Формирование читательской грамотности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности
Автор: Бутусова Елена Юрьевна
Титульный листАвтор: Бутусова Елена ЮрьевнаМесто работы: МБОУ “СОШ №13 им. А. Л. Широких”Должность: учитель начальных классовТелефон: 8 (904) 315-66-09Электронный адрес: Номинация: читательская грамотностьВид работы: методическая разработка урока. Проведён в очном формате. Тема конкурсной работы: «Имя собственное. Правописание имен собственных»Урок как кактусТема урока: «Имя собственное. Правописание имен собственных».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: выявление слов, которые относятся к именам собственным; умение писать имена собственные с заглавной буквы.Задачи урока: - учить различать имена собственные; совершенствовать навык правописания заглавной буквы в именах собственных.- развивать навык работы с информацией; развивать аналитическое мышление, память, формировать орфографический навык; расширять кругозор; развивать интерес к учению.- содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся; воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.Планируемые результаты:Предметные: - узнать какие слова относятся к именам собственным;- учиться писать имена собственные с заглавной буквы;Метапредметные:Регулятивные УУД:- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;Познавательные УУД:- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;Коммуникативные:- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;Личностные:- формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям;- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;Учебный комплекс, класс: «Перспектива», 1 класс.Оборудование, технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы (юным исследователям), карта, сундук, элементы кластера (кактуса), видеофрагменты, картинки.1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, у нас гости. Когда гости в доме, всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Мы вместе! У нас все получится!»- Замечательно! Садитесь.- Ребята, оказывается, к нам спешим еще один гость, а точнее, гостья. Давайте знакомиться.фрагмент мультфильма 1- Скажите, как зовут нашу гостью? - Верно!на доску вывешивается изображение героини (Приложение 1)2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (постановка проблемы).- Ребята, Дюдюка пришла к нам неспроста. Но прежде чем рассказать о цели своего визита, она хочет поближе с вами познакомиться. Расскажите ей, как вас зовут. дети называют свои имена- Что мы сейчас называли? - Скажите, а для чего человеку имя? (чтобы отличить одного человека от другого)- А какое название дали именам, которые помогают отличать схожие предметы друг от друга? (имена собственные)- Действительно. Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит только ему. Вот почему каждое из этих слов так и назвали «собственное имя».- Сформулируйте тему урока. (Имена собственные) - Какая цель нашего урока? (Выявить слова, которые относятся к именам собственным; Научиться писать имена собственные с заглавной буквы)- Ребята, я думаю, Дюдюка пришла к нам урок, чтобы вместе с нами научиться отличать имена собственные от других существительных и правильно их писать. Но где же она?фрагмент мультфильма 2- Ребята, обезьянка Чичи с тигренком решили пойти на поиски клада. Но в журнале, который у них есть, не сказано, где он спрятан. Кроме карты, наверное, должна быть еще подсказка. Мне кажется, это Дюдюка навредничала и скрыла от нас необходимую информацию. - Смотрите, ребята, тут письмо. Дюдюка выронила его, когда убегала от нас. Давайте посмотрим, что там написано. Слайд 1учитель достает из конверта письмо, текст появляется на экране (Приложение 2) - Письмо какое-то странное. В некоторых словах на том месте, где должна быть одна буква, две. Верный выбор предстоит сделать нам с вами. Сможем ли мы сделать его сейчас? (нет) Почему? (не знаем, какие слова пишутся с заглавной буквы)- Сегодня на уроке мы это исправим. Для этого нам предстоит пройти все испытания. Только преодолев трудности, у нас получится сделать правильный выбор и дополнить письмо. Ошибаться нельзя, ведь без него мы не сможем открыть сундук, в котором спрятан клад. - Ребята, справимся с этой непростой задачей?- Отлично! А поможет нам карта. (Приложение 3) На пути будут встречаться препятствия, справиться с ними поможет группа юных исследователей. 6 ученикам раздаются карточки с текстом (Приложение 4)- В путь!2.1 Минутка чистописания.- Откройте тетради. Запишите «Число», «Классная работа».- Давайте пропишем буквы. (А, Б, Р, Т, О, Н, И)- Как одним словом можно назвать те буквы, которые мы сейчас прописали? (заглавные)- Верно!- А почему мы прописали только заглавные буквы? (имена собственные пишутся с заглавной буквы). 2.2. Словарные слова в ребусах.- На пути первое препятствие. Кто это?- Верно! Скорпион не пропустит нас дальше, пока мы не справимся с его заданием. Слайд 2- Ребята, в ребусах спрятались животные. Давайте попробуем их отыскать.ребусы (отгадывают слова: воробей, лисица, заяц, ворона, сорока)Слайд 3- 7- Что это за слова? Слайд 8 (словарные) Почему их так называют? (у них есть непроверяемая орфограмма, которую надо запомнить, поэтому их и занесли в словарь)- Давайте попробуем образовать от этих слов фамилии. (Воробьёв, Лисицын, Зайцев, Воронин, Сорокин)- В каких словах встречается одна и та же орфограмма? (Воробьев, Воронин, Сорокин)-Давайте запишем эти фамилии в тетрадь- Как будем писать? (с красной строки с заглавной буквы) Учитель пишет на доске, дети в тетради.ВЗАИМОПРОВЕРКА – Что будем оценивать? (написание слов без ошибок, наклон, высоту заглавных букв, правильное написание букв).- Замечательно, ребята! Вы справились. Для преодоления препятствия осталось узнать, справился ли с индивидуальным заданием первый исследователь.Первый исследователь отвечает на вопросы по тексу- Прекрасно! Скорпион доволен вашей работой и готов пропустить вас дальше. - Скажите, что вы узнали на этом этапе? (фамилии пишутся с заглавной буквы)- Отлично! Вы получаете первую часть кластера. - Готовы отправиться дальше?- Вперед! Чтобы идти было веселее, давайте потанцуем.3. Физминуткатанцуем танец под музыку «Кактусёнок»- С кем сравнили кактусёнка? (с ёжиком) Почему? (оба колючие)4. Исследовательская деятельность. Работа в группах (изучение нового материала)- Чтобы преодолеть следующие препятствия, нам необходимо разделиться. Мы будем работать в группах. У вас на столах лежат конверты с заданиями. Прочитайте, что вам необходимо сделать. Когда группа справится с заданием, покажите вашу готовность. (Приложение 5, 6, 7)- Отлично! Все группы готовы.- У нас на пути следующее препятствие. Смотрите, ребята, это ксерофиты. А что это такое, нам поможет узнать второй исследователь.- Как интересно! Прекрасная работа.- А сейчас проверим, как справилась со своими заданиями первая группа. Для ответа вам нужно использовать шаблон. (Приложение 6)- А теперь вопрос на засыпку: в тексте была информация о самой глубокой реке. Назовите ее. - Отлично! За свою работу вы получаете следующую часть кластера (реки с большой буквы). - Движемся дальше!- Ребята, кто-то преградил нам путь. Кто же это? (змея)- Верно! Это - кобра. А чем она опасна для людей, нам расскажет третий исследователь.- Замечательно! Однако, кобра не освободит нам путь, пока не узнает ответы ребят из второй группы. Не забывайте использовать шаблон.- Замечательно! Ребята, пришло время для вопроса на засыпку. Скажите, о каком «музыкальном» городе Удмуртии шла речь в тексте?- Молодцы, ребята! За верное решение вы получаете часть кластера (города с большой буквы). - Путь свободен. Двигаемся дальше.- Смотрите, необычная ящерица преградила нам дорогу. Давайте узнаем, кто же это. А поможет нам четвертый исследователь.- Правильно! Чтобы пройти дальше, необходимо ответить на вопросы. Третья группа – это задание для вас.- Молодцы! А теперь вопрос на засыпку. Скажите, какое море в России принято считать самым теплым?- Отлично! Вы справились. За правильно решение вы получаете следующую часть кластера (моря с большой буквы)- Наше путешествие продолжается.- Ребята, кажется, поднимается ветер. Что бы это могло быть? Мне кажется, пятый исследователь знает ответ на мой вопрос. - Верно! Чтобы песчаная буря успокоилась, нужны верные ответы от ребят четвертой группы. Для полного ответа воспользуйтесь шаблоном.- Отлично! Внимание! Для вас вопрос на засыпку. Назовите клички собак – покорительниц космоса. - Прекрасно! В пустыне затишье. Мы получаем еще одну часть кластера (клички с большой буквы).- Ребята, мы уже близко. От клада нас отделяет всего одно препятствие. Дороги совсем не видно. Что это на пути? Шестой исследователь, расскажи нам.- Правильно! Это дюны. Преодолеть их нам поможет пятая группа. Для ответа пригодится шаблон.- А теперь вопрос на засыпку. Скажите, по чьему имени ребенку присваивается отчество?- Молодцы! Вы получаете последнюю часть кластера (отчества с большой буквы).- Ребята, наш кластер готов! У нас получился замечательный кактус! - Все вместе мы смогли преодолеть все препятствия и найти клад. учитель достает сундук- Для того чтобы открыть сундук, нам понадобится письмо. Сможем ли мы сейчас сделать верный выбор и заполнить его? (да)- Тогда приступим.заполняем письмо (Слайд 9)- Замечательно! Вы сделали правильный выбор! Теперь мы сможем открыть сундук.- Смотрите, ребята, здесь какие-то буквы. Мне кажется, из них должно получиться слово. Какое слово получилось?на доске слово дружба - Ребята, сегодня на уроке справиться со всеми трудностями нам помогла именно дружба. Слаженная работа каждой группы показала, что, действуя сообща, мы способны с легкостью преодолевать любые препятствия и получать много новых знаний.- Смотрите, наш кактус расцвел! А в сундуке конфеты-кактусы.5. Этап включения в систему знаний и повторения.- Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, какую цель мы для себя ставили? (Узнать, какие слова относятся к именам собственным. Учились писать имена собственные с заглавной буквы). Справились ли мы с поставленной задачей? (да). -Прекрасно!- Давайте еще раз все вместе повторим, что относится к именам собственным. Поможет нам наш кактус.- Итак, к именам собственным относятся: имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, названия рек, название морей.дети хором читают- Как мы их будем писать? (с заглавной буквы)- Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали и смогли узнать много нового.6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.- Пришло время оценить свою работу на уроке, используя фразеологизмы (Приложение 8).- Выберите тот фразеологизм, который наиболее точно описывает вашу работу на уроке: был на высоте, бил баклуши, витал в облаках, мотал на ус, трудился, не покладая рук.- Замечательно!- Ребята, домашнее задание у вас сегодня необычное. Запишите в тетрадь: Ура, Дом, Чай. Вам необходимо узнать, почему эти слова пишутся с заглавной буквы. -Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом.- Спасибо за урок! До новых встреч!Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 41. Прочитай. Ответь на вопросы. Что находится на конце хвоста у скорпиона? Способны ли скорпионы убить человека? Скорпионов можно найти на всех континентах, кроме . У скорпионов восемь ног, пара клещей и узкий хвост, на конце которого находится ядовитое жало. 25 видов скорпионов имеют яд, способный убить человека.2. Прочитай. Ответь на вопросы. Что такое ксерофиты? На какую глубину уходят их корни?Ксерофиты – растения, которые могут переносить продолжительный период засухи и воздействие высоких температур. Они распространены в пустынях, сухих степях, песчаных дюнах. Эти растения имеют длинные корни, что позволяет ксерофитам использовать влагу грунтовых вод. Корни могут уходить на глубину 15-20 метров.3. Прочитай. Ответь на вопросы. Кто такая кобра? С какой скоростью может передвигаться? Крайне теплолюбивая ядовитая змея. Кобры – это подвижные змеи, они могут ползать по деревьям и плавать. Активны они, в основном, днём, но в пустынях ведут ночной образ жизни. Средняя скорость кобры составляет шесть километров в час.4. Прочитай. Ответь на вопросы. Кто такая круглоголовка? Почему её так назвали? Круглоголовка – это ящерица, живущая в пустыне. Ящерица эта не больше пяти сантиметров, но вид у неё устрашающий – голова круглая, вместо ушей складки, похожа на бульдога. Из-за этих складок эту ящерицу и назвали ушастой круглоголовкой.5. Прочитай. Ответь на вопросы. Что такое песчаная буря? Какая температура воздуха бывает в районе песчаной бури? Песчаные бури, или самумы — пугающее своей чужеродностью опасное явление природы. Налетая внезапно, они не знают преград, наполняя воздух мельчайшими частичками песка, и их невозможно остановить. Чаще всего песчаные бури возникают в пустынных и полупустынных областях. Температура окружающего воздуха в районе песчаной бури нередко достигает пятидесяти градусов.6. Прочитай. Ответь на вопросы. Что такое дюны? Какая высота и длина дюн? Песок и ветер – вот две основные причины образования дюны. Их можно встретить в Сахаре и донских степях, на берегах Арала и в дельте реки Лены. Дюнами называют огромные песчаные холмы. Высота дюны может достигать трехсот метров. А длина - триста километров. В случае если дюна одиночная, её гребень имеет серповидную форму, а вытянутые края называют рогами.Приложение 5Прочитайте текст. На территории Российской Федерации много рек. Одной из самых длинных рек является Лена. Ее протяженность составляет четыре тысячи четыреста километров. На сибирских просторах раскинулась самая глубокая река в России – Енисей. Ее глубина в некоторых местах достигает 70 метров. Удмуртия тоже край больших и малых рек. Их всего насчитывают более восьми с половиной тысяч. Наиболее крупные реки: Кама, Вятка, Чепца, Иж, Кильмезь, Вала, Сива. Кама - самая крупная река в Удмуртии. Левый и самый крупный приток реки Волги.Ответьте на вопросы:О чем этот текст?Какая река в России считается самой глубокой?Прочитайте текст. Го́род — крупный . Город Москва – столица нашей необъятной родины. Самый крупный город России. На втором месте по численности населения город - Санкт – Петербург. В Удмуртии 6 крупных городов: Ижевск, Сарапул, Глазов, Можга, Воткинск, Камбарка. Ижевск – столица Удмуртской Республики (УР), самый большой по численности населения в УР. Сарапул – самый старый город УР. Глазов – самый северный город УР. Воткинск - самый «музыкальный» город. Самый молодой город УР – Можга. Камбарка – самый «закрытый» город УР. Ответьте на вопросы:О чем этот текст?Какой город в Удмуртии считается самым «музыкальным»?Прочитайте текст Россия омывается водами 13 морей. Все моря отличаются друг от друга географическим положением, температурами и соленостью воды. Самым большим по площади и самым глубоким морем, которое омывает территорию России, является Берингово море. Самое маленькое — Азовское море. Самое теплое море России – Черное, а самое холодное – море Лаптевых. Ответьте на вопросы:О чем этот текст?Какое море в России считается самым теплым?Прочитайте текст. Кли́чка — имя домашнего животного, шутливое, насмешливое. Клички животным придумывают их хозяева. Белка и Стрелка - покорительницы космоса. Клички этим собакам придумал младший научный сотрудник медико-биологического института Всеволод Георгиевский. А кличка Хатико нам известна по фильму о самом преданном псе. Варри - кличка собаки – спасателя. Она спасла более 40 человек. А клички Матроскин и Шарик, знаменитым героям мультфильма придумал детский писатель Э. Успенский.Ответьте на вопросы:О чем этот текст?Назовите клички собак – покорительниц космоса.Прочитайте текст. О́тчество — часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Раньше человека называли не только по его личному имени, но и по имени отца, например, Александра, Ивана дочь, а позже, чтобы получилось короче, стали говорить: «Александра Ивановна». Отчество присваивается ребёнку по имени папы. Например, папу мальчика Серёжи зовут Владимир, значит, отчество мальчика будет — Владимирович. Когда он подрастёт, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович. Ответьте на вопросы:О чем этот текст?По чьему имени ребенку присваивается отчество?Назовите свое отчество.Приложение 6Наш текст был о ____________________________.Они относятся к именам собственным и пишутся с ________________ буквы. Среди предложенных карточек к нашей категории относятся: _____________. Приложение 7ВладимировичПетровичИвановнаАлександровнаМоскваИжевскВоткинскСарапулВолгаКамаДнепрОбьЧёрноеАзовскоеЖёлтоеКаспийскоеБелкаСтрелкаМурзикШарикПриложение 8был на высотебил баклуши мотал на ус молчал как рыба пахал как лошадь витал в облаках работал, не покладая рукАпробация урока