Интегрированные уроки


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные уроки
Автор: Галина Николаевна Лябушева

Интегрированный  урок по математике  и  химии на тему: «Решение задач на сплавы и растворы при подготовке к ОГЭ»Цель урока: Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  смеси: знакомство с приемами решения задач в математике и химии.Задачи урока:Образовательные: 1.       Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.1.1.  Формировать практические умения решения задач с использованием линейных уравнений.1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.Развивающие:2.       Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач. 2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.Воспитательные:3.       Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.3.1.       Воспитывать  у  учащихся  внимательность, умение слушать учителя.3.2.      Учить учащихся самооценке, самоконтролю.Тип урока:Интегрированный урокКомбинированный урокВид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки.Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностиТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.Ход урока.1этап.  Организационный момент. (Слайд 1.)(Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.)Учитель математики: Сегодня на уроке, две науки – математика и химия объединили свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ОГЭ в химии и математике.Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.Учитель математики:У каждого на столе есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя.Учитель химии:А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.(Демонстрация химического опыта «метод стаканчиков»)2этап. Актуализация.Учитель химии:Наливаю в 2 химических стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества? Это концентрация Итак, тема урока  «Решение задач на сплавы, растворы, смеси».(Слайд 2.)Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси, ознакомление с приемами решения задач в математике и химии (Слайд 3.)- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.Учитель химии:Девизом нашего урока будут слова французского писателя, поэта Антуан Экзюпери«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения, поэтомуУстная разминка: начнем с кроссворда(Слайд № 3)Кроссворд:Учитель математики читает 1-3 задание 1. Сотая часть числа называется …(процент)2. Частное двух чисел называют …(отношение)3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)Учитель химии:4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или Учитель математики: А в математике- концентрацияУчитель математики: Для урока необходимо повторить понятия.- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)- Как выразить процент некоторого числа в виде десятичной дроби?  Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)(Математическая разминка).(Слайд 5-15.) Учитель химии:– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).(Химическая разминка.Слайд 5-15.)Учитель математики: Ребята, давайте заполним оценочный лист.          нет ошибок – «5»         одна ошибка – «4»         2-3 ошибки – «3»).3 этап.  Закрепление и систематизация знаний, полученных ранее. Учитель химии:Предлагаю решить Задачу №1. «Перед посадкой семена перца дезинфицируют 10%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 600 г такого раствора? (Ответ 60г). Дано: Решение: ω % =10% ω %= (m(в-ва)/ m(р-ра))*100%m(р-ра) – 600г m(в-ва)= m(р-ра) •ω     m(в-ва)=? m(в-ва)= 600*0,1=60 г.Ответ: 60г марганцовкиСообщение учащегося .«Растворы на кухне и в домашней аптечке». Уксусная кислота (CH3COOH). Водный раствор уксусной кислоты, полученной из вина (5-8%), называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используют для приготовления майонеза, различных маринадов и т.д. Уксусная эссенция – 80%-й раствор. Её нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. Пероксид водорода (H2O2). Пероксид водорода был открыт Луи Тенаром совершенно случайно в 1818г. Перекись водорода как лекарственное средство чаще всего используют в виде 3%-го раствора, который продаётся в аптеке. При контакте с живыми тканями пероксид водорода разлагается с выделением кислорода. Отсюда его противомикробные свойства. Разбавленные растворы пероксида водорода используют как кровоостанавливающие и дезинфицирующие средства: фермент крови расщепляет H2O2 на воду и активный кислород. Однако действие его кратковременно, поэтому, остановив кровотечение, надо обработать рану по всем правилам и наложить повязку.Учитель математики.– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какие способы решения задач на смеси и сплавы ,знаете? 1.Арифметический2.Решение с помощью уравнения (составление таблиц,схем)Какое правило на проценты мы применим  при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)    Найти  10 от  600.1)  10% = 0,1 2)  600*0,1=60(г) арифметическийОтвет: 60 г.– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.4. Физкультминутка – зарядка для глаз. лайд 17.)Учитель химии .Повторяем классификацию сплавов в процессе беседы с учащимися. По окончании беседы один из учеников делает сообщение.Сообщение ученика «Сплавы, используемые в изготовлении монет». Исторически в течение веков и даже тысячелетий существовало всего три так называемых монетных металла - золото, серебро, медь. В конце XIX в. к ним прибавились никель и его сплавы с медью. Сталь - самый дешёвый металл, и многие страны уже давно чеканят из неё монеты, покрывая их с наружи чистой медью, латунью или бронзой. Например, в США с октября 1982 года одноцентовые монеты делают из цинка, покрывая их снаружи медью. Для монет достоинством 10, 20 и 50 центов как альтернативу стандартному медно- никелевому сплаву использовали сплав, называемый «скандинавское золото» (NordicGold). Монетки, изготовленные из такого сплава, выглядят как золотые и не теряют своего вида в течение долгого времени. Меди в сплаве 89%, остальное - алюминий и цинк (по 5%) с добавкой олова (1%). Центральная часть евромонет никелевая, и она слабо притягивается магнитом. Но так как никель может вызвать на руках экзему, он покрывается сплавом, содержащим 75% меди; остальное - никель (для монет в 1 евро) или смесь 20% цинка и 5% никеля (для монет в 2 евро). Внешнее кольцо состоит из сплава 75% меди, 20% цинка, 5% никеля для 1 евро; 75% меди, 25% никеля для 2 евро. Оба сплава немагнитные. В 1997 году в России, в качестве одной из важнейших мер при подготовке деноминации, на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах начали чеканить новые монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 50 копеек, 1, 2 и 5 рублей. В обращение они поступили 1 января 1998 года. И сегодня монеты этого года чеканки одни из самых распространённых. Копейки и пятачки внутри изготовлены из низкоуглеродистой стали. Снаружи эти монетки покрыты медно-никелевым сплавом – мельхиором. Это хорошо предохраняет их от коррозии. Монеты достоинством 10 и 50 копеек изготовлены из медно-цинкового сплава (латуни). Рублёвые и двухрублёвые – из медно-никелевого сплава, самого распространённого монетного сплава последнего столетия. А вот пятирублёвые монеты – медные, покрытые сверху мельхиором (это иногда видно по красному цвету, проглядывающему на боковой части монеты – гурте).Учитель математики:   (Слайд 16.)  Задачам на смеси в школьной программе по математике  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Рассмотрим еще одну задачу, при решении которой мы будем пользоваться вспомогательной таблицей, позволяющей быстро найти ход решения. Задача №2     Сплавили 300г сплава олова и меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?О чем говорится в этой задаче? (о сплавах.)Что происходит с веществами? (сплавляют.)Решение: Составим  таблицуОлово медь олово медь олово медь 300 г 900 г 1200 гДанную задачу можно решить 2-мя способами: относительно массы олова, и относительно массы меди. Решим задачу относительно массы олова.1) 300*0,6=180г2) 900*0,8=720г3)х 1200*0,01Х=12ХСоставим уравнение и решим180+720=12ХХ=75Ответ: 75%Учитель химии: А сейчас мы разберем химический способ решения этой задачи.Учитель математики:  (Слайд 18.) Проведем самостоятельную работу. Ребята, предлагаю вам разбиться на 2 группы, которые будут выполнять самостоятельную, индивидуальную работу. На ваших столах лежит конверт с задачей, которую вы должны решить, а затем защитить. Задача №3 В сосуд ,содержащий 9 литров 16% водного раствора вещества, добавили 3 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? Вариант 30 ОГЭ 1,44=0,12х, х=1,44:0,12=12%Ответ:12%Учитель химии: 1-я группа решает математическим путем, а 2-я с помощью химических формул. Задача №4 Свежие фрукты содержат95% воды,а высушенные22 % .Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 55кг высушенных фруктов?Решение:Свежие:100%-95% =5% полезного веществаСухие:100%-22%=78% полезного вещества78*55=78*11=858 (кг) Ответ:858 кг.5Задача №5 Рассчитать, какую массу воды необходимо взять для приготовления раствора с массовой долей вещества 40%,если нужно растворить 200г соли.200/0,4=500г масса раствора500-200-300г водыОтвет:300г Задача №6 Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%? Первый способ:45 = 36 + 0,2х;0,2х = 9; х=45.Ответ: 45 г.Метод»Рыбка»-старинный методУчитель математики: Подошло время проверки ваших знаний. Ребята, результаты тестирования запишите в оценочный лист.ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ . 18апреля 2022г.Ф.И. ______________________________________________________________ИТОГО: ________________________________ баллов.Учитель химии: Результаты самостоятельной работы будут озвучены на следующем уроке.4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 3.)Учитель химии:Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают). Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на смеси.)Действительно, во всех задачах фигурируют расчеты, связанные с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.Учитель математики: Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.5 Домашнее задание. Учитель математики:Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ?Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание. (Слайд 19.)Учитель химии:  И мы предлагаем вам написать СМС товарищу, был ли полезным для вас этот интегрированный урок.                       Учитель математики:Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать.ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ . 18апреля 2022г.Ф.И. ______________________________________________________________ИТОГО: ________________________________ баллов.ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ . 18апреля 2022г.Ф.И. ______________________________________________________________ИТОГО: ________________________________ баллов.ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ . 18апреля 2022г.Ф.И. ______________________________________________________________ИТОГО: ________________________________ баллов.ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ . 18апреля 2022г.Ф.И. ______________________________________________________________ИТОГО: ________________________________ баллов.Задача1Перед посадкой семена перца дезинфицируют 10%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 600 г такого раствора? Задача №2     Сплавили 300г сплава олова и меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве? Составим  таблицуОлово медь олово медь олово медь 300 г 900 г 1200 гЗадача№3 В сосуд ,содержащий 9 литров 16% водного раствора вещества, добавили 3 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?Задача №4Свежие фрукты содержат95% воды,а высушенные22 %. Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 55кг высушенных фруктов?Задача №5Рассчитать, какую массу воды необходимо взять для приготовления раствора с массовой долей вещества 40%,если нужно растворить 200г соли. Задача №6 Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?