Консультация для родителей «Логопедическое воздействие как педагогический процесс»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Логопедическое воздействие как педагогический процесс»
Автор: Хомякова Наталья Ивановна

Консультация для родителей «Логопедическое воздействие как педагогический процесс»Под логопедическим воздействием принято понимать педагогический процесс в ходе которого осуществляется реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач. При организации логопедического воздействия основное внимание уделяется основным принципам дидактики, а именно:
  • воспитания,
  • обучения,
  • научности,
  • систематичности,
  • последовательности,
  • наглядности,
  • сознательности,
  • активности,
  • прочности,
  • индивидуальности.
  • Стоит отметить, что при планировании логопедического воздействия следует опираться и на специальные принципы коррекционной дидактики:1.     Специфика этиологии и механизмов речевых нарушений.2.     Специфика системности и структуры речевых нарушений.3.     Сочетание комплексного, дифференцированного, индивидуального  подхода к коррекции речевых нарушений.4.     Соблюдение поэтапности в логопедическом воздействии.5.     Учет личностных особенностей.6.     Формирование речевой активности в естественных условиях общения.7.     Возможность использования обходного пути в процессе коррекции.При коррекционной работе по устранению речевых нарушений нужно учитывать весь спектр этиологии, которая привела к их возникновению. К ним относятся следующие факторы:
  • внешние;
  • внутренние;
  • биологические;
  • социально-психологические.
  • В зависимости от характера этиологических факторов, которые стали причиной того или иного нарушения, по разному строится и работа по их коррекции.Очень часто логопедическая коррекция (воздействие) сочетается с медикаментозным воздействием, что приводит к более положительной результативности. Содержание, механизмы логопедического воздействия могут отличаться вариативностью даже при одинаковых речевых нарушениях.Логопедическое воздействие нужно рассматривать, как сложный, целенаправленный, организованный процесс, который с одержит в себе различные этапы. На планировании каждого этапа определяется своя цель, ставятся конкретные задачи и подбираются методы и приемы коррекционно-развивающей работы, характерные только для него. Более того, плавно и последовательно осуществляется переход от одного этапа к другому. Если рассматривать проблему нарушения звукопроизношения, то индивидуальная коррекционно-развивающая работа строится по следующим этапам:1.     Постановка проблемного звука.2.     Автоматизация проблемного звука.3.     Дифференциация проблемных звуков.Не стоит забывать об онтогенетическом принципе при построении логопедического маршрута (воздействия), который учитывает закономерности, а главное, последовательность становления различных форм и речевых функций.Если у ребенка, даже старшего дошкольного возраста, наблюдается нарушение звукопроизношения большого количества звуков (свистящие, шипящие, аффрикативные, сонорные), то последовательность логопедического воздействия должна определяться их появлением в онтогенетическом плане. Иными словами, не стоит переходить к постановке звуков более позднего онтогенеза (шипящих и сонорных), когда в речи наблюдается нарушение звукопроизношение звуков раннего онтогенеза (свистящих).Процесс становления речевых навыков, форм и функций речи происходит в определенной последовательности:1.     От простого к сложному.2.     От конкретного к абстрактному.3.     От продуктивного к непродуктивному.4.     От ситуативного к контекстному.5.     От семантического к формальному.При логопедической коррекционно-развивающей работе особое место занимает воздействие на личностные особенности ребенка в целом, с учетом индивидуальных особенностей детей, имеющих различные формы речевых расстройств, а также с учетом возрастных критериев.Практикующим учителям-логопедом важно помнить, что построение логопедического индивидуального или группового коррекционно-развивающего маршрута планируется и осуществляется с учетом ведущей деятельности детей. Не стоит осуществлять свою работу с опережением, это не приведет к положительному результату, а наоборот, может приостановить развитие. С учетом ведущей деятельности ребенка, планируются различные варианты ситуаций речевого взаимодействия, как в образовательных организациях, так и в домашних условиях. Главным условием в качественном логопедической коррекции является тесное взаимодействие с родителями ребенка, с воспитателями и учителями. В идеале, учитель – логопед консультирует и информирует педагогов, работающих с ребенком и его ближайшее социальное окружение:
  • о характере речевого нарушения;
  • о целях, задачах, методах и приемах, поставленных перед самим логопедом, педагогами и семьей на каждом этапе коррекционно-развивающего процесса;
  • о необходимости закрепления полученных речевых навыков не только в пределах логопедического кабинета, но и вне – организованная образовательная деятельность, занятия, родительское общение.
  • При соблюдении перечисленных факторов речевое развитие ребенка будет иметь положительные результаты, которые помогут ему в последующем обучении в школе.