Работа с учебным текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с учебным текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности.
Автор: Корнеева Ольга Анатольевна
Работа с учебным текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности Корнеева О.А., учитель географииМБОУ СОШ №16 Бугульминский МРФункциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:- читательские способности- естественнонаучное- математическое.Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Читательская грамотность в современной жизни является основой к деятельности, к обучению на протяжении всей жизни. Изучение географии способствует совершенствованию читательской грамотности. На учебных занятиях по географии учащиеся совершенствуют умение работать с информацией, представленной как в словесном, так и в графическом (картографическом) виде; умение четко и понятно представлять свою позицию. Читательская грамотность является метапредметным умением, так как чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию с текста, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач нужны для обучения на каждом учебном предмете. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии.Что же такое читательская грамотность? Одним из необходимых условий успешного обучения обучающихся в основной школе является умение читать и понимать прочитанное. Уровень владения чтением (метапредметным умением) у многих учеников оставляет желать лучшего. Чаще всего чтение понимается как перевод букв в звуки и слова, а умение читать всего лишь как чтение вслух. Возникает вопрос: что такое «смысловое чтение»? Наряду с определением уровня математических и естественно-научных умений (компетенций) учащихся в международных исследованиях PISA изучаются и читательские умения. Все эти компетенции определяются, как математическая, естественно-научная и читательская грамотность.Читательская грамотность — одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.За основу было взято определение, предложенное в исследовании PISA: «Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, а должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке. Одно из главных средств обучения – это учебник, основа которого – это текст. Кроме этого на уроках географии важнейшим средством является атлас с картами, В учебниках географии есть тексты сплошные (без визуальных изображений), а в атласе - несплошные (с визуальными изображениями).Виды текстовВиды чтения Существуют различные виды чтения. 1. Просмотровое - выборочное чтение. Цель – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения. (например, для определения темы урока). 2. Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Предметом внимания читающего становится все произведение. Текст читается полностью в среднем темпе (например, выписать новые слова, даты, действующих лиц …). 3. Смысловое. Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации, основной и второстепенной информации, свободная ориентация в восприятии текстов различных стилей. В проводимых международных исследованиях PISA выделяют три уровня читательской грамотности. Умение найти и извлечь информацию из текста определяется как первое читательское умение. Второе читательское умение предполагает возможность интерпретации и интегрирования прочитанного. Ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого важно суметь отличить главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (временные, пространственные, причинно-следственные, видовые), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст. Все эти умения необходимы для целостного понимания текста. Третье читательское умение предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные суждения. Умение осмыслить прочитанный текст , оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию особенно востребовано при чтении электронных сообщений.Примеры заданий трех уровней читательской грамотности:Задание первого уровня читательского умения :Прочитайте текст и ответьте на вопросы.«Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» Эксперты Организации Объединенных Наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало глобальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов , которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы отступающих ледников, а ледниковые озера уже наполнены измельченным льдом. Знаменитый ледник, с которого около пятидесяти лет назад поднимались на Джомолунгму ее первые покорители – Норгей Тенцинг и Эдмон Хиллари, отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет, то последствия будут плачевными. Переполнение ледниковых озер вызовет горные сели и наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей. Исследования, проведенные в Непале и Бутане, показали. Что начиная с 1970-х годов повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, наводнению озер. В 1985-м в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов. Только в Непале и Бутане обнаружено по меньшей мере 44 потенциально опасных озера. Вопросы: Кто вошел в состав группы экспертов ООН по изучению состояния ледников Гималаев?Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников?Из кого составили специальную группу для исследования гималайских ледников?Какие признаки уже полностью вступившего в силу потепления были обнаружены в горах?Сколько потенциально опасных озер было обнаружено в Непале и Бутане?Пояснение: Чтобы верно ответить на данные вопросы, достаточно сопоставить текст вопроса и заданный текст, но вовсе не обязательно понимать, что такое Непал и Бутан и где они находятся, не понимать, в чем потенциальная опасность озер.Задание второго уровня читательского умения :Прочитайте текст «Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты-экологи?Объясните, в чем заключается потенциальная опасность состояние ледниковых озер в Непале и Бутане?Какие последствия вызовет переполнение ледниковых озер?Для кого переполнение озер представляет угрозу? В чем она заключается?Можно ли предотвратить возникновение селей или ослабить их возможные отрицательные последствия? (Очевидно, что на этот вопрос невозможно ответить, не зная, что такое сель и как он образуется.)Пояснение: Ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого необходимо суметь отличить главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (пространственные, временные, родовые, видовые, причинно- следственные), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст. Все эти умения необходимы для целостного понимания текста.Задание третьего уровня читательского умения:Прочитайте текст «Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопрос.Разделяете ли вы оценку экспертов ООН о возможных последствиях таяния гималайских ледников?Пояснение: предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Умение осмыслить прочитанный текст , оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию особенно востребовано при чтении электронных сообщений. Чтобы ответить на кажущийся не слишком сложный вопрос, необходимо, во-первых, выявить, какова эта оценка, какие аргументы используются для ее подтверждения, т.е. необходимо точно определить «чужую» точку зрения. («Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными…») Во-вторых, следует сформулировать собственную точку зрения и постараться ее аргументировать. Все три читательских умения тесно взаимосвязаны, поэтому все они востребованы при выполнении учебных заданий. Для формирования читательской грамотности обучающихся необходимо им предлагать специальные учебные задания, направленные на обучение умению: Находить и извлекать информацию из текста;Интегрировать(связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное;Осмыслять и оценивать прочитанное.Чтобы формировать читательскую грамотность обучающихся, учитель географии должен освоить технологию конструирования подобных заданий.Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором пропущены слова)Пример: В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый _______, -ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего ________. На самом же деле ехидна очень ______ от ежа. Она относится к древней, почти _______ группе ______млекопитающих. Свои яйца она вынашивает _______ на животе. Во время своих путешествий ехидна переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна ______. Удлинённые челюсти её лишены зубов, а длинный клейкий ________ помогает ей успешно отправлять в рот муравьёв. Формулирование суждения по заданным словам(набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность).Пример:атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений)V-Поставьте около строк, в которых говорится о том, что вы уже знаете.+ -Поставьте около строк, в которых для вас содержится новая информация.– -Поставьте около строк, в которых информация противоречит тому, что вы уже знали.? -Поставьте около строк, в которых вам что-то не понятно или вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста).Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте).Пример:В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское население(ошибки должны быть подчёркнуты).Сопоставление, нахождение сходств и различий (сравнение двух и более объектов).Перекодирование информации (перенос информации из одной формы представления в другую, например, текст-схема). «Мозаика» (разделение текста для чтения на части, после ознакомления с определённой частью информации, учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста).Составление списка (перечисление объектов, связанных с определённой темой).Множественный выбор (выбор правильного ответа из предложенных вариантов).Викторина –опрос –соревнование (участники отвечают на фактические вопросы по содержанию).Заполнение таблицы (внесение в таблицу необходимой информации).Конспектирование (запись кратко в форме заметок содержания прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования).Логические цепочки (после текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности). «Тонкие» и «Толстые» вопросы«Тонкие» вопросы–это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать:Кто?Что?Когда?Объясните, почему...?Почему, вы так думаете?В чём различие?Верно ли?Предположите, что будет, если...?Верные и неверные утверждения (выбор суждений или ответов, который осуществляется путём соотнесения высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста). Пример (по теме «Население и страны Южной Америки): 1. Коренные жители Южной Америки –индейцы.2. В Южной Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.3. Большинство населения Южной Америки говорит на английском языке.4. На территории Южной Америки много стран, как и в Африке.5. Потомки от браков европейцев и индейцев –мулаты.Синквейн (синтез материала, изложение материала в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях).Изучение географии связано в основном с несплошными текстами. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы по особому, содержат свои формальные указания на связи внутри текста (например, осей графика). В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшим текстом при изучении географии является географическая карта. Карты представляют собой тексты, «написанные» на особом языке. Картографическая знаковая система обладает точностью и наглядностью, дает зрительное представление о форме, величине и взаимном расположении объектов, позволяет оценить пространственные взаимоотношения. В несплошных текстах по географии присутствует пространственная составляющая (ориентация на север, юг, запад, восток, иные направления), что обуславливает специфику географических текстов, требует дополнительных усилий для понимания, интерпретации и применения текстов. Для формирования читательской грамотности по географии, целесообразно применять виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений: 1) различать сплошные и несплошные тексты; 2) читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её); «читать» географическую карту, определять особенности карты (тематику, территорию, масштаб), извлекать из неё информацию, применять её; 3) переводить информацию в другие кодовые формы (составлять рассказы -характеристики объектов) на основе географической карты, строить графики, диаграммы на основе цифровых показателей (ход температуры воздуха, роста населения, структуры ВВП; составлять схемы, таблицы на основе текста или карты и др.); 4) самостоятельно создавать и оформлять текст; 5) оценивать предлагаемые и созданные тексты. Итак, работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, однако, и при традиционном обучении можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы это не наскучило ни ученикам, ни учителю.