Методическая разработка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка
Автор: Сиянко Альфия Мансуровна
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Тема Мыло- волшебница
Цель:ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представления, для чего нужна реклама, о ее значении
Развивающие: развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мылом
Материалы и оборудование:Коробка с письмом, кусок мыла, костюмы для экспериментирования, тарелочки с водой, перец черный молотый, жидкое мыло, таз с водой, картонная лодка, стаканчики с цветной водой, трубочки, лист белого картона, дрожжи, перекись водорода 6%, краситель, цветные карандаши
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими учеными и будем проводить настоящие исследования.
Кто такие ученые?- ответы детей.
Воспитатель. Правильно, ученые это люди, которые занимаются наукой. Они проводят эксперименты, опыты.
А где работают ученые?-
Дети. В лаборатории.
2.
. Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка!
Как вы думаете, что в нем.?
Загадка..
У каждого в ванной есть хитрая штука.
Отмоет от грязи и тело и руки.
Смотри, чтобы в глаз оно не попало
Защиплет, тогда не покажется мало!
Правильно, мыло.
Давайте посмотри, что же внутри коробки?
( мыло твердое, жидкое, хозяйственное)
2.
А для чего человеку мыло?- (чтобы мыть руки, отмывать грязь)
Правильно, мыло отмывает грязь. Уничтожает микробы и неприятные запахи
Ребята, но мыло у нас появилось не случайно. Оно пришло к нам, чтобы поделиться своими секретами. Хотите их узнать?
Тогда мы с вами станем настоящими учеными и отправимся
в нашу лаборатории, где будем проводить настоящие исследования.
Ученые работают в специальной одежде , и сейчас вам необходимо ее надеть.
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
( на доске карточки-схемы).
Правило № 1 На столах ничего не трогать без разрешения педагога.
Правило № 2. Пробовать на вкус, брать в рот- в лаборатории запрещено
Правило № 3 Бережно обращаться с оборудованием. Поработал-убери на место.
Правило № 4 . Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Молодцы.
3
Прежде чем, мы начнем изучать свойства мыла, давайте с вами проведем физминутку.
Физминутка.
Мыло в руки мы возьмем,- (дети берут в руки импровизированное мыло)
Кран с водой откроем.-- (имитация открывания крана)
Щечки, шейку мы потрем,--(ладошками трут щеки, шею)
Личико умоем.-- (имитируют умывание)
Мы намылим ручки,-- (хлопают в ладоши)
Мы намылим ножки,-- (топают ножками)
Полотенцем обернемся--- (поворачиваются вокруг себя)
И друг другу улыбнемся.--- (улыбаются)
4.
Приглашаю вас за стол для проведения нашего эксперимента
Взгляните на ваши руки и скажите, нужно ли их сейчас мыть? Видите вы микробы на своих руках?
Дети: нет
Воспитатель: Так может достаточно мыть руки только водой?
Опыт № 1. Пугливые перчинки
Воспитатель: Сейчас я хочу, чтобы вы увидели, как на самом деле мыло борется с грязью.
- Перед вами стоят тарелки с водой, посыпьте на воду перец. Точно также на всех поверхностях расположены микробы. Теперь нужно опустить палец в воду и вновь его достать. Все микробы остались на ваших руках. Вытрите пальцы влажной салфеткой и окуните их в жидкое мыло. Теперь снова опускаем палец в воду. Посмотрите все перчинки вас испугались и поспешили убежать. Точно так же грязь и микробы убегают при появлении мыла.
- Повторяйте за мной 5
- А что же происходит с водой, когда в нее попадает мыло?
- Давайте проведем еще один эксперимент и понаблюдаем.
Опыт 2. Лодка с мыльным двигателем
Перед вами емкость с водой, положите лодочку в угол, острым углом по направлению к центру. Теперь обмакните палец в жидкое мыло, и опустите в воду за лодочкой.
- Что вы видите?
- Действительно, лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика. Как вы думаете, почему так произошло?
- Это все потому, что мыло, попадая в воду, начинает растекаться и растворяться, тем самым заставляя поверхность воды двигать. От этого и начала двигаться наша лодочка.
- При смешивании мыла и воды образует мыльный раствор
6
Опыт 3. Мыло- силач
У вас на столах кусочек мыла и тарелка. Смочите тарелку слегка водой и положите сверху на тарелку мыло, прижмите его и прокрутите вокруг своей оси и немного подождите.
А пока сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика. Моем руки
Ах, вода. Вода. Вода!
Будем чистыми всегда. ( потирают ладошки)
Брызги вправо, брызги-влево1
Мокрым стало наше тело.-( сжимаем кулак, затем выпрямляем пальчики)
Полотенчиком душистым
Вытрем руки очень быстро.
А сейчас попробуем поднять мыло.
Что происходит?- тарелка поднимается вместе с мылом
Почему так произошло?
Когда мыло намокло. Между тарелкой и куском мыла образовалась мыльная пена, и между ними возникло взаимное притяжение. Поэтому после высыхания тарелка и кусок мыла склеились, т.е вели себя как одно целое.
7.
Опыт 4.. Рисование мыльными пузырями
- Как вы думаете, что произойдет с мыльной водой, если в нее дунуть через трубочку?
- Прежде чем проверить это на опыте, нам нужно самим приготовить мыльный раствор. Приглашаю вас к столу, на котором приготовлена цветная вода для эксперимента.
- Что мы сделаем для приготовления мыльной воды? Правильно, добавим мыло в воду, затем хорошо перемешаем. Для этого у каждого из вас есть трубочки, которыми можно это сделать.
- Предлагаю подуть в воду через трубочку, но для начала нам нужно потренироваться. Возьмите каждый свою трубочку и подуйте через нее себе на ладонь. Почувствовали холодок? Теперь точно также подуйте в свой стаканчик с мыльной водой.
- Получились пузыри?
- Давайте попробуем сохранить приятные воспоминания о мыльных пузырях на листке картона?
- Для этого берем свою трубочку и начинаем пенить раствор. Когда пена поднялась, берем свой лист картона и прислоняем к мыльной пене. Затем поменяйтесь цветным раствором со своим товарищем.
- Пока наша мыльная фантазия подсыхает, я хочу задать вам вопрос.
Молодцы. Вы все справились с заданиями.
Итог занятия. Ребята, где вы побывали сегодня?
Что вы делали? Вам понравилось?
Что вам понравилось больше всего?
Ребята, за вашу работу и активное участие в экспериментах, хочу подарить вам медальки.