"Инклюзивная образовательная среда"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инклюзивная образовательная среда"
Автор: Светлана Геннадьевна Василькова

Инклюзивная средаИнклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех; это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям; учитывает потребности также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. Инклюзивное образование :
  • работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребности всех детей;
  •  является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
  • является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
  • доказывает, что все дети могут учиться.
  • Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемым  условием для их успешной социализации, для их полноценного участия в жизни общества,  в эффективной самореализации социальной деятельности и в различных видах профессиональной деятельности.        Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.Основной принцип инклюзивного образования - все участники образовательного процесса должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей или различий в способности к обучению.Включающее образование базируется на  принципах:1.  Каждый человек способен чувствовать и думать.2. Взаимопонимание между людьми.3. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.4. Для собственного успеха каждый человек имеет право на общение.5. Только через реальные взаимоотношения может осуществляться      подлинное образование.6. Все участники процесса нуждаются в поддержке и дружберовесников.7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Инклюзия - это серьезная интеллектуальная, организованная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса.Инклюзивная образовательная среда – это равный доступ к получению образования для всех детей, подростков, студентов, школьников, в том числе с особыми образовательными потребностями, различными расстройствами здоровья и инвалидностью.Обеспечивается такой равный доступ путем совместного  и воспитания нормотипичных детей и детей с инвалидностью и тяжелыми расстройствами здоровья. Образовательная среда инклюзивного образования предполагает равноправное и равноценное общение детей-инвалидов с их нормотипичными ровесниками с целью полноценного личностного развития и социализации.Выделяют несколько основных категорий детей, применительно к которым необходимо вести речь об инклюзивном образовании и особых условиях обучения.Нарушения, требующие особой среды обучения:
  • Инвалидность по зрению.
  • Инвалидность из-за нарушений слуха и речи.
  • Инвалидность из-за нарушений двигательной функции.
  • Расстройства поведенческого спектра.
  • Расстройства умственного развития.
  • Нарушения психического развития.
  • Комплексное расстройство здоровья.
  • Сам термин «инклюзия» имеет иностранное происхождение. Практически во всех европейских языках слова с этим корнем имеют значение «включительно», «включенный», «включенность». Нашим часто путешествующим соотечественникам этот термин знаком по отдыху в отелях, работающих по системе «все включено» или all inclusive.И вот точно так, как в таких отелях все необходимое для комфортного отдыха включено в путевку, так и создание инклюзивной образовательной среды нацелено на то, чтобы студенты и школьники с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью могли комфортно чувствовать себя в учреждении образования и получать все необходимые знания и навыки. Как этого добиться? Давайте разбираться.Инклюзивная образовательная среда: правовые аспектыПомимо того, что равные права для всех граждан Российской Федерации закреплены в Конституции, условия организации инклюзивной образовательной среды регламентируется рядом нормативных документов. Это, в первую очередь, государственная программа «Доступная среда» [].Многие моменты прописаны в программе «Развитие образования» []. Разработан ряд методических рекомендаций прикладного характера. Например, по организации приема инвалидов в вузы [].Полный перечень законов, стандартов, конвенций и прочих документов, регулирующих условия инклюзивной образовательной среды, можно найти на сайте Института проблем инклюзивного образования []. В принципе, там можно найти ответы практически на все вопросы относительно функционирования инклюзивной образовательной среды в России. Но, думается, будет не лишним пояснить основные принципы и содержание инклюзии в образовании.Принципы инклюзивной образовательной средыОсновные принципы, на которых построена инклюзия в образовании, прописаны в базовых документах и нормативных актах. Вот эти принципы:
  • Равные права и равные шансы в сфере образования.
  • Верховенство интересов ребенка.
  • Терпимость, принятие различий, недопустимость дискриминации.
  • Максимальная индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
  • Обеспечение необходимой поддержки.
  • Гибкость педагогических методов и методик.
  • Право родителей на выбор.
  • .
  • Партиципативный менеджмент образовательного процесса.
  • Принцип раннего вмешательства.
  • Последние пару пунктов поясним более детально.Понятие «партиципативный менеджмент» происходит от английского participation, что переводится как «участие». В контексте образовательного процесса партиципативный менеджмент предполагает самое широкое участие заинтересованных лиц в управлении учебным заведением и организации его работы.Это могут быть родители учеников, общественные организации, меценаты, спонсоры и даже старшеклассники, готовые поделиться опытом с учениками младших классов, нуждающимися в помощи и поддержке. Такой подход является противоположностью традиционного администрирования, когда все решает директор и завуч.И можно смело сказать, что партиципативный  – это единственно возможный вариант управления учебным заведением, в котором создана инклюзивная образовательная среда, потому что многообразие индивидуальных потребностей детей с нарушениями здоровья слишком велико для того чтобы можно было обойтись лишь прямыми указаниями директора и завуча, что и как делать.Теперь пару слов про «принцип раннего вмешательства». Если кратко, тут имеется в виду, что чем раньше начать адаптировать детей-инвалидов к социуму, тем лучше будут результаты.Раннее вмешательство предполагает целый комплекс мер социального, педагогического, медицинского и психологического плана для выявления и коррекции нарушений в развитии детей-инвалидов. А также постоянную поддержку таких детей на всем протяжении их образовательного «маршрута», который для них разрабатывается индивидуально.Для более подробного понимания принципа раннего вмешательства предлагаем статью «Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» [].Теперь, когда мы разобрались с основными принципами формирования инклюзивной образовательной среды, можно перейти к прикладной части и посмотреть, из чего складывается инклюзивная образовательная среда.Инклюзивная образовательная среда: компонентыМы с вами уже знаем, что инклюзия в сфере образования понимается как совокупность условий, обеспечивающих равный доступ к образованию для всех детей, школьников, подростков, студентов. И мы знаем, что для получения образования нужно посещать учебное заведение, подниматься по лестнице на этаж, где расположена аудитория для занятий по тому или другому предмету, смотреть на доску, где пишется задание.Или, как альтернатива, сесть дома за стол, включить компьютер и внимательно слушать объяснение преподавателя в Zoom. И если для физически здорового человека это полностью естественные действия, студент или школьник с нарушениями опорно-двигательного аппарата не доберется самостоятельно до школы или вуза, не сможет подняться по лестнице, и ему зачастую даже трудно самому сесть за стол и встать из-за стола.Учащийся с нарушениями слуха не услышит пояснения преподавателя, а слепой или слабовидящий не увидит текст на доске, в компьютере, книге. И вот тут мы подходим к такому понятию, как пространственно-предметный компонент инклюзивной образовательной среды. Что это такое? Давайте посмотрим.Пространственно-предметный компонент инклюзивной образовательной средыЭто в первую очередь, доступное или безбарьерное архитектурное пространство учебного заведения. И это не только пандусы для инвалидных колясок на входе в здание. Внутри здания тоже нужно как-то перемещаться, потому что аудитория может находиться на втором, третьем и даже пятом этаже.Поэтому актуальной темой для учебных заведений, внедряющих инклюзию, являются грузовые лифты, рассчитанные на подъем инвалидов-колясочников. Или, если речь идет о детском садике или младшей школе, расположение учебных комнат исключительно на первом этаже.В средних и старших классах для каждого предмета выделена отдельная классная комната, и ученики за время перемены должны успеть перейти из кабинета литературы в кабинет химии, из кабинета физики в кабинет английского, так что тут без подъемника или помощника, который вкатит коляску по специальным направляющим на лестнице, никак не обойтись.Но и добраться до кабинета – это еще не все. Еще нужно, чтобы ширина дверного проема позволяла заехать на коляске в класс или аудиторию, а ширина прохода между рядами столов позволяла маневрировать и занять свое место в ряду так, чтобы не мешать всем остальным.Для слабовидящих необходима яркая разметка везде, где есть вероятность не увидеть препятствие, споткнуться и упасть. Обычно разметка представляет собой яркие линии желтого или красного цвета, которые наносятся на столы, двери, углы, перила и ступеньки лестниц.Кроме того, на краях ступенек делают резиновые вставки, чтобы слабовидящие могли сориентироваться, где заканчивается ступенька, и не поскользнуться на краю. Такие же вставки практикуются на подходе к ступенькам лестниц, чтобы не споткнуться об край или не пропустить момент, когда нужно начать спуск с лестницы.Для слабовидящих предусмотрена и специальная мебель. Например, столы и кровати со скошенными краями, чтобы не удариться об угол. А еще парты с «бортиками», чтобы ручка или карандаш не упали под стол. Если для обычного нормотипичного ребенка найти упавшую ручку под столом не проблема, для слабовидящего это зачастую невыполнимая .Кроме того, в классах и аудиториях, где учатся слабовидящие, должно быть дополнительное освещение. Общая освещенность помещения в этом случае должна составлять минимум 1000 Люксов. Если это почему-либо недостижимо, необходимо обеспечить индивидуальное освещение каждого учебного места слабовидящего на уровне 400-500 Люксов.Более подробно тема раскрыта в статье «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» [].К параметрам безбарьерной среды относят и технические средства обучения, которые необходимы при том или ином расстройстве здоровья. Так, для слепых и слабовидящих весь учебный материал должен быть продублирован шрифтом Брайля либо же изложен в формате аудиокниги для самостоятельного ознакомления и выполнения заданий.Для глухих и слабослышащих нужен либо сурдоперевод, либо дополнительная аппаратура звукоусиления наподобие слуховых аппаратов и прочих средств. Более подробно можно прочитать в статье «Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха» [knowledge, 2015].Разумеется, технические средства постепенно совершенствуются и модернизируются, однако общие технические принципы остаются прежними, так что статья актуальна. Но и это еще не все, что нужно для формирования инклюзивной образовательной среды.