Программа по домоводству для обучающихся с УУО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по домоводству для обучающихся с УУО
Автор: Бадамшина Гульнара Фидарисовна


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по курсу Домоводство
ученика 6 Б класса
обучающегося по адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по варианту 2.
Срок реализации программы: 2023- 2024 гг.
Разработчик программы:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Домоводство в 6 классе, разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Постановление Главного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей ;
Положение о рабочих программах;
Учебный план школы на 2023-2024 учебный год.
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения - повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи:формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение детей данной категории ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в большинстве случаев затруднено самостоятельное выполнение даже простых бытовых заданий. Однако, формирование у обучающихся четких алгоритмов выполнения действия, возможность использования различных адаптеров для бытовых приборов, дает возможность участия в данном виде деятельности индивидуально доступным образом, что создает у обучающихся ощущения причастности к работе по дому и существенно повышает качество их жизни.
Программа по домоводству включает следующие разделы: Покупки, Уход за вещами, Обращение с кухонным инвентарем, Приготовление пищи, Уборка помещений и территории.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом учебный предмет Домоводство входит в состав образовательной области Окружающий мир. На изучение данного предмета в 6 классе (вариант 2) отведено 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел, тема.
Всего часов
1.
Повторение
1
2.
Сохранение и поддержка здоровья
3
3.
Покупки
5
4.
Уход за вещами
6
5.
Уборка помещений
4
6.
Уборка территории
4
7.
Уход за комнатными растениями
3
8.
Приготовление пищи
4
9.
Обращение с кухонным инвентарем
4
Итого:
34
Содержание учебного предмета: ДомоводствоПокупки.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
Обращение с кухонным инвентарем.
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.
Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.
Приготовление пищи.
Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта:включение
электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката:включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание
полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов. Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет:выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря
(сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.
Уход за вещами
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку. Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья. Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на плечики. Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Уборка помещения.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок. Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.
Уборка территории.
Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.
Содержание учебного предмета: Домоводство 6 года обучения
Покупки.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине.
Обращение с кухонным инвентарем.
Обращение с посудой. Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды.
Приготовление пищи.
Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда.
Уход за вещами
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Уборка помещения.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.
Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну.
Уборка территории.
Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.
Планируемые результаты
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Материально-техническое оснащение учебного предмета Домоводство предусматривает:
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
Календарно - тематическое планирование

Тема
Кол-во часов
Дата
Формируемые представления
Материалы и оборудование
Содержание, виды деятельности
Повторение – 1 час
Повторение изученного в 5 классе.
1
Сохранение и поддержка здоровья - 3 часа
Условия, необходимые для жизни и роста
1
Свет, тепло, питание
Схема
Расскажи, какие условия необходимы для жизни человека
Сохранение и поддержка здоровья
1
Микробы, личная гигиена
Иллюстрации, презентация
С. 8 повторение правил здорового образа жизни Места скопления микробов
Гигиена, закаливание
1
Предметы личной гигиены
Иллюстрации, презентация
С. 12 работа с учебником Практические упражнения
Покупки – 5 часов
Покупки. Планирование покупок
1
Список. Продуктовый, магазин подарков, посуды, мебели, ларек
Презентация, картинки, пиктограммы
Правила поведения в магазине
Правила общения в магазине
Выбор места совершения покупок
1
Магазин, касса, места хранения личных вещей, корзинка, вывеска
Презентация, картинки
Отличать сотрудника магазина от покупателей по фирменной одежде и наличию бейджика Учить обращаться за помощью к сотрудникам магазина
Ориентировка в расположении отделов магазина, кассы
1
Магазин, касса, места хранения личных вещей, корзинка, вывеска
Презентация, картинки
Отличать сотрудника магазина от покупателей по фирменной одежде и наличию бейджика Учить обращаться за помощью к сотрудникам магазина
Нахождение нужного товара в магазине
1
Продавец- консультант
Презентация, картинки, фотографии, пиктограммы
Умение отсчитать штучный товар, соотнеся с изображением
Подарки для родных
1
Продавец- консультант
Презентация, картинки, фотографии, пиктограммы
Оформление новогоднего подарка Воспитывать желание делать приятно окружающим
Уход за вещами – 6 часов
Правила ухода за одеждой
1
Чистка, стирка, глажение, хранение, мелкий ремонт
Знаки,схемы,
пиктограммы
С. 18-19 Запомнить знаки ухода за одеждой Называние предметов- помощников в каждом виде деятельности Практические упражн.
Правила ухода за одеждой. Чистка
1
Чистка, стирка,
Знаки,схемы,
С. 18-19 Запомнить
Правила ухода за одеждой. Стирка
1
Чистка, стирка, глажение, хранение, мелкий ремонт
Знаки,схемы,
пиктограммы, тазики,мыло,
шпагат, носки
С. 18-19, 23 Запомнить знаки ухода за одеждой Называние предметов- помощников в каждом виде деятельности Практические упражнения
Правила ухода за одеждой. Глажение
1
Чистка, стирка, глажение, хранение, мелкий ремонт
Знаки,схемы,
пиктограммы, утюг, гладильная доска
С. 18-19 Запомнить знаки ухода за одеждой Называние предметов- помощников в каждом виде деятельности Практические упражнения
Правила ухода за одеждой. Хранение
1
Чистка, стирка, глажение, хранение, мелкий ремонт
Знаки,схемы,
пиктограммы, плечики
С. 18-19 Запомнить знаки ухода за одеждой Называние предметов- помощников в каждом виде деятельности Практические упражнения
Правила ухода за одеждой. Мелкий ремонт
1
Чистка, стирка, глажение, хранение, мелкий ремонт
Знаки,схемы,
пиктограммы,
С. 18-19 Запомнить знаки ухода за одеждой Называние предметов- помощников в каждом виде деятельности Практические упражнения
Уборка помещения – 4 часов
Помещения школы
1
Общественные учреждения: школа, магазин, поликлиника
Фотографии помещений школы
С. 78, Где делают чаще всего ежедневную влажную уборку. Где живут микробы. Называть (показывать) помещения школы
Инвентарь для уборки помещений
1
Щетка, веник, швабра, совок,
Уборочный инвентарьдля
пола и мебели разный
С. 80 Практические упражнения Определение (узнавание, называние) предметов для уборки
Протирание поверхности мебели
1
Ежедневная влажная уборка, моющие, дезинфицирующие средства, микробы
Ведро,тряпка,
чистящее средство, перчатки резиновые
Практические упражнения. Последовательное вытирание поверхности влажной тряпочкой, затем сухой /коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности/
Последовательность действий при уборке пола
1
Самые грязные места, внутренние поверхности помещений
Совок,метла,
мусорная корзина, уборочный инвентарьдля
пола и мебели разный
Практические упражнения. Последовательность: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в корзину (подносить совок максимально близко к корзине и высыпать) /коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности
Уборка территории – 4 часов
Экскурсия на пришкольный участок. Уборка снега
1
Снегоуборка, рыхлый чистый снег,
Фотоаппарат
Изменения на пришкольном участке Соблюдение правил безопасности во время прогулки
Территория школьного участка в разные сезоны
1
Цветник, деревья, кустарники, листопад
Фотоаппарат, альбом с фотографиями
С. 62 Оформление альбома (фотографии пришкольного участка) Определение времени года по картинке
Изменение территории вместе с природой
1
Снегопад, снежный, морозный
Инструмент
С. 63 Работа по учебнику, ответы на вопросы учебника Наблюдение за изменениями Чего не стало?
Инвентарь для уборки территории
1
Метла, грабли, совок дворницкий для мусора, щетка для газона
Лопата для снега, скребок волокуша, скребки для снега и льда
С. 50 работа с учебником Рассматривание инвентаря
Уход за комнатными растениями - 3 часа
Уход за комнатными растениями.
1
Свет, тепло, питание
Схема
С. 71 Расскажи, какие условия необходимы растениям.
Особенности листьев комнатных растений
1
Бархатистые, колючие, гладкие, плотные, тонкие, спатифиллум, хлорофитум
Комнатные цветы: хлорофитум, сптифиллум
С. 72 Рассмотри иллюстрации, найди в классе комнатные растения, рассмотри их
Емкости для комнатных растений. Инвентарь для комнатных растений
1
Кашпо, распылитель, декоративная ваза. Пульверизатор, лейка, инвентарь для рыхления
Поддон, цветочный горшок
С. 74 Узнавать, называть и показывать инвентарь Использование емкостей для комнатных растений С. 75 Рассказ правил с помощью схем
Приготовление пищи – 4 часа
Продукты питания
1
Мучные, мясные, молочные, кондитерские
Презентация
Просмотр презентации Рассматривание (узнавание), называние продуктов питания
Бутерброды. Мучные изделия
1
Бутерброд, последовательность приготовления бутербродов, Хлебобулочные изделия, пекарь
Продукты, разделочная доска, блюдо, хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари
Выбор продуктов для бутербродов
Выбор необходимых предметов для приготовления бутербродов Приготовление бутербродов
Напитки. Морсы
1
Морс, гигиена
Варенье питьевая вода, кувшин
Приготовление разных видов морса Последовательность приготовления морса, выбора всего необходимого
Кондитерские изделия
1
Кондитер
Торт,печенье,
пирожное, конфета, шоколад
Узнавание (различение) кондитерских изделий
Обращение с кухонным инвентарем – 4 часа
Кухонные принадлежности
1
Терка, венчик, лопаточки, разделочная доска
Схемы, иллюстрации
Рассматривание кухонного инвентаря Узнавание (различение) кухонного инвентаря
Средства для мытья посуды
1
Губка, щетка, моющее средство
Моющее средство, губка, щетка
Практические упражнения
Последовательность действий при мытье и сушке посуды
1
Губка, щетка, моющее средство
Графические изображения, фотографии, пиктограммы, слова
Практические упражнения Повторение алгоритма действий при мытье посуды
Итоговое занятие.
1
Список литературы по предмету
Литература.
1. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Е.А. Виноградова, Е.А. Зуева, А.Г. Нестерова, А.М. Царев; под ред. А.М. Царева. - Псков: ПОИПКРО, 2014. -161 с.
Подготовка младшего обслуживающего персонала/ 5 класс. Самара 2020: Современные образовательные технологии Галле А.Г., Головинская Е.Ю.
Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.—СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2007.-220 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-еиздание. -М.: Просвещение, 2006. - 192 с