Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: доклад
Автор: Соловьева ААлександра Станиславна

Докладна тему:Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)Соловьева Александра СтаниславнаМБОУ ТР СОШ №2 г. Торопец2023г.Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения.Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, чувству товарищества учили русских детей народные сказки, былины, песни…В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как в любое время. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией. К сожалению, мы наблюдаем разлад еще недавно казавшейся стройной и незыблемой системы воспитания и формирования духовной личности в нашей стране. Эгоизм, черствость, бездушие, лицемерие, стремление к паразитическому образу жизни, грубость постоянно нарастает и усиливается в подростковой среде. Но, несмотря, на это, в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремлении приобщиться к лучшим образцам духовной культуры, создаются благоприятные условия для воспитания нового человека.9 ноября 2022 года вышел указ президента Российской Федерации Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.   Ведь традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.Наряду с ОПК в школах ввели такие уроки, как «Добротолюбие», «Моя семья» и другие. Я работаю в школе с детьми с умственной отсталостью. Уроки «Добротолюбие» и «Моя семья» активно практикую в своей работе. Эти уроки способствуют формированию у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах; помогают научить ребят делать добро; создают условия к доброделанию. Уроки очень важны для более тесного сотрудничества семьи и школы, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, школа и ученик.Сколько написано, сколько сказано об отношениях между родителями и детьми. А воз и ныне там! Очень многие родители недовольны своими детьми, критикуют их поступки и хотят прожить за них жизнь. В свою очередь, дети тихо ненавидят своих родителей за вмешательство в их жизнь, за контроль и манипуляции, за скандалы и упреки. И такая ситуация длится не одно тысячелетие, и, скорее всего, она появилась одновременно с возникновением человечества. Конечно, существуют счастливые семьи, где между родителями и детьми царит уважение и взаимопонимание. И хочется верить, что таких семей будет большинство.Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Ребенок - зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».   В работе с умственно отсталыми детьми нередко приходится придерживаться прямо противоположной позиции, особенно в тех случаях, когда речь идет о начальных этапах формирования нравственных чувств или о коррекции имеющихся представлений. Умственно отсталому ребенку похвала необходима именно тогда, когда он совершил самый простой хороший поступок. Такой поступок означает овладение ранее неизвестной или неверно представлявшейся элементарной нормой нравственного поведения. Одобрение со стороны окружающих создает у ребенка такой эмоциональный подъем, что он готов с радостью повторить подобный «подвиг». Положительные эмоции, возникшие в связи с выполнением элементарной нормы поведения, служат той основой, на базе которой можно воспитывать нравственные чувства более высокого порядка. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников. Усиление воспитательной в школе невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей, педагогов и семьи. Именно по этому родителям предоставляется возможность посещения уроков и мероприятий, где они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им оценить взаимоотношения своего ребёнка с взрослыми и сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру, а также, совместно с педагогом определить дальнейшие пути развития. Кроме того, в школе регулярно проводят беседы с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания с приглашением специалистов. При организации работы по духовно-нравственному воспитанию я выделяю следующие направления, как я называю модули: .МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН». Проводим беседы  «История появления Гимна России», «Герб нашего города», Дискуссия  «Охрана природы»,уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне».Во внеурочной деятельности провожу познавательные минутки «День флага», «Разрешение конфликтов без насилия», «Что значит быть культурным?»,«С чего начинается Родина?»,«Мой район, мой дом».Проводим игру «Учитесь быть терпеливыми», Мы участвуем в различных социальных акциях: Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда), акция «Солдацкий платок» (изготовление платков с именами участников Великой Отечественной войны», акция «Рисуем Победу», акция «Окна Победы».Следующий модуль «Я – ЧЕЛОВЕК»Детям очень нравится рисовать, наши творческие работы приурочены к праздникам: День Знаний. День пожилого человека. День Учителя. День матери. Мероприятия ко Дню защитника Отечества. Праздничные мероприятия, посвященные 8 марта.Участуем в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах: Конкурс вежливости. Имеет место быть и социальное творчество, (социально-преобразующая добровольческая деятельность).
  • Урок Доброты
  • Особое внимание уделяю формированию духовно-нравственных ценностей через участие в православных праздниках, проводимых в Торопецком благочинии: «Рождество Христово, Пасха Красная», благотворительная ярмарка, День православной книги, Рождественская и Пасхальная олимпиады и викторины, экскурсии в Храм и беседы со священниками.Следующий модуль «Я И ТРУД», его цель формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.Познавательные беседы, классные часы, в том числе с приглашением родителей разных профессий:Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):
  •  «Мамин праздник».
  • «Хлеб – всему голова».
  • «Все профессии важны».
  • «Мама на работе» и другие
  • Очень важно для воспитания духовно-нравственной личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, почитание родителей, своих предков.Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. Поэтому значительное место в моей работе  занимает не только просветительская деятельность, но и тесное сотрудничество с родителями.