Моя Родина -Россия
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя Родина -Россия
Автор: Анжелика Александровна Гранич
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушки»Инновационный проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников«Моя Родина –Россия» Для участия в конкурсе по теме: «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании» - 2022Номинация :Лучшая дошкольная образовательная организация, реализующая программыгражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей – 2022;Лучший инновационный проект по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи – 2022;Авторы:Лобацевич Е.И., Врио заведующегоТельцова Е.И., старший воспитательГранич А.А., воспитательНижневартовск, 2022Содержание Паспорт проекта …………………………………………………………………………... ..3 Пояснительная записка проекта………………………………………………………........8Нормативно-правовая основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников…..8Актуальность проекта……………………………………………………………………….9Цели и задачи проекта……………………………………………………………………...10Новизна проекта……………………………………… ……………………………………10Предполагаемый результат …………… ………………………………………………….12 Принципы реализации проекта……………………………………………………………13Концептуализация проекта………………………………………………………………...13Пути и механизмы реализации проекта …………………………………………………..14Особенности организации педагогической диагностики …………………….................15Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет………………………………………………………...17Литература ………………………………………………………………..…………………45Паспорт проекта1.Пояснительная записка Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей, амлификация детского развития и т.д. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине: «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин). Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Нравственно-патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение нравственно-патриотического воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.2. Нормативно-правовая основа нравственно-патриотического воспитания дошкольниковКонституция Российской ФедерацииПринята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ст.26, ст.59, ст.67.1, ст.68.1, ст.68.4, ст.69.2Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.64Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 гФедеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 гСтратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) п..1.4 пп.6, пп.9; п..1.6 пп.5, пп. 6; ст.2.6Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2015 № 130-03 «О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты Мансийском автономном округе – Югре»Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 года № 747-рп «О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»Образовательная программа МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»3. Актуальность проекта Дошкольный возраст период становления базовой культуры личности, приобщение к ценностям, обретение жизненных ориентиров. От того, какими глазами увидит ребенок окружающее, от того, какие уроки извлечет из рассказов о современных событиях, о прошлом страны, зависит каким он вырастит гражданином. Вот почему важно знакомить ребенка с историей нашей Родины. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем нравственно-патриотического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственно-патриотического воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных образовательных деятельностей. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции нравственно-патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна:- у детей недостаточно развит познавательный интерес к историии культурному наследию города, края, стране;- недостаточная компетентность родителей в воспитании у детейнравственно-патриотических чувств;- изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и области, страны. Считаем, что метод проекта обеспечивает системный подход, укрепляет субъективные позиции ребенка в различных видах деятельности, развивает творческие способности дошкольников и помогает педагогу развиваться как творческой личности.Воспитание через деятельность (проект, как технология нравственно-патриотического воспитания) Именно проектная деятельность гармонизирует сферы ребенка, обеспечивает альянс эмоциональных переживаний (патриотическое чувство), познавательной и созидательной деятельности (патриотическое сознание и патриотическое поведение).Участвуя в коллективном творческом деле, как равный партнер, ребенок обретает первоначальный опыт переживаний созидательной значимости личностного вклада в общий результат. Проектирование рассматриваем как комплексную коллективно –деятельность, участники которой без специального дидактизма, самостоятельно осваивают новые понятия, представления, способов взаимодействия и преобразования действительности в зонах актуального и ближайшего их развития в различных сферах жизни. Семья – вот первоисточник патриотических проектов. Постепенно расширяя образовательное пространство, мы выходим с детьми на систему: семья, нация, народ, Родина.Целью работы по нравственному - патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.4.Цель и задачи проектаЦель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества на основе народного искусства и нематериального культурного наследия народов.Задачи проекта:формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традиций формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице Россиивоспитание патриотизма, уважения к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово;воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России.5. Новизна проектаНовизна инновационного проекта состоит в использовании инновационных технологий в организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, что способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.:использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями;исследовательски – творческие проекты дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;информационно – практико – ориентированные проекты позволяют детям собирать информацию и реализовать ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др. «Родной свой край люби и знай!», «Люблю березку русскую» и т.д.)Творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)Нормативные проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в семье, обществе) и т.д.Использование ИКТ технологии - видеолектории – организационная форма досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Квест- технология - командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Данный проект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО, проект приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также пробуждает у него понимание характера российского человека, и желание стать гражданином – патриотом. Идея проекта -создание новой, более эффективной системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно- патриотических чувств у старших дошкольниковПроект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина –Россия» разработан и апробируется педагогическим коллективом МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» под руководством Латыповой Ольги Николаевны – заведующего, высшей квалификационной категории. В данном проекте представлены материалы в виде модулей и блоков, методические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, родным городом, с историческим и культурным наследием многонациональной Родины –России. В проект входят: конспекты занятий и бесед, перспективные планы, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, художественное слово, альбомы разной направленности. Данные мероприятия помогут сформировать у детей чувство гордости за свою страну, за родной город, любовь к Родине - России. Материалы проекта могут быть использованы педагогами, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования и родителями в работе с детьми дошкольного возраста.Гипотеза. Работа по воспитанию чувства патриотизма у детей дошкольного возраста как результат нравственно-патриотического воспитания будет успешной, если:* процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «чувство патриотизма у детей дошкольного возраста»;* будут определены критерии сформированности патриотических чувств у дошкольников;* теоретически разработана и апробирована педагогическая технология, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной; воспитание бережного отношения к матери-земле, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, почитание предков.* педагогический процесс по нравственно-патриотическому воспитанию будет проходить при участии подготовленных педагогов, родителей и социальных партнеров6.Предполагаемый результатДля детей:сформировано желание быть активным участником в жизни детского сада, семьи, активно участвовать в мероприятиях, проводимых в городе; расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, памятниках и других культурных ценностях;формирование элементарных проектно-исследовательских умений инавыков;развиты интегративные качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»;знают основные государственные и народные праздники; имеют представления о российской армии, ее роли в защите Родины;проявляют творческую активность в познании окружающего мира;воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность;сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;Для родителей:сформирована активная родительская позиция;повышена компетентность родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей;активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ по реализации проекта.укрепление значимости семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка;сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций. Для педагогов: качественное освоение педагогами инновационных технологий, направленных на нравственно- патриотическое воспитание воспитанников. использование проектного метода для улучшения качества работы в вопросах обучения и воспитанию у воспитанников чувства патриотизма; обогащение предметно-пространственной развивающей среды, материально-технического и программно-методического обеспечения, направленного на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников; личностный и профессиональный рост педагогов, самореализация, моральное удовлетворение.7.Принципы реализации проекта1.Научной обоснованности и практической применимости.2.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.3.Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей.4.Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.5.Наглядность6.Дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком7.Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.8.Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.9.Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов, родителей и социальных партнеров. 10. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.11. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка, педагога, родителей.12. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.8.Концептуализация проектаПротиворечия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников, в связи с этим определились проблемы и, противоречия, а также пути их решения. 9.Пути и механизмы реализации проектаПроект реализуется в рамках ООП ДО МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.При разработке и реализации проекта было учтено его соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам обучения, используемым в дошкольном учреждении.Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.Проект предусматривает распределение материала по 4 модулям, которые разбиты по тематическим блокам, в каждом блоке наименование мероприятия согласно возрасту воспитанников и продукт деятельности по неделям.10. Особенности организации педагогической диагностикиДиагностический инструментарий определения результатов работы по теме:Педагог ДОО использует следующие методики и тесты:проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка);метод изучения продукта детского творчества; метод наблюдения;метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него, жизненных ситуаций и др.;методы математико-статистического анализа полученных данных;методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детейВысокий уровень.Ребенок без особого труда называет свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес, профессии родителей, виды транспорта, преобладающие в родном городе. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребенок передает настроение и впечатление. Знает достопримечательности города, название аптек, детских садов, больниц, где они расположены. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ, ХМАО – Югра и города, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, русские народные сказки, пословицы и поговорки о Родине. Называет природные богатства России. Знает приметы сезонных изменений в родном крае, диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир ХМАО – Югра и России. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.Средний уровень.Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, ему требуется помощь, подсказка, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес, городской транспорт, частично называет профессии. Знает достопримечательности, но не может объяснить их место нахождения. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значении у флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Знает русские народные сказки, затрудняется назвать пословицы и поговорки о Родине, народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Знает: диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир родного края, затрудняется назвать лекарственные растения. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться с ними, оказывает помощь. Анализирует поступки с помощью взрослого.Низкий уровеньРебенок часто допускает ошибки. Не знает названия страны, округа, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн РФ, но затрудняется в узнавании символики округа и родного города. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, распространенных профессиях родного края, названиях школ, садов, библиотек. Знает русские народные сказки, но не может назвать народные праздники, игрушки, пословицы и поговорки о Родине. Знает диких животных и птиц России, но не может назвать флору и фауну родного края, природные богатства. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, редко считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Тематическое планированиепо нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет Литература:1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с. 3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 96с. 4.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 184 с. (Развитие и воспитание дошкольника) 5.Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104