Приёмы и методы системно - деятельного подхода на уроках русского языка и литературы(обмен опытом работы)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы и методы системно - деятельного подхода на уроках русского языка и литературы(обмен опытом работы)
Автор: Переверзева Людмила Ивановна

Приемы и методы системно - деятельностного подходаСущность системно - деятельностного подхода заключается в том, что ученик является активным субъектом педагогического процесса. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, а совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Большую роль в современном образовании играет технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.Технология развития критического мышления через чтение и письмо направлена на достижение образовательных результатов: •умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; •пользоваться различными способами интегрирования информации; •задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; •решать проблемы; •вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; •выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; •аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; •способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); •брать на себя ответственность; •участвовать в совместном принятии решения; •выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; •умение сотрудничать и работать в группе и др.Отличительные черты технологии РКМЧП:надпредметный характер; •технологичность; •усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей; •сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста; •применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека. Современный урок литературы немыслим без приемов технологии развития критического мышления: 1.Инсерт 2.Кластер 3.Синквейн 4.Фишбоун 5.Ключевые слова 6.Ассоциативные ряды 7.Перекрестная дискуссия8.Письменная рефлексия 9. Трехчастный дневник Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:«+» - «узнал новое» «~» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы» Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере» есть отправная точка, вокруг которой обучающийся будет разветвлять «гроздь». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных этапах урока: для стимулирования мыслительной деятельности, для структурирования учебного материала, при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Так, работая над образом Левши по сказу Лескова, ребята составляют характеристику героя с помощью кластера.«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом: 1. Существительное. 2. Два прилагательных (допускаются причастия). 3. Три глагола (допускаются пояснения). 4. Предложение из четырех слов. 5. Существительное (вывод, обобщение). Пример синквейна об образе Евгения Онегина: 1. Онегин. 2. Скучающий, «лишний». 3. Отвергает, убивает, влюбляется. 4. Онегин отвергает любовь Татьяны. 5. Пессимист. Пример синквейна об образе Татьяны Лариной: 1. Татьяна. 2. Скромная, влюблённая. 3. Любит, страдает, мечтает. 4. Выходит замуж за нелюбимого человека. 5. Идеал (поэта). Так, на уроке по теме: «Имя числительное» детям было предложено выразить тему урока уже известным им жанром – синквейн.1.ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ2..Порядковое, количественное.3.Пишется, читается, изменяется.4.С интересом нами изучается.5.Нравится.Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. «Фишбоун» в переводе с английского языка — «скелет рыбы». В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники – это аргументы или причины. Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы. В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос». Кейс-метод — техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций. Технология метода: 1. Знакомство с материалом 2. Выделение нужной информации 3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений 4. Принятие решения 5. Презентация решений группами 6. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов Трехчастный дневник помимо стандартных колонок «цитата» и «комментарий» имеет ещё одну — «вопросы к учителю». Таким образом делается на коммуникативную составляющую процесса обучения, так как в основе этого метода лежит взаимодействие обучающегося и учителя. Нетрадиционные формы уроков литературы также способствуют развитию системно-деятельностного подхода. Наряду с уроками-семинарами, деловыми играми, исследованиями, каждый учитель создаёт свои авторские уроки. Можно привести в качестве примера нетрадиционных уроков следующие: • Урок-встреча. • Урок-раздумье. • Урок- поиск. • Урок-открытие. • Урок защиты позиции. • Урок-концерт. • Урок-суд. • Урок-исследование. • Урок-путешествие. • Урок-портрет. • Урок-конференция. • Урок-диалог. • Урок –творческий отчёт. • Урок-дискуссия. • Урок-мастерская. Метод проектов относится к ведущим технологиям системно-деятельностного подхода. В основе метода проектов лежит: • развитие познавательных навыков учащихся, • развитие критического и творческого мышления, • формирование умений самостоятельно конструировать свои знания,• формирование умений ориентироваться в информационном пространстве метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Класс делится на четыре — пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, рекламный проспект и т.д. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного, развивает умение оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать. Учебный диалог — это еще один метод системно - деятельностного подхода личностно-ориентированного образования. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов: · ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа; · учебный диалог строго ограничен по времени; · если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний; · речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов; · учебный диалог требует предварительной подготовки. Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведений. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы. Стоит отметить, что некоторые приёмы и методы наиболее предпочтительно применять на конкретных этапах урока. Так, во время организационного момента уместно применение таких приёмов, как интригующее анонсирование темы, ключевые слова, игровые моменты. Проверка домашнего задания практически всегда проходит в форме диалога. Этап актуализации новых знаний может включать в себя следующие приёмы: игровые моменты, ключевые слова, мозговой штурм, ассоциативные ряды. На этапе усвоения новых знаний уместна организация мозгового штурма. Кроме того, можно применять опорные схемы, кластеры, фишбоун, инсерт. Также на этом этапе есть возможность создания игровых моментов. Уместной будет и перекрёстная дискуссия. Закрепление изученного материала может проводиться в разных формах. Здесь находят своё применение кластер, синквейн, фишбоун, опорные схемы. Особенно важным является этап рефлексии деятельности. Именно на этом этапе становится понятно, достигнуты ли обучающимися поставленные в начале урока цели. Рефлексия может проходить в форме диалога. Кроме того, в систему данного этапа урока могут органично вписаться кластер, синквейн, фишбоун, так как с помощью этих приёмов можно в удобной форме обобщить пройденный материал. Традиционной для этого этапа является письменная рефлексия. Домашние задания могут быть различными. По изученному материалу обучающиеся могут составить опорную схему, кластер, синквейны. Также обучающиеся на протяжении всего учебного года могут вести трехчастный дневник, обеспечивающий постоянное взаимодействие обучающегося с учителем. Обмен опытом работы на педагогическом советеУчитель русского языка и литературы: Переверзева Л.И.08/01/22