Методы обучения спортивному туризму на этапе подготовки к соревнованиям
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы обучения спортивному туризму на этапе подготовки к соревнованиям
Автор: Головатый Эдуард Анатольевич
Методы обучения спортивному туризмуна этапе подготовки к соревнованиям(из опыта работы тренера-преподавателя ДЮСШ Хорольского муниципального округа Э. А. Головатого)Обучение спортивному туризму существенно отличается от всех видов физического воспитания. В связи с этим и оснащение учебного процесса имеет свои особенности.В период подготовки к соревнованиям по спортивному туризму на дистанциях «пешеходная-связка» (где работают 2 спортсмена) или «пешеходная-группа» (4 участника в команде) я использую в основном 3 метода обучения: словесный метод, метод проб и ошибок, соревновательный метод.Словесный метод – это объяснение условий прохождения дистанций, выделение основных этапов, согласование прохождения этапов по «Регламенту». Спортсмены должны чётко понимать логику и последовательность своих действий. После объяснения можно переходить к обсуждению полученной информации. Здесь особенно важно настроить лидеров групп на чёткое взаимодействие между членами команды. Данный метод активизирует мышление. Спортсмены сами определяют, кто и на каких этапах будет работать, какие условные знаки члены команды будет подавать друг другу, какие приёмы использовать, какой спортивный инвентарь будут использовать для прохождения дистанций.После выбора тактики и определения последовательности действий каждого спортсмена на этапе подготовки к соревнованиям осуществляется переход к использованию метода проб и ошибок. Для первого прохождения дистанции в дисциплинах «связка» и «группа» использую прохождение связки наиболее подготовленными спортсменами, затем перехожу к работе с группами. Как правило спортсмены с большим соревновательным опытом и высокими спортивными разрядами быстрее определяют необходимую для прохождения дистанции тактику, подбирают оптимальный способ передвижения и взаимодействия в группе или связке. После первого прохождения дистанции участники делятся своими впечатлениями об этапах с остальными спортсменами. Вместе с тренером и другими членами команды они анализируют прохождение этапов дистанции. Таким образом вырабатывается окончательный вариант тактики, способы прохождения дистанции. Затем подготавливается необходимый спортивный инвентарь.Далее после нескольких прохождений дистанции можно применять соревновательный метод обучения. Соревнования между связками или группами увеличивают скорость прохождения дистанции, быстроту взаимодействия членов команды, ловкость в преодолении этапов и работе со спортивным оборудованием. Как правило, соревнуются 2 связки или 2 группы. Из наиболее подготовленных и опытных спортсменов назначаются судьи. Все условия соревнования приближены к официальным, чтобы спортсмены испытывали эмоции и нагрузки настоящих соревнований. Затем снова проводится анализ уже проведённого соревнования, осуществляется обсуждение ошибок. Таким образом совершенствуется соревновательный процесс.Все указанные выше методы позволяют формировать уверенность в собственных силах, учят не бояться поражений, стимулируют рост спортивного мастерства, способность работать в команде, взаимодействовать старшее и младшее поколения.