Формирование читательской грамотности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности
Автор: Бутусова Елена Юрьевна

Титульный листАвтор: Бутусова Елена ЮрьевнаМесто работы: МБОУ “СОШ №13 им. А. Л. Широких”Должность: учитель начальных классовТелефон: 8 (904) 315-66-09Электронный адрес: Номинация: читательская грамотностьВид работы: методическая разработка урока. Проведён в очном формате. Тема конкурсной работы: «Имя собственное. Правописание имен собственных»Урок как кактусТема урока: «Имя собственное. Правописание имен собственных».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: выявление слов, которые относятся к именам собственным; умение писать имена собственные с заглавной буквы.Задачи урока: - учить различать имена собственные; совершенствовать навык правописания заглавной буквы в именах собственных.- развивать навык работы с информацией; развивать аналитическое мышление, память, формировать орфографический навык; расширять кругозор; развивать интерес к учению.- содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся; воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.Планируемые результаты:Предметные: - узнать какие слова относятся к именам собственным;- учиться писать имена собственные с заглавной буквы;Метапредметные:Регулятивные УУД:- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;-  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;Познавательные УУД:- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;Коммуникативные:- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;Личностные:- формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям;- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;Учебный комплекс, класс: «Перспектива», 1 класс.Оборудование, технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы (юным исследователям), карта, сундук, элементы кластера (кактуса), видеофрагменты, картинки.1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, у нас гости. Когда гости в доме, всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Мы вместе! У нас все получится!»- Замечательно! Садитесь.- Ребята, оказывается, к нам спешим еще один гость, а точнее, гостья. Давайте знакомиться.фрагмент мультфильма 1- Скажите, как зовут нашу гостью? - Верно!на доску вывешивается изображение героини (Приложение 1)2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (постановка проблемы).- Ребята, Дюдюка пришла к нам неспроста. Но прежде чем рассказать о цели своего визита, она хочет поближе с вами познакомиться. Расскажите ей, как вас зовут. дети называют свои имена- Что мы сейчас называли? - Скажите, а для чего человеку имя? (чтобы отличить одного человека от другого)- А какое название дали именам, которые помогают отличать схожие предметы друг от друга? (имена собственные)- Действительно. Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит только ему. Вот почему каждое из этих слов так и назвали «собственное имя».- Сформулируйте тему урока. (Имена собственные) - Какая цель нашего урока? (Выявить слова, которые относятся к именам собственным; Научиться писать имена собственные с заглавной буквы)- Ребята, я думаю, Дюдюка пришла к нам урок, чтобы вместе с нами научиться отличать имена собственные от других существительных и правильно их писать. Но где же она?фрагмент мультфильма 2- Ребята, обезьянка Чичи с тигренком решили пойти на поиски клада. Но в журнале, который у них есть, не сказано, где он спрятан. Кроме карты, наверное, должна быть еще подсказка. Мне кажется, это Дюдюка навредничала и скрыла от нас необходимую информацию. - Смотрите, ребята, тут письмо. Дюдюка выронила его, когда убегала от нас. Давайте посмотрим, что там написано. Слайд 1учитель достает из конверта письмо, текст появляется на экране (Приложение 2) - Письмо какое-то странное. В некоторых словах на том месте, где должна быть одна буква, две. Верный выбор предстоит сделать нам с вами. Сможем ли мы сделать его сейчас? (нет) Почему? (не знаем, какие слова пишутся с заглавной буквы)- Сегодня на уроке мы это исправим. Для этого нам предстоит пройти все испытания. Только преодолев трудности, у нас получится сделать правильный выбор и дополнить письмо. Ошибаться нельзя, ведь без него мы не сможем открыть сундук, в котором спрятан клад. - Ребята, справимся с этой непростой задачей?- Отлично! А поможет нам карта. (Приложение 3) На пути будут встречаться препятствия, справиться с ними поможет группа юных исследователей. 6 ученикам раздаются карточки с текстом (Приложение 4)- В путь!2.1 Минутка чистописания.- Откройте тетради. Запишите «Число», «Классная работа».- Давайте пропишем буквы. (А, Б, Р, Т, О, Н, И)- Как одним словом можно назвать те буквы, которые мы сейчас прописали? (заглавные)- Верно!- А почему мы прописали только заглавные буквы? (имена собственные пишутся с заглавной буквы). 2.2. Словарные слова в ребусах.- На пути первое препятствие. Кто это?- Верно! Скорпион не пропустит нас дальше, пока мы не справимся с его заданием. Слайд 2- Ребята, в ребусах спрятались животные. Давайте попробуем их отыскать.ребусы (отгадывают слова: воробей, лисица, заяц, ворона, сорока)Слайд 3- 7- Что это за слова? Слайд 8 (словарные) Почему их так называют? (у них есть непроверяемая орфограмма, которую надо запомнить, поэтому их и занесли в словарь)- Давайте попробуем образовать от этих слов фамилии. (Воробьёв, Лисицын, Зайцев, Воронин, Сорокин)- В каких словах встречается одна и та же орфограмма? (Воробьев, Воронин, Сорокин)-Давайте запишем эти фамилии в тетрадь- Как будем писать? (с красной строки с заглавной буквы) Учитель пишет на доске, дети в тетради.ВЗАИМОПРОВЕРКА – Что будем оценивать? (написание слов без ошибок, наклон, высоту заглавных букв, правильное написание букв).- Замечательно, ребята! Вы справились. Для преодоления препятствия осталось узнать, справился ли с индивидуальным заданием первый исследователь.Первый исследователь отвечает на вопросы по тексу- Прекрасно! Скорпион доволен вашей работой и готов пропустить вас дальше. - Скажите, что вы узнали на этом этапе? (фамилии пишутся с заглавной буквы)- Отлично! Вы получаете первую часть кластера. - Готовы отправиться дальше?- Вперед! Чтобы идти было веселее, давайте потанцуем.3. Физминуткатанцуем танец под музыку «Кактусёнок»- С кем сравнили кактусёнка? (с ёжиком) Почему? (оба колючие)4. Исследовательская деятельность. Работа в группах (изучение нового материала)- Чтобы преодолеть следующие препятствия, нам необходимо разделиться. Мы будем работать в группах. У вас на столах лежат конверты с заданиями. Прочитайте, что вам необходимо сделать. Когда группа справится с заданием, покажите вашу готовность. (Приложение 5, 6, 7)- Отлично! Все группы готовы.- У нас на пути следующее препятствие. Смотрите, ребята, это ксерофиты. А что это такое, нам поможет узнать второй исследователь.- Как интересно! Прекрасная работа.- А сейчас проверим, как справилась со своими заданиями первая группа. Для ответа вам нужно использовать шаблон. (Приложение 6)- А теперь вопрос на засыпку: в тексте была информация о самой глубокой реке. Назовите ее. - Отлично! За свою работу вы получаете следующую часть кластера (реки с большой буквы). - Движемся дальше!- Ребята, кто-то преградил нам путь. Кто же это? (змея)- Верно! Это - кобра. А чем она опасна для людей, нам расскажет третий исследователь.- Замечательно! Однако, кобра не освободит нам путь, пока не узнает ответы ребят из второй группы. Не забывайте использовать шаблон.- Замечательно! Ребята, пришло время для вопроса на засыпку. Скажите, о каком «музыкальном» городе Удмуртии шла речь в тексте?- Молодцы, ребята! За верное решение вы получаете часть кластера (города с большой буквы). - Путь свободен. Двигаемся дальше.- Смотрите, необычная ящерица преградила нам дорогу. Давайте узнаем, кто же это. А поможет нам четвертый исследователь.- Правильно! Чтобы пройти дальше, необходимо ответить на вопросы. Третья группа – это задание для вас.- Молодцы! А теперь вопрос на засыпку. Скажите, какое море в России принято считать самым теплым?- Отлично! Вы справились. За правильно решение вы получаете следующую часть кластера (моря с большой буквы)- Наше путешествие продолжается.- Ребята, кажется, поднимается ветер. Что бы это могло быть? Мне кажется, пятый исследователь знает ответ на мой вопрос. - Верно! Чтобы песчаная буря успокоилась, нужны верные ответы от ребят четвертой группы. Для полного ответа воспользуйтесь шаблоном.- Отлично! Внимание! Для вас вопрос на засыпку. Назовите клички собак – покорительниц космоса. - Прекрасно! В пустыне затишье. Мы получаем еще одну часть кластера (клички с большой буквы).- Ребята, мы уже близко. От клада нас отделяет всего одно препятствие. Дороги совсем не видно. Что это на пути? Шестой исследователь, расскажи нам.- Правильно! Это дюны. Преодолеть их нам поможет пятая группа. Для ответа пригодится шаблон.- А теперь вопрос на засыпку. Скажите, по чьему имени ребенку присваивается отчество?- Молодцы! Вы получаете последнюю часть кластера (отчества с большой буквы).- Ребята, наш кластер готов! У нас получился замечательный кактус! - Все вместе мы смогли преодолеть все препятствия и найти клад. учитель достает сундук- Для того чтобы открыть сундук, нам понадобится письмо. Сможем ли мы сейчас сделать верный выбор и заполнить его? (да)- Тогда приступим.заполняем письмо (Слайд 9)- Замечательно! Вы сделали правильный выбор! Теперь мы сможем открыть сундук.- Смотрите, ребята, здесь какие-то буквы. Мне кажется, из них должно получиться слово. Какое слово получилось?на доске слово дружба - Ребята, сегодня на уроке справиться со всеми трудностями нам помогла именно дружба. Слаженная работа каждой группы показала, что, действуя сообща, мы способны с легкостью преодолевать любые препятствия и получать много новых знаний.- Смотрите, наш кактус расцвел! А в сундуке конфеты-кактусы.5. Этап включения в систему знаний и повторения.- Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, какую цель мы для себя ставили? (Узнать, какие слова относятся к именам собственным. Учились писать имена собственные с заглавной буквы). Справились ли мы с поставленной задачей? (да). -Прекрасно!- Давайте еще раз все вместе повторим, что относится к именам собственным. Поможет нам наш кактус.- Итак, к именам собственным относятся: имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, названия рек, название морей.дети хором читают- Как мы их будем писать? (с заглавной буквы)- Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали и смогли узнать много нового.6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.- Пришло время оценить свою работу на уроке, используя фразеологизмы (Приложение 8).- Выберите тот фразеологизм, который наиболее точно описывает вашу работу на уроке: был на высоте, бил баклуши, витал в облаках, мотал на ус, трудился, не покладая рук.- Замечательно!- Ребята, домашнее задание у вас сегодня необычное. Запишите в тетрадь: Ура, Дом, Чай. Вам необходимо узнать, почему эти слова пишутся с заглавной буквы. -Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом.- Спасибо за урок! До новых встреч!Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 41. Прочитай. Ответь на вопросы. Что находится на конце хвоста у скорпиона? Способны ли скорпионы убить человека? Скорпионов можно найти на всех континентах, кроме . У скорпионов восемь ног, пара клещей и узкий хвост, на конце которого находится ядовитое жало.  25 видов скорпионов имеют яд, способный убить человека.2. Прочитай. Ответь на вопросы. Что такое ксерофиты? На какую глубину уходят их корни?Ксерофиты – растения, которые могут переносить продолжительный период засухи и воздействие высоких температур. Они распространены в пустынях, сухих степях, песчаных дюнах. Эти растения имеют длинные корни, что позволяет ксерофитам использовать влагу грунтовых вод. Корни могут уходить на глубину 15-20 метров.3. Прочитай. Ответь на вопросы. Кто такая кобра? С какой скоростью может передвигаться? Крайне теплолюбивая ядовитая змея. Кобры – это подвижные змеи, они могут ползать по деревьям и плавать. Активны они, в основном, днём, но в пустынях ведут ночной образ жизни. Средняя скорость кобры составляет шесть километров в час.4. Прочитай. Ответь на вопросы. Кто такая круглоголовка? Почему её так назвали? Круглоголовка – это ящерица, живущая в пустыне. Ящерица эта не больше пяти сантиметров, но вид у неё устрашающий – голова круглая, вместо ушей складки, похожа на бульдога. Из-за этих складок эту ящерицу и назвали ушастой круглоголовкой.5. Прочитай. Ответь на вопросы. Что такое песчаная буря? Какая температура воздуха бывает в районе песчаной бури? Песчаные бури, или самумы — пугающее своей чужеродностью опасное явление природы. Налетая внезапно, они не знают преград, наполняя воздух мельчайшими частичками песка, и их невозможно остановить. Чаще всего песчаные бури возникают в пустынных и полупустынных областях. Температура окружающего воздуха в районе песчаной бури нередко достигает пятидесяти градусов.6. Прочитай. Ответь на вопросы. Что такое дюны? Какая высота и длина дюн? Песок и ветер – вот две основные причины образования дюны. Их можно встретить в Сахаре и донских степях, на берегах Арала и в дельте реки Лены. Дюнами называют огромные песчаные холмы. Высота дюны может достигать трехсот метров.  А длина - триста километров. В случае если дюна одиночная, её гребень имеет серповидную форму, а вытянутые края называют рогами.Приложение 5
  • Прочитайте текст.
  • На территории Российской Федерации много рек. Одной из самых длинных рек является Лена. Ее протяженность составляет четыре тысячи четыреста километров. На сибирских просторах раскинулась самая глубокая река в России – Енисей. Ее глубина в некоторых местах достигает 70 метров. Удмуртия тоже край больших и малых рек. Их всего насчитывают более восьми с половиной тысяч. Наиболее крупные реки: Кама, Вятка, Чепца, Иж, Кильмезь, Вала, Сива. Кама - самая крупная река в Удмуртии. Левый и самый крупный приток реки Волги.
  • Ответьте на вопросы:
  • О чем этот текст?
  • Какая река в России считается самой глубокой?
  • Прочитайте текст.
  • Го́род — крупный . Город Москва – столица нашей необъятной родины. Самый крупный город России. На втором месте по численности населения город - Санкт – Петербург. В Удмуртии 6 крупных городов: Ижевск, Сарапул, Глазов, Можга, Воткинск, Камбарка. Ижевск – столица Удмуртской Республики (УР), самый большой по численности населения в УР. Сарапул – самый старый город УР. Глазов – самый северный город УР. Воткинск - самый «музыкальный» город. Самый молодой город УР – Можга. Камбарка – самый «закрытый» город УР.
  • Ответьте на вопросы:
  • О чем этот текст?
  • Какой город в Удмуртии считается самым «музыкальным»?
  • Прочитайте текст
  • Россия омывается водами 13 морей. Все моря отличаются друг от друга географическим положением, температурами и соленостью воды. Самым большим по площади и самым глубоким морем, которое омывает территорию России, является Берингово море. Самое маленькое — Азовское море. Самое теплое море России – Черное, а самое холодное – море Лаптевых. 
  • Ответьте на вопросы:
  • О чем этот текст?
  • Какое море в России считается самым теплым?
  • Прочитайте текст.
  • Кли́чка — имя домашнего животного, шутливое, насмешливое. Клички животным придумывают их хозяева. Белка и Стрелка - покорительницы космоса.  Клички этим собакам придумал младший научный сотрудник медико-биологического института Всеволод Георгиевский. А кличка Хатико нам известна по фильму о самом преданном псе. Варри - кличка собаки – спасателя. Она спасла более 40 человек. А клички Матроскин и Шарик, знаменитым героям мультфильма придумал детский писатель Э. Успенский.
  • Ответьте на вопросы:
  • О чем этот текст?
  • Назовите клички собак – покорительниц космоса.
  • Прочитайте текст.
  • О́тчество — часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Раньше человека называли не только по его личному имени, но и по имени отца, например, Александра, Ивана дочь, а позже, чтобы получилось короче, стали говорить: «Александра Ивановна». Отчество присваивается ребёнку по имени папы. Например, папу мальчика Серёжи зовут Владимир, значит, отчество мальчика будет — Владимирович. Когда он подрастёт, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.
  • Ответьте на вопросы:
  • О чем этот текст?
  • По чьему имени ребенку присваивается отчество?
  • Назовите свое отчество.
  • Приложение 6Наш текст был о ____________________________.Они относятся к именам собственным и пишутся с ________________ буквы. Среди предложенных карточек к нашей категории относятся: _____________. Приложение 7ВладимировичПетровичИвановнаАлександровнаМоскваИжевскВоткинскСарапулВолгаКамаДнепрОбьЧёрноеАзовскоеЖёлтоеКаспийскоеБелкаСтрелкаМурзикШарикПриложение 8был на высотебил баклуши мотал на ус молчал как рыба пахал как лошадь витал в облаках работал, не покладая рукАпробация урока