуждающей их к открытию «новых знаний», к переносу накопленного алгоритмического опыта в новые жизненные ситуации. Интегрирование приобретенных в среде алгоритмических умений в различные виды детской деятельности, побуждает моих детей к самостоятельной постановке целей, планированию действий, составлению алгоритма с помощью знаково-символьных средств, контролю, рефлексии и оценке результатов деятельности.Таким образом, в заключении хочу заметить, что на выходе из детского сада, мы получаем личность, готовую к школьному обучению. Развитое алгоритмическое мышление детей дошкольного возраста помогает обеспечить преемственность со школьным образованием и помогает более легкому прохождению адаптации к школьному обучению. Спасибо за внимание!