Уголок природы в детском саду.Его роль в познавательном. развитии дошкольника
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Уголок природы в детском саду.Его роль в познавательном. развитии дошкольника
Автор: Субботникова Светлана Владимировна
Уголок природы в детском саду1. Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природойВоспитательное значение природы трудно переоценить.Общение с природой положительно влияет на человека,делает его добрее, мягче,будит в нем лучшие чувства.Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой,происходящими в ней в разное время года изменениями.На основе приобретенных знаний формируются такие качества,как реалистическое понимание явлений природы,любознательность,умение наблюдать,логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.Любовь к природе,навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера,таких, как патриотизм,трудолюбие,уважение к труду взрослых,охраняющих и умножающих природные богатства.Познакомить детей с природой,воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения.Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей,на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания.Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы.Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя;под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами.В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле,о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям,рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение.У детей расширяются конкретные знания о природе.При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность,интерес к природе.Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие,мышление,воображение,а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно –следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы,придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие,бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма,его рост, развитие и условия,обеспечивающие эти процессы;специфику живого организма(растительного,животного), его отличие от предметов;многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.2. Животные и растения - постоянные обитатели уголка природыПри отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования,предъявляемые«Программой воспитания в детском саду».Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять уголок природы нужно постепенно,чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы,нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми,рассказать,где произрастает растение постоянно,определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.Требования к отбору обитателей уголка природы:1.Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными,типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.2.Уход за обитателями уголка по качеству,характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя).Поэтому отбирают растения и животных,неприхотливых к пище и уходу за ними.3.Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными,способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.4.Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие,но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.5.Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.6.Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности,роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.Размещая обитателей в уголке природы,следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.Так, одни комнатные растения (герань,кактусы и др.)нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие(например,узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица,следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место,террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз,украшать интерьер.И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.Временные обитатели —это растения и животные местного края,жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника,цветущие осенью,насекомые и др.).Постоянные обитатели уголков природы в детском саду— комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека.Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны(прямостоячие,лежачие, восходящие,вьющиеся и т.д.). Большинство комнатных растений —выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн,тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин.В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки,степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем,что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации.Комнатные растения —ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме.В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась,красноперка,вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи,меченосцы,скалярии и др.). Наблюдения за рыбами разнообразны,а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам(кормление,уборка аквариума,частичная смена воды).Желательными обитателями уголка природы являются птицы.При правильном уходе они хорошо себя чувствуют,поют, даже размножаются.Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц(чижа, щегла,снегиря, чечетку,клеста и др.).Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время— зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы — канарейки и волнистые попугайчики.Эти птицы давно уже стали домашними.Из пресмыкающихся можно содержать только черепах— болотную или сухопутную.Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик,белка, морская свинка, хомячок.Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания,мирный нрав животных и почти полная безопасность,разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.Животные могут содержаться и на участке.Хорошо иметь семейство кур,утку с утятами,козленка или других мелких домашних животных.Кроликов также содержат на участке.Оборудование уголка природы в разных возрастных группах3. Уголок природы в младших группахПри подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов(малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3растения, их основные части(лист, стебель,цветок).Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями:поливают водой,приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку),обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений.Наблюдая за животными,малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам:частям тела,характеру движения, издаваемым звукам и т. д.Воспитатель учит детей наблюдать:принять вопрос-задачу,сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете,использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.В уголок природы младших групп помещают растения,имеющие четко выраженные основные части(стебель, листья)и ярко, обильно и долго цветущие.Это обыкновенная(или зональная)герань, фуксия,вечноцветущая бегония, бальзамин(«огонек»), азалия,китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения,имеющие пестро окрашенные листья, — аукуба(«золотое» или«колбасное»дерево), колеусы.Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами.Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3—4 растения.Какое-то из них должно быть в двух экземплярах,с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия,надо подобрать рыбку ярко окрашенную,ведущую в течение большей части года активный образ жизни,охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка,золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске,достаточно подвижны.В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно,чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно.Млекопитающие,даже мелкие,требуют значительно большего внимания,чем другие животные (обильное и частое кормление,ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом,белкой или морской свинкой,хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического,кратковременного наблюдения.4. Уголок природы в средней группеВ средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей(разнообразие формы, цвета,величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения,учатся устанавливать различия и сходство предметов,обобщать предметы по тем или иным признакам.Усложняются знания о растениях и животных.Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями,необходимыми для их жизни.Число растений,которые узнают и называют ребята, возрастает.Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными,отмечает своеобразие их внешнего вида, строения,движения, способа питания; устанавливает и первые связи- зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.В процессе ухода(вместе с воспитателем)за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:,поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его,мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными,подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями,обтирают влажной кисточкой или щеткой листья,имеющие зазубрины,сухой кисточкой— опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины,количества,характера поверхности,их хрупкости.В дополнение к растениям,названным для уголка природы младших групп,в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями,имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс,аспарагус,душистую герань(с узорчатыми,опушенными листьями) и др.Одновременно в уголке природы может быть до6—8 видов растений.В аквариуме содержатся два вида рыб,отличающихся по внешнему виду и повадкам:медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки;разновидности золотой рыоки— вуалехвост,телескоп и одновременно(в другом аквариуме)рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих.Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так,целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост,они дружелюбны,у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время,обстановку.5. Уголок природы в старшей группеВ старшей группе продолжается формирование умений наблюдать,сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам.Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам.Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге,тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.Продолжается ознакомление детей с растениями,с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков.Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля(способ поддержания растения в чистоте).В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения,в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями:с разнообразными стеблями (вьющимися,стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы,клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций,комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус,алоэ, зигокактус,эпифиллюм,цикламен, примула,амариллис,кливия и др.Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли,цветы, у них разные потребности в свете и влаге.При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи,меченосцев,скалярий и др.Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов— своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, —канарейка,волнистые попугайчики.Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве— ценнейший материал для наблюдения.Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных,растущих птенчиках— источник добрых и гуманных чувств, бережного,и заботливого отношения ко всему живому.В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть,тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)Разнообразнее и подбор млекопитающих.Кроме морской свинки и хомячка,нужны еж, белка.Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы,меняет свой образ жизни по сезонам.Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую,зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет.Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.6. Уголок природы в подготовительной к школе группеОсновная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы:зависимости растений от комплекса условий (влаги,тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны,с основными периодами их роста и развития.В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов,общие и индивидуальные,их вариативность.В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения,но и на приспособленность к определенным условиям среды.Чтобы дети усвоили,как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус,который в течение10 месяцев в году растет в очень влажной почве(вазон помещают в воду); кактусы(1—2 вида, рис. 2),требующие очень небольшой и редкой паливки,традесканции— с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, — герани,фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы,от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями,особенно из семейства лилейных и амариллисовых,— амариллис,кливия, кринум,драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений— период покоя,и в это время их почти прекращают поливать.Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно:побегами (герани,фуксия, розы,бегонии и др.);листовыми черенками(узамбарская фиалка, бегония-реке,сансевьера и др.); аспидистра,аспарагусы и др. размножаются делением куста.Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения —камнеломка,хлорофитум,бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски,растущие не из корневища,скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки,цветочная стрелка у хлорофитума,отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).Рыбы в аквариумах(их должно быть2—3 вида) также разнообразные:из местных водоемов (любая),а также теплолюбивые(живородящие и икромечущие).Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания.Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех,которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами(в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако,необходимо иметь в виду,что таких животных,как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время.Весной их надо обязательно выпустить.Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.7. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголкаВоспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида,поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев,на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки,учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах,укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе,настойчивость в достижении результата.Планируя работу,он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения. Вовторой младшей группе уход за комнатными растениями малышам еще недоступен:воспитатель делает это сам,но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям,предлагает посмотреть,как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями,необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям,используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений,понюхать,полюбоваться цветками герани,фуксии, вспомнить,как называется данное комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик(луковицу можно сажать почти вплотную).Всредней группедети более самостоятельные.Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы.Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения:полить растения,накормить рыбок, птиц,нарвать свежей травы кролику и др. Теперь у воспитателя стоит задача-продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе,приучать их заботится о животных и растениях.Вначале под наблюдением,а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями:вытирают крупные листья, поливают.В средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с небольшими подгруппами детей.Поручается двум-трем детям обтирать растения,остальным поиграть, объяснив,что в следующий раз эту работу будут делать другие.Ежедневный уход за птицами в старшей группезаключается в следующем:подготовке корма, мытье кормушек, поилок,ванночек для купания, засыпке корма в кормушки,наполнении водой поилок и ванночек,чистке клеток с выдвижным дном (перемена песка, чистка жердочек),расстановке кормушек (не по жердочкам),поилок, ванночек в клетках. В зимнее время дети подготавливают птичкам лакомый корм — зеленые всходы овса.Весь уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном участии воспитателя.Уход за живыми объектами в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя.Эта работа приучает ребенка к ответственности и аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем дает возможность накапливать знания и трудовые навыки.Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает и рассказывает,в чем заключаются обязанности каждого дежурного,знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных,показывает,где висят фартуки,где стоят половые щетки и т. п.,объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы.При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки,должны быть оставлены чистыми и сложены в порядка на определенные места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том,как проявил себя каждый участник уборки,какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и. порядок в уголке.Вподготовительной к школе группепри обучении детей уходу за растениями и животными следует использовать разнообразные приемы: личный пример, показ,объяснение,напоминание,убеждение.Ведущим приемом при обучении детей трудовым умениям является показ воспитателя в сочетании с объяснением,как делать, как ухаживать.Первый раз показ дается всей группе на занятии или вне его. Но чтобы дети овладели нужными навыками,одного показа,конечно, недостаточно,необходимо в дальнейшем проверить выполнение его отдельными детьми во время дежурства и снова показать,если ребенок делает неправильно.Для создания нормальных условий жизни животным в уголке природы и организации правильного ухода и наблюдений за ними воспитателям необходимо познакомиться с биологическими особенностями животных, с их жизнью в естественных условиях, с правилами содержания.По мере овладения детьми трудовыми навыками следует изменить роль воспитателя:он может уже не принимать непосредственного участия в работе детей, но осуществляет повседневный контроль, который ребята все время чувствуют(стоит на два-три дня ослабить его, как некоторые утрачивают интерес к выполнению обязанностей).Надо,чтобы дети сообщали воспитателю об окончании работы, просили проверить сделанное. Если обнаружится какое-либо упущение или окажется, что сделано что-либо неправильно,ребенок исправляет или доделывает.Хорошо в конце дня давать оценку работе дежурных.Во второй половине года можно периодически проводить отчеты дежурных перед коллективом при передаче дежурств. Дети рассказывают всей группе,как они ухаживали за растениями и животными,что нового,интересного заметили. К оценке работы дежурных воспитатель привлекает самих ребят.Такие отчеты перед коллективом повышают ответственность дежурных за выполнение своих обязанностей.В процессе воспитания трудовых навыков и умений большое значение имеет согласованность в работе двух воспитателей,а также договоренность с няней-уборщицей группы. Воспитатель объясняет няне значение дежурств и коллективного труда детей,раскрывает их содержание.Очень важно научить и няню-уборщицу правильным приемам ухода за растениями и животными.Желательно также, чтобы она участвовала в коллективной уборке.ЛитератураКаменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.– СПб.: «Детство- пресс», 2000. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. "Дошкольное воспитание" и "Воспитание в дошкольных учреждениях" / С. А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.