«Этнокультурное содержание на примере интегрированных уроков русского, немецкого, хакасского языков в период обучения грамоте»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Этнокультурное содержание на примере интегрированных уроков русского, немецкого, хакасского языков в период обучения грамоте»
Автор: Ходоренко Елена Петровна

Этнокультурное содержание на примере интегрированных уроков русского, немецкого, хакасского языков в период обучения грамоте
Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся кжизни в обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция школьных учебных дисциплин. Помимо этого, интегрированное занятие способно оживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений ипроцессов жизни. В условиях введения вобразование ФГОС вприоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем школьного образования. Не секрет, что многие педагоги испытывают серьезные затруднения при реализации принципов осуществления межпредметных связей. Тогда педагоги обращаются кметодическим рекомендациям, где указывается, что основной эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированное занятие или урок. Что же такое интегрированный урок?
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Специфика интегрированного урока заключается втом, что его проводят иорганизуют два или более учителя, либо один учитель, имеющий квалифицированную подготовку по нескольким смежным дисциплинам. При подготовке интегрированного урока особенно важно продумать методику его проведения. Часто интегрированному занятию предшествует опережающие домашние задания различного типа, которые выполняются либо учениками всего класса, либо отдельными учащимися. Домашнее задание так же имеет свою особенность: оно задается не по одному, апо нескольким предметам сразу.
Так как современное образование ставит задачу сформировать уобучающихся целостную картину мира, то интегрированный урок открывает значительные возможности перед учителем и учениками для приобретения разносторонних, более углубленных знаний, используя информацию по нескольким предметам.
В результате интегрированного занятия у обучающихся сформировалось одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли вдругую. Данный факт позволяет развивать критическое мышление, аналитическую деятельность. Благодаря всему выше перечисленному, достигается целостное восприятие, окружающей ученика, действительности. Таким образом, поставленные задачи в ходе интегрированного урока были реализованы в полном объеме.
Что может быть интереснее, чем исследовать, на первый взгляд, очевидное? И чем, как не языком, мы пользуемся каждый день? А, как известно, в языке есть такое понятие как алфавит. Вот о нем-то мы и хотим рассказать на примере урока обучения грамоте в 1 классе. При знакомстве с буквой А.
АЛФАВИТ - упорядоченная определённым образом система графических знаков, изображающих отдельные звуковые элементы языка и таким образом передающих звуковой облик слов. Каждая буква любого алфавита имеет определенное значение и русский, немецкий, хакасский язык не является исключением.
Русский алфавит
В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 - согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей. Русский алфавит, имеет прописные (большие) и строчные (малые) буквы, буквы печатные и рукописные.
Немецкий афавит
Как и большинство алфавитов в Европе,немецкий алфавитоснован на латинице. В него входят двадцать шесть букв.
Хотя сейчас в немецком алфавите двадцать шесть букв, изначально латиница не содержали нескольких символов. Из-за нехватки букв для обозначения тех или иных звуков как раз и возникло такое обилие различий между написание и произношением в разных языках.
Хотя основой современной немецкой письменности стала такая же латиница, как в большинстве других языков Европы,немецкие буквытакже имеют свои уникальные особенности.
Из букв составляются отдельные комбинации, среди которых — ch, sch и несколько других. Они могут иметь различное применение, хотя основное назначение обычно закреплено (sch используется для звука [ш] и так далее).
Умлауты используются для обозначения нескольких звуков:
при помощи д обозначают [э] в различных вариациях;
соответствие умляуту ц — это среднее между [ё] и носовым [о];
посредством ь передаётся звук, находящийся между [у] и [ю].
Произношение обозначаемого звука может в том числе зависеть от позиции, в которой он находится. Например, из-за буквы h после умлаута д обозначаемый звук становится длиннее.
Наконец, при помощи лигатуры эсцет, внешне выглядящей как Я, обозначают короткий звук [с]. Это, наряду с умляутами, обязательно учитывают, изучаянемецкий алфавит с транскрипцией.Это одна из уникальных особенностей немецкой письменности.
В немецком алфавите используются 26 пар латинских букв (строчные и прописные); буквы, обозначающие умлаутированные звуки (д,ц,ь) иЯ(эсцет) в состав алфавита не входят.
AaJjSsBbKkTtCcLlUuDdMmVv
EeNnWwFfOoXxGgPpYyHhQqZzIiRr
Однако при перечислении немецких букв буквыд,ц,ьдают не рядом с соответствующими буквамиa,oиu, а в конце списка. В словарях немецкие слова располагаются без учёта умлаута.До начала XXв. официально использовался готический шрифт (в том числе и в словарях, издаваемых в других странах). Существовал и особый готический рукописный шрифт.
Сравнение алфавитов в немецком и русском языках.
Мы уже знаем, что в русском алфавите 33 буквы: 10 гласных и 21 согласная, а также 2 буквы, не обозначающие звуки – ь, ъ. У каждой буквы есть печатный и письменный вариант начертания. Звуков в языке намного больше, чем букв, поэтому нет полного соответствия между буквами и звуками речи. Одной буквой могут обозначаться разные звуки, и наоборот, один звук может передаваться на письме разными буквами.
• Оба алфавита состоят из гласных и согласных букв
• В русском алфавите количество букв больше, чем в немецком (33 и 26 соответственно)
• В алфавитах есть печатный и письменный вариант начертания букв
• В алфавитах нет полного соответствия между буквами и звуками речи
• Буквы немецкого алфавита можно поделить на 4 группы: схожие по написанию и произношению с русскими буквами; схожие по написанию, но различные по произношению; схожие по произношению, но различны по написанию; различные и по написанию, и по произношению
Хакасский алфавит
Современный хакасский алфавит содержит 39 знаков;
10 Знаков для гласных (а, э (е), ы, и, і, о, ӧ , у, ӱ),
24 знака для согласных (б, в, г, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, ң, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ӌ, ш, щ) и 5 знаков для сочетания звуков и условных обозначений (ё, ю, я, ъ, ь).
Буквы а, б, в, г, д, е, ж, з, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, э, ю, я обозначают примерно те же звуки, что и соответствующие им буквы русского алфавита.
Таким образом, пройдя столь огромный исторический путь, азбука сумела заимствовать и других алфавитов и языков всё самое необходимое. Несмотря на то, что эта азбука имеет греческое происхождение, можно с уверенностью сказать, что она обрела свой особый собственный облик.
На протяжении истории, язык потерпел очень много изменений.
Ненужные буквы уходили в прошлое и, таким образом, изначальный алфавит резко отличается от современного.
Так как письменность является универсальным носителем информации, религии, культуры и политики нельзя не отметить ту самую главную роль собственной письменности у государства: вполне вероятно, что именно азбука сохранила этот народ, не дала ассимилироваться в чужой культуре.
Ведь Язык - это дух народа (В. Гумбольдт), в языке все мировоззрение нации, тончайшие особенности восприятия, нет Народа без Языка!