" Формирование мыслительной деятельности через проектную деятельность и исследовательские работы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Формирование мыслительной деятельности через проектную деятельность и исследовательские работы"
Автор: Никитеева Оксана Геннадьевна
Формирование мыслительной деятельности через проектную деятельность и исследовательские работы. Высокие технологии, быстрыми темпами овладевающие всеми сторонами нашей жизни, требуют, чтобы сегодняшний ученик был не только вооружен основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности, но и мог самостоятельно добывать эти знания, а главное, адекватно оценивать результаты своей деятельности. В связи с этим на первый план выходит проблема развития интеллектуального потенциала школьников. Приоритетной целью школьного образования становятся не просто передача знаний, умений, навыков от учителя к ученику, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Сегодняшний ученик должен сам стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, уметь анализировать информацию, сотрудничать и выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий. Эти инновационные процессы получили эффективное развитие в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые нашли свое отражение в ФГОС.Важное место в школьном обучении занимает развитие аналитического мышления, благодаря которому осуществляется исследование сложного явления, анализ существенности влияния на его протекание разных факторов и оптимизация его развития. Способность к такой деятельности наблюдается у формирующейся личности с самого раннего возраста и постоянно совершенствуется по мере накопления жизненного опыта. Немаловажную роль в процессе его накопления играет степень и качество развития личности ребенка. В этом отношении школа способствует его всестороннему и глубокому развитию. Школьное обучение не только расширяет умственный кругозор учащихся, дает много новых знаний, но и предъявляет новые требования к мыслительной деятельности, формирует мыслительные процессы. Обучая умению подчинять мыслительную деятельность решению поставленной задачи, школа учит учащихся переключаться, когда это нужно, с одной задачи на другую, с одного способа действия на другой. Она формирует гибкость, подвижность мышления школьников. Аналитическое мышление, как форма этой деятельности – один из необходимых факторов совершенствования учащихся, накопления их жизненного опыта. В этом отношении эффективным является применение метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Он позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Принципиальными положениями, существенными для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе являются: самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся в группах, работающих над проектом; умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности; владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат).Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся. Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. Работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть связаны с изучаемым предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов учащихся; насколько эти интересы актуальны для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей самих учащихся. Итак, метод проектной деятельности всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве: решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления; работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия; существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).Метод проектного обучения является одним из направлений в нашей работе на уроках и во внеурочной деятельности по предмету. Мы отталкиваемся от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, что они добыты самостоятельным трудом. В первую очередь мы попытались организовать самостоятельную работу школьников. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок. Понятно, что участие в такой деятельности потребует отношения к школьнику как к субъекту образовательного процесса. В процессе этой деятельности изменяется не только ученик, но и сам учитель: он должен настроиться на сотрудничество, равноправное партнёрство. В ходе работы высветилась ещё одна проблема: не все учащиеся могут чётко сформулировать проблему, определить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу и т. д. Как же учить этому детей? В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя - помочь детям в этом. Уже на начальном этапе предлагаем каждому учащемуся следующую памятку: Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию.1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.Основные этапы работы над исследованием:выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы;планирование и разработка исследовательских действий;сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;подготовка выступления; презентация проекта;переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;внесение корректив в работу и оформление отчета. С каждым годом растет количество проектов, улучшается их качество, расширяются виды и формы. По направленности деятельности учеников различаются исследовательские, информационные и творческие проектыИнформационный проект направлен на сбор информации по предложенному объекту и представление информации широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к изучению и его презентацию. Это могут быть альманахи, театрализации, выставки и видеофильмы. Творческие проекты требуют видимого результата и, как правило, не имеют чёткой структуры. Разрабатывается примерная схема деятельности и все участники действуют в соответствии с жанром конечного продукта.В процессе работы над проектом учащиеся получили опыт интенсивного личностного развития в условиях взаимного обучения (работа в группах), опыт анализа, прогнозирования собственной деятельности, организационной работы и деловой коммуникации, опыт осмысления событий своей жизни через призму нравственных духовных ценностей, опыт социализации, гражданской ответственности и активности.По результатам работы с применением метода проектной и исследовательской деятельности можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников, повышается интерес учащихся к предмету. Оформление результатов проектной и исследовательской деятельности даёт учащимся возможность познать себя, свой внутренний мир с разнообразною палитрою эмоций, ощущений и чувств.