Развитие самостоятельности воспитанников, коррекция их эмоционально-волевой сферы, как основа социальной адаптации в самостоятельной жизни»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие самостоятельности воспитанников, коррекция их эмоционально-волевой сферы, как основа социальной адаптации в самостоятельной жизни»
Автор: Ткаченко Анна Игоревна
Ткаченко А.И (МО)Развитие самостоятельности воспитанников, коррекция их эмоционально-волевой сферы, как основа социальной адаптации в самостоятельной жизни»«Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».Адольф Дистереев.Самостоятельность – результат воспитания и самовоспитания, важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей. Общеизвестно, что воспитанники прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия. Проблема самостоятельности детей при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Так как самостоятельность играет весомую роль не только при получении образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать общественные задачи. В связи с этим, одной из важнейших задач современной педагогики становится развитие самостоятельности детей. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Самостоятельность – умение действовать по собственной инициативе, умение выполнять привычные действия без посторонней помощи и умение осуществлять самоконтроль: поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат. Активное участие волевых свойств в данном процессе способствует формированию осознанного социально-приемлемого поведения. Внешними признаками самостоятельности, как характеристики деятельности является планирование своей деятельности, выполнение самостоятельных заданий, систематический контроль, корректировка работы и её совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образует потребностно-мотивационная сфера, усилия детей, направленные на достижение цели. Одной из ведущих задач – является создание условий для организации и управления самостоятельной деятельностью воспитанников. Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игровые действия ребят сопровождаются эмоциональным подъёмом, являются наиболее мощным стимулом его активности. Посредством игры усиливается, выявляется, развивается творческий потенциал воспитанников. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности детей. При проведении игровых моментов должны учитываться несколько принципов:- принцип эмоционального комфорта и активности.(воспитатель должен обеспечить эмоциональную поддержку каждому ребёнку, стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора видов игровой деятельности.)- принцип открытости и индивидуальности.(призван дать широкий диапазон впечатлений от новых эмоций; каждый ребёнок должен в игре найти свою «нишу» и реализовать себя.)полезно также играть в дидактические игры (сюжетно-ролевые, предметные, соревновательные, игры-загадки, игры-путешествия.) Элементы игры способны приобщать к решению практических задач, вызывать положительные эмоции, способствовать накоплению жизненного опыта. Поэтому правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует развитию самостоятельности воспитанников и коррекциитаких волевых качеств, как ответственность, упорство, настойчивость, решительность, выдержка. Важнейшим условием формирования самостоятельности является мотивация, в основе которой лежат эмоции. У многих детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается дефицит эмоционального общения или ограничен диапазон эмоций. Задача занятия должна быть предъявлена воспитателем в такой форме, чтобы дети захотели её решать. Нельзя навязывать готовые формы, правила. Нужно создавать ситуации, в ходе которых дети сами бы искали решение.Но наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера, у них плохо работает анализаторная система, через которую должна поступать информация. С этой целью предлагается пользоваться различными приёмами и методами.1 этап. Подготовительно – мотивационный.а) Постановка проблемных заданий: например, на коррекционном занятии «Конфликты» демонстрируется слайд «драка мальчиков».- Почему так произошло?- Кто виноват в этой ситуации?б) Постановка познавательных задач: например, расшифровать ребус (тему занятия), головоломку?- Кто быстрее мне поможет?- Кто сможет объяснить?Эти упражнения развивают мышление и стимулируют интерес детей, то есть формируют мотивацию.2 этап. Репродуктивно – поисковый.Создание возможности поиска способов решения познавательных задач. Создание ситуации, в которой ребёнок определяет цель своих действий, стимулирует процесс осмысления:- Что я делаю? Для чего? Чего хочу добиться?Возможно составление плана–алгоритма, использование схем, памяток, образцов, инструкций. Эти приёмы стимулируют мыслительную деятельность, опираясь на различные анализаторы или сразу на несколько. 3 этап. Поисково-творческий. Включение воспитанников в продуктивную самостоятельную деятельность. Наиболее эффективными условиями развития навыков самостоятельной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья являются ситуации творческого характера, развитие их способностей и возможностей, предполагающих возникновение стимула, побуждающего его к преодолению трудностей, им посильных. Можно использовать групповую форму работы, систему дифференцированных заданий. Руководящая роль на этом этапе принадлежит воспитателю. Однако это руководство не должно заменять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них формируют черты пассивности. Можно включать дозированную поэтапную помощь, т. е. подойти показать, но с одним, а не со всеми вместе. 4 этап. Аналитический. Аналитический этап нацелен на побуждение детей к анализу собственной деятельности, сравнивание с образцом, выявление причины ошибок и неточностей в своей работе. При анализе конечного результата необходимо создать условия для положительного переживания успеха, поддержания уверенности; возможно использование системы поощрений. Посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Очень важно правильно её организовать и аргументировать. Особое значение для развития воспитанников имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития детей, приносит большую пользу, у ребёнка закрепляется жизненно полезная личностная черта – самостоятельность, формируются такие волевые качества, как настойчивость, упорство, ответственность.Самостоятельность также играет огромную роль в подготовке воспитанников к их дальнейшей жизни и трудовой деятельности, независимо от того, в какой области он будет себя реализовывать.Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности.Самостоятельность – умение действовать по собственной инициативе, умение выполнять привычные действия без посторонней помощи и умение осуществлять самоконтроль. (Поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат.)Одной из ведущих задач – является создание условий для организации и управления самостоятельной деятельностью воспитанников.Таким образом, самостоятельность воспитанников в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий. Самостоятельность воспитанника понимаемая, как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально – личностного созревания.