Рабочая программа по дисциплине "Риторика"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по дисциплине "Риторика"
Автор: Чуркина Наталья Витальевна
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса
(ГБПОУ ПТТТиС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 РИТОРИКА
по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(базовая подготовка)
Квалификация – юрист
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 г. № 508 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.07.2014 № 33324)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
17
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина Риторика является дисциплиной социально-экономического профиля. Изучение данной дисциплины предполагает наличие базовых знаний, полученных обучающимися в процессе освоения дисциплин Русский язык, Литература, Иностранный язык и др. Знания, полученные при изучении дисциплины Риторика, могут быть использованы при прохождении учебной и производственной практики, а также защите курсовой и выпускной квалификационной работы.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- развивать тему беседы, вести диалог и управлять им;
- создавать завершенный текст, предназначенный для публичного выступления перед определенной аудиторией;
- эффективно использовать технику речи в публичных выступлениях;
- использовать умело и по назначению разные речевые стили;
- использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
- устанавливать контакт с аудиторией;
- излагать мысли логично, кратко, выразительно.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды красноречия, их смысловые возможности;
- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в коммерческой деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
- общие и частные закономерности использования языка в современном мире;
- требования к изложению и оформлению текстов различных стилей в устной и письменной формах;
- понятия спора, источники, причины, виды и способы разрешения споров.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
ЛР4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного цифрового следа
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
32
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
16
контрольные работы
-
курсовая работа
-
Самостоятельная работа обучающегося
16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Риторика
Наименование
Разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объём часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Теоретические основы ораторского искусства.
6
Тема 1.1 Риторика как
социальное явление.
Содержание учебного материала.
2
1
Понятие о красноречии. Ораторство как социальное явление. Риторика как искусство и как наука. Особенности ораторского искусства.
Самостоятельная работа студента: написать реферат на одну из тем: Значение риторики в наше время, Как научиться красиво и убедительно говорить.
2
3
Тема 1.2 История становления и развития риторики.
Содержание учебного материала.
2
1
Древнегреческая риторика. Риторика Древнего Рима. Эпоха средневековья. Гомилетика. Риторика периода Возрождения. Риторика в Новое Время. XX век: становление неориторики.
Самостоятельная работа студента: Написать эссе об ораторском искусстве, включив в него высказывание М. Сперанского Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий
2
3
Тема 1.3 Русская риторическая школа. Этапы развития.
Содержание учебного материала.
Начальный этап русского красноречия. Риторика Древней Руси и доломоносовский период. Ломоносовский период. Риторика конца XVIII – начала XIX вв. Развитие русского красноречия во второй половине XIX в. Специфика развития риторики в современной России.
Самостоятельная работа студента: Анализ фрагментов из Краткого руководства к риторике М. В. Ломоносова.
2
3
Практическое занятие №1: Русская риторическая школа. Этапы развития.
2
2
Раздел 2. Культура речи и риторика
6
Тема 2.1 Культура речи. Природа норм литературного языка.
Содержание учебного материала.
2
1
Природа норм литературного языка. Понятие о литературной норме языка. Понятие культуры речи. Основные компоненты культуры речи.
Самостоятельная работа студента: подготовить сообщение на тему Этический аспект культуры речи.
1
3
Тема 2.2 Нормативность речи.
Содержание учебного материала.
4
1
Нормативность речи. Орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические ормы.
2
Самостоятельная работа студента: Положительная и отрицательная роль иноязычной лексики в русском языке.
2
3
Практическое занятие №2: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность, чистота, логичность, богатство.
2
2
Раздел 3. Технология подготовки ораторской речи.
12
Тема 3. Подготовка публичного выступления.
Содержание учебного материала.
4
1
Этапы подготовки к публичному выступлению. Тема, вид, цель выступления. Сбор материалов и способы работы с ним. Работа над конспектом. Формулировка темы речи. Виды планов.
Практическое занятие №3: Этапы подготовки к публичному выступлению.
2
2
Тема 3.2 Композиция ораторской речи.
Содержание учебного материала.
4
1
Композиция речи. Функционально-структурные части композиции (вступление, основная часть, заключение). Как работать над устным выступлением. Недостатки композиции.
Практическое занятие №4: Методы изложения материала. Анализ речей различных авторов.
2
2
Тема 3.3 Аргументация и позиция. Полемика и дискуссия.
Содержание учебного материала.
2
1
Аргументация, её виды. Полемика, основные приёмы. Способы опровержения. Дебаты. Дискуссия. Искусство публичного спора.
Самостоятельная работа студента: подготовить сообщение по теме Мастерство полемики и дискуссии.
2
3
Тема 3. 4 Неоднородность ораторской речи.
Содержание учебного материала.
2
1
Неоднородность ораторской речи и основания классификации. Роды красноречия: социально-политическое; академическое; судебное; духовное; социально-бытовое.
Самостоятельная работа студента : Подготовить трехминутную побуждающую речь на тему Пользуйтесь услугами нашей фирмы!
2
3
Практическое занятие №5: Классификация речи по назначению (развлекательная речь, информационная, воодушевляющая, убеждающая).
2
2
Раздел 4. Образ оратора
6
Тема 4.1 Контакт оратора с аудиторией.
Содержание учебного материала.
2
1
Контакт оратора с аудиторией. Учет особенностей аудитории. Специфика поведения ритора с различными типами аудитории.
Практическое занятие №6: Методы и техники взаимодействия на аудиторию. Понятие управления и манипуляции.
2
2
Самостоятельная работа студента: Составьте список из 10-15 пунктов, что оратору категорически запрещается делать во время публичного выступления:
2
3
Тема.4.2 Особенности невербальных средств общения.
Содержание учебного материала.
2
1
Особенности невербальных средств общения: язык телодвижений и параметры речи. Техника произнесения речи. Интонационная выразительность. Диапазон и сила голоса. Темп речи.
Практическое занятие №7: Особенности невербальных средств общения. Голосовые приёмы тренировка памяти.
2
2
Самостоятельная работа студента: подготовить сообщение на тему: Логические и интонационно-мелодические закономерности речи
1
3
Тема 4.3 Эмоциональность и юмор в публичном выступлении.
Содержание учебного материала.
2
1
Эмоциональность и юмор в публичном выступлении. Цитаты, намеки, языковая игра.
Практическое занятие №8: Эмоциональность и юмор в публичном выступлении.
2
2
Дифференцированный зачёт
2
Итого за семестр
48/32
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05
Риторика
Реализация программы учебной дисциплины Риторика требует наличия учебного кабинета.
3.1 Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- паспорт кабинета;
- раздаточный дидактический материал, таблицы
Технические средства обучения:
- библиотечная система;
- информационно-справочная система.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовые документы:
Основная учебная литература:
Кузнецов, И. Н. Риторика, или Ораторское искусство : учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 431 c. — ISBN 5-238-00696-9. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: (дата обращения: 06.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Дополнительная учебная литература:
Александров, Д. Н. Риторика, или Русское красноречие : учебное пособие для вузов / Д. Н. Александров. — 2-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 351 c. — ISBN 5-238-00579-2. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: (дата обращения: 07.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Решетникова, Е. В. Деловая риторика : учебное пособие для СПО / Е. В. Решетникова. — Саратов : Профобразование, 2021. — 100 c. — ISBN 978-5-4488-1171-5. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: (дата обращения: 18.05.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Интернет-ресурсы:
4) – портал Российское образование.
5) - сайт Риторического центра Златоуст.
3.3 Используемые активные и интерактивные образовательные технологи при реализации ОГСЭ.05. РИТОРИКА
Вид занятия
Используемые активные и интерактивные образовательные технологии, формы занятий, методы и приемы
Теоретическое обучение (ТО)
Проблемно-поисковые: проблемная лекция, групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций, проблемный семинар, семинар-обсуждение докладов, системный семинар, разыгрывание ситуаций.
Научно-исследовательские: подготовка и защита реферата, сообщения, работа с информационными ресурсами.
Дискуссионные: диспут, дебаты
Практические занятия (ПЗ)
анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, ситуационный анализ, игровые технологии
Самостоятельная работа (СР)
составление схем, таблиц для систематизации учебного материала; подготовка рефератов, сообщений к выступлению на семинаре, составление глоссария
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины РИторика
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
уметь:
- развивать тему беседы, вести диалог и управлять им;
- создавать завершенный текст, предназначенный для публичного выступления перед определенной аудиторией;
- эффективно использовать технику речи в публичных выступлениях;
- использовать умело и по назначению разные речевые стили;
- использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
- устанавливать контакт с аудиторией;
- излагать мысли логично, кратко, выразительно.
Тестирование
Оценка выполнения семинарских работ и практических работ
Дифференцированный зачет
знать:
- виды красноречия, их смысловые возможности;
- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в коммерческой деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
- общие и частные закономерности использования языка в современном мире;
- требования к изложению и оформлению текстов различных стилей в устной и письменной формах;
- понятия спора, источники, причины, виды и способы разрешения споров
Тестирование
Устный опрос
Реферат
Дифференцированный зачет
4.2 Оценка достижения обучающимися личностных результатов: оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных рабочей программой воспитания
Личностные результаты
Критерии оценки
ЛР 1
ЛР 2
ЛР3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР6
ЛР7
ЛР8
ЛР9
ЛР10
ЛР11
ЛР12
демонстрация интереса к будущей профессии;
оценка собственного продвижения, личностного развития;
положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;
ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности;
проявление высокопрофессиональной трудовой активности;
участие в проектной работе;
участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии;
соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики;
конструктивное взаимодействие в учебном коллективе;
демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа;
готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;
сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении;
проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества;
проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону;
отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся;
отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве;
участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях;
добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан;
проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся;
проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве;
участие в конкурсах профессионального мастерства;
проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности
демонстрация профессионально значимых личных качеств и способностей
4
3
10