«Организация образовательной среды в детском саду как фактор коммуникативного развития дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация образовательной среды в детском саду как фактор коммуникативного развития дошкольников»
Автор: Агеенко Анна Павловна

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФАКТОР КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВФормулировка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в части ожидаемых результатов, которых может достигнуть ребёнок к концу дошкольного детства с учётом индивидуальных возможностей, обращает внимание педагогов на очень важный аспект: для развития ребёнка важно не просто овладение отдельными языковыми нормами, а их верное применение в различных социокультурных ситуация.Важно не знание букв, слогов и слов, само по себе, а то, для чего они нужны – для обозначения и передачи информации.Таким образом, ФГОС определяет приоритетные стратегии содействия становлению и развитию предпосылок грамотности – создание условий типично детских видов деятельности, прямо или косвенно способствующих развитию речевых и коммуникативных возможностей детей, поддержку инициативы и самостоятельности детей, представление им возможности выбора на основе их интересов и потребностей.Вследствие этого, действия педагогов направлены на постепенное развитие у детей коммуникативной компетентности, включающее следующие компоненты:
  • общее речевое развитие (способность к диалогу и монологу – ребёнок способен активно слушать, не перебивать говорящего, решать конфликты с помощью речи);
  • понимание текста (содействие узнаванию и различению стилей речи и жанров текста, знакомство с книжной и письменной культурой, поддержка интереса и любви к чтению);
  • рассказывание (понимание того, что с помощью языка с можно фантазировать, создавать вымышленные миры).
  • Развитию любви к чтению у детей и потребности обращения к книгам как к важным источникам информации способствуют не только целенаправленные действия педагогов и специальные ритуалы, связанные с книгой, но и окружающее пространство дошкольной организации. Уголок для чтения в группе четко ограничен и привлекательно оформлен, в нём представлены книги разнообразных жанров, аудиоматериалы и видеоматериалы, располагаются часто сменяемые выставки. В практике дошкольного образования сложилась традиция подбора литературы согласно возрасту. Также следует добавлять книги, соответствующие интересам и потребностям детей конкретной группы, книги, необходимые для работы в рамках образовательного события либо тематического проекта.Для формирования центра книги используются разнообразные материалы:
  • книги (разных жанров, с мелким шрифтом – для чтения взрослыми и
  • крупным шрифтом – для чтения детьми);
  • журналы (для рассматривания и создания собственных книг);
  • буквы (на кубиках, плакатах, вырезанные из журналов, газет, буквы из
  • различных материалов);
  • бумага разного формата (для создания книг);
  • обложки для книг (в готовом виде и заготовки);
  • пишущие материалы, штампы и трафареты букв;
  • ленты, шнурки, дырокол, клей для скрепления страниц книги.
  • Личность ребёнка развивается посредством общения, которое учит понимать других, развивать свои мысли, заинтересовывать собеседника. Именно поэтому каждое утро – это «Утро радостных встреч» или групповой сбор. Групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, возможность установления деловых контактов на основе понимания и согласования целей группы и задач каждого. Кроме того, данная традиция позволяет создать эмоциональный настрой на весь день, позволяет выбрать новую тему для проекта, подвести итог, учит вырабатывать конструктивное отношение к высказываниям других. Обмен новостями даёт прекрасную возможность каждому ребёнку поделиться своими идеями и переживаниями, победами и неудачами. Здесь же зарождаются идеи для совместных проектов.Наблюдения за детьми показывает, что дети старшего дошкольного возраста используют речь как инструмент налаживания взаимоотношений, разрешения конфликтов, они выбирают занятия в книжном уголке как предпочитаемый вид деятельности, что говорит о позитивном опыте организации образовательной среды детского сада.