«Развивающие игры и их роль в развитии младших дошкольников»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развивающие игры и их роль в развитии младших дошкольников»
Автор: Анастасия Дмитривна Лосева
МБДОУ Курагинский детский сад № 15 Консультация для родителейТема: «Развивающие игры и их роль в развитии младших дошкольников» Подготовила: Учитель –дефектолог Лосева А.ДКакие условия необходимо создать для полноценного интеллектуального развития ребёнка? Известно, что игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств. Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируются важные функции сознания, творческие способности, а также приобретается опыт работы со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее, чем в учебном процессе. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры, ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый интересным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений, познавательной сферы, применения накопленных знаний и опыта.В последнее время всё больше педагогов и родителей стали обращать внимание на развивающие игры – у них необычайно широк диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера. Увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и даже взрослый. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной форме.Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она характеризуется тем, что содержит готовый игровой замысел, игровой материал и правила. Всё это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:познавательный – т.е. то, чему мы хотим научить ребёнка, какие действия с предметами хотим ему передать;воспитательный – т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношение к другим людям, которые следует прививать детям.Цель развивающих игр формулируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определённых психических процессов, таких как внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление, что является необходимым условием для формирования познавательных способностей, без которых, в свою очередь, невозможно полноценное интеллектуальное развитие.Привлекательность этих игр для детей любого возраста заключается в том, что ребёнок, получая детали игры, имеет возможность самостоятельно действовать с ними, обследовать, группировать, создавать различные изображения по образцу или собственному замыслу.Эти игры не надоедают детям, т.к. обладают большой вариативностью. Постепенное усложнение заданий в играх позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Игровые действия всегда включают в себя обучающие задачи. Решение этих задач требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, что является для него важнейшим условием личного успеха и даёт наибольшее удовлетворение.В настоящее время существует огромное количество развивающих игр. Среди них особое место занимают игры таких авторов, как Никитин Б.П., Воскобович В.В., Михайлова З.А., Дьенеш, и др. Многие развивающие игры можно приобрести в магазине, а при желании – изготовить самостоятельно.Приступая к работе с детьми, важно помнить: развивающие игры – вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «в день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития способностей. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребёнка.ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК РАЗВИВАЮЩИХ ИГР:«Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь. (фигуры можно заменить другими предметами (фрукты, овощи, игрушки).Игровое действиеВариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.Вариант 2.Предложить достать все квадратные блоки.«Разложи фрукты по тарелкам»Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста.Задачи:• учить находить и правильно называть основные цвета• развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук воспитывать усидчивость, целеустремленность.«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.«ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.«ВКЛАДЫШИ»ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.«ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.«РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.«Детское лото»Цель:Упражнять в раскладывании крышек по ячейкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.Задачи:• учить находить и правильно называть основные цвета• развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук воспитывать усидчивость, целеустремленность.«Найди не похожую фигуру»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.Игровое действие:Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.Вариант 2. Найти фигуру, которая не такого размера.Вариант 3. Предложит найти ребёнку фигуру, которая не такой формы.Вариант 4. Ребенок находит фигуру, которая не такая как эта по толщине.«ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»ЦЕЛЬ: Формировать умение выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.«Игра-шнуровка»Цель: Развитие мелкой моторики, усидчивости, развитие речи.«Разноцветные прищепки»Цель: Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять знания цветов.Задачи: Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.«Мозаика ГРИБОЧКИ»Цель: Развитие мелкой моторики. Учить подбирать грибочки по цвету и вставлять их в отверстие.«Весёлые крышки»Цель: Развитие мелкой моторики. Учить детей доставать крышки, надевать на пальчики и «ходить» ими по столу."Бусы"Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.Игровое действиеВариант 1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... Сделать бусы как эти по образцу.Вариант 2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник. Вариант 3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.«Угощение для медвежат»Игровая задача: развить умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам. Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные.Игровое действиеВариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.«Что изменилось»Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Игровое действиеВариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения.Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами.Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.«Помоги Мишке и Зайке» Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Игровое действиеВариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки? Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые. Вариант 3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).«Поручения»Игровая задача: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. Игровое действиеВариант 1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается). Вариант 2. Покатать матрешку в большой машине.Вариант 3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.Вариант 4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.Вариант 5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.Вариант 6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.Вариант 7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.«Угости зайчика»Игровая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине. Игровое действиеВариант 1. Показать зайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Вариант 2. Сгруппировать предметы по цвету.