Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Автор: Айгуль Раисовна Гатауллина
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С. Лихачёв).Большое влияние на восприимчивую детскую психику оказывает стремительно ворвавшаяся в нашу жизнь западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Поэтому именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств.Мы, педагоги, осознаем, что зачатки нравственных качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.Что же такое патриотизм? Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста, от года до трёх, а с самого младенчества. Дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями и сказками, с прибаутками, потешками, пестушками. В раннем детстве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через добрые взаимоотношения между родителями, через народный фольклор. В детском саду педагоги используют все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Знакомясь с поговорками, загадками, пословицами, сказками, дети приобщаются к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю можно через воспитание любви и бережного отношения к природе. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку, окружающую его. Необходимо постоянно проводить наблюдения, развивать интерес к природе, учить замечать изменения, устанавливать их причинно-следственные связи. На занятиях и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей большой страны, рассматривать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением стихотворений. Воспитание патриотизма дошкольников происходит во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотические чувства формируются и через воспитание доброжелательных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Патриотизм не возникает сам по себе. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. С 1 сентября 2022 года Минпросвещения РФ внедрило во всех общеобразовательных учреждениях страны церемонию по прослушиванию гимнов Российской Федерации, субъектов РФ, а также по внесению флагов РФ и субъектов РФ. Так и в нашем детском саду такая церемония проводится каждый понедельник. Дети старших и подготовительных к школе групп, уже подпевают гимны на двух языках, что очень отрадно слышать.Этапы патриотического воспитания:Первый этап - формирование отношений в семье. 1. Совместная деятельность в семейном кругу (настольные игры, организация хозяйственного труда, распределение обязанностей по дому между всеми членами семьи, вовлечение малыша в посильный труд: полив цветов, протирание пыли, помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение).2. Семейный досуг. Следует уделять своему малышу больше времени. Можно легко придумать, как интересно провести выходной день всей семьей. Важно подвести его итоги: побеседовать о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться, по возможности, везде брать ребёнка с собой.3. Оформление семейного фотоальбома. В дошкольном возрасте можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо рассматривать старые фотографии. Детям всегда интересно, как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать ребенку о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т. д.Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.4. Семейные традиции. Если их нет, стоит придумать традиции. Например, совместный семейный ужин, но так не всегда получается, поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, аквапарк, батутный центр и т. д.). Это может быть еженедельный игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребёнка семейные традиции тоже будут усложняться.5. Семейное чтение рассказов и сказок. 6. Изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.Второй этап - поступление ребенка в детский сад и формирование положительного отношения к нему. На данном этапе патриотическое воспитание во многом зависит от сотрудников детского сада. Мы проводим экскурсии по детскому саду, знакомим с сотрудниками детского сада и их работой. Ежедневно можно обходить детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках. Но и родители не должны полностью всё перекладывать на педагогов. Ежедневно нужно интересоваться, что происходило в детском саду, чем занимались и т. д.Патриотическое воспитание происходит и в процессе проведения фольклорных праздников и развлечений, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа. Народные подвижные игры тоже воспитывают чувство патриотизма и любви к своему народу, стране. Третий этап - формирование отношения к собственному двору, к его оснащению, к игрушкам во дворе и т. д. Хорошим средством воспитания будет организация трудовой деятельности, тогда дети не будут портить игровые постройки. С малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т. д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр могут быть взрослые или старшие дети. Важным средством воспитания детей является – собственный, личный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т. д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в вашем ребёнке – это скопированный ваш шаблон.Рекомендации для родителей:* Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. * Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, района.* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о назначении каждого объекта.* Понаблюдайте за работой сотрудников общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.,отметьте ценность их труда.* Расширяйте собственный кругозор.* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей, правильно относиться к замечаниям.* Читайте книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.* Смотрите вместе правильные мультфильмы.* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 4 «Дельфин» МР Учалинский район РБ Гатауллина Айгуль Раисовна