Все мы друзья природы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Все мы друзья природы
Автор: Васина Лариса Васильевна
Когда у Виталия Бианки спрашивали , почему он пишет про леса , поля, зверей и птиц , он вспоминал детство , экологический музей , куда его водил отец .Человечество сейчас борется за то , что бы земля не превратилась в огромный зоологический музей , и что бы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее , чем предыдущее . Природа - не беспредельный склад , запасы его истощимы , поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной , охранной созидающей . Это необходимо воспитывать у детей с раних лет . Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств. Гуманизма , добросердечности , сочувствия .Поведение ребенка противоречиво .Положительно относясь к природе , дети совершают отрицательные поступки - рвут цветы и тут же бросают их , мучают животных . Необходимо руководство взрослого , чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство предполагало активную, действенную позицию ребенка . У детей недостаточно развито инициативное .самостоятельное отношение к обьектам природы .Ребенок может не обидеть одинокого котенка , но и не поможет ему , не будет ломать ветки дерева , но и не подвяжет сломанные . В связи с этим перед педагогом , знакомящим дошкольников с природой , становятся следующие задачи : - воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость , умение видеть и понимать красоту природы , формировать эстетические чувства ; - развивать интерес к родной природе , желание больше узнать об особенностях своего края . О природном разнообразии страны ; - формировать бережное отношение к природе , пробуждать желание охранять ее от разрушений , а при необходимости восстанавливать . Следовательно , знакомя детей с природой , педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином обьекте , но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства . В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человекомтолько тогда , когда увидел красоту вечерней зари и облачков , плывущих в голубом небе , услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства . С тех пор мысль и красота идут рядом , вознося и возвеличивая человека . Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий». Эмоциональное отношение , как заметил психолог Б.М.Теплов , заканчивается с элементарных определений «нравится», «не нравится» , «приятно» и постепенно доходит до овладения целым рядом эстетических оценок . Каждый обьект природы , яркий или скромный , большой или маленький , по-своему привлекателен , и описывая его , ребенок учится определять свое отношение к природе , передавать его в рассказах , в рисунках . Встречи с природой возбуждают фантазию , способствуют развитию речевого, изобразительного , игрового творчества . «Потребность в красивом , - говорил В.А.Сухомлинский , - утверждает моральную красоту , рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому , уродливому ..... Зло и подлинная красота несовместимы...»Задачи воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней . Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности . Красота родной природы , раскрывает и красоту человеческого труда , рождает желание сделать свой край еще прекраснее . Поэтому так важно показать детям , как человек оберегает и умножает природные богатства , сколько труда вкладывает , что бы радовали всех леса и озера , поля и реки .Любовь к природе определяется , прежде всего , действенным , бережным отношением к ней .Удетей дошкольного возраста выражается в элементарной заботе о животных , в доступном труде по выращиванию растений . Знакомя дошкольников с природой ,педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так , чтобы они активно общались с природой , овладевая новыми навыками умениями . Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте . Малыш удивляется ,встречая новый цветок , незнакомое животное , необычное явление ( первый снег , бегущие ручейки). Его вопросы - первые ростки радостного чувства познания природы , интереса к ней , и это нужно укреплять , поддерживать . Сдетьми трех-четырех лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны , эпизодичны ,но уже довольно разнообразны по тематике:особенности погоды, наблюдения за растениями , животными. Постепенно границы наблюдений расширяются :участок детского сада , знакомая улица , речка, поле . Воспитатель не только сообщает детям первые знания о природе , но дает пример элементарных оценок наблюдаемых явлений : «Это луг, смотрите , какой он красивый , сколько разных цветов растет здесь , желтых , красных и т.д., «Выглянуло солнышко и всем сразу стало весело , только сосульки заплакали - им не хочется таять!»Малышам доступно рассказывают , что нам дарит природа : сколько морковки выросло , какая широкая чистая речка - в ней дети купаются и т.д.. Рассказывают об элементарных правилах бережного отношения к ней (не поставить сорванный цветок в воду - он завял). Малыши должны знать , чтобы сохранить растения здоровыми и красивыми за ними нужно ухаживать , поливать .Воспитатель учит детей правильно поливать растения , кормить птиц , рыб .Эти первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде формируют у малышей заботливое отношение ко всему живому . После организовывать наблюдения за трудом старших дошкольников .Это воспитывает такие нравственные качества , как трудолюбие , заботливость , чуткость . Дети еще очень малы , поэтому целевые прогулки сопровождаются играми , забавами , весельем . Воспитатель не должен забывать и о принесенном с прогулки природном материале ....В старшем дошкольном возрасте перед педагогом стоят более сложные задачи: - развивать у детей любовь к природе , формировать умение выражать чувство в делах , в образном слове , в рисунке ; -воспитывать отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению к живой природы , пониманию недопустимости жестокого обращения с животным .В старшем возрасте при ознакомлении детей с природой по-прежнему основными являются методы непосредственного общения с ней : прогулки, экскурсии, наблюдения .Воспитатель должен помнить ,что обьекты , отобранные для наблюдения , должны быть интересными и содержать элементы новизы . Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе , описать ее элементы . Детей старшего возраста необходимо приучать к тому , чтобы не рвать растения , не топтать их , не составлять из них большие букеты ,т.к. сорванное растение не дает семян , и из них не будет других растений , а многое из них является пищей для животных и лекарством для человека и животных . Необходимо , чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой . Дети любуются цветовой гаммой летнего луга , сравнивают запахи различных цветов и трав . Очень привлекают их пение птиц в лесу , в парке .В старшем дошкольном возрасте проводят беседы о рациональном труде людей по преобразованию природы .Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку , так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей среде . Детям рассказывают об охране природы , о создании заповедников , для чего они нужны . Детям предлагают рассказать о животных , которые живут у них дома , как они за ними ухаживают , придумать рассказ , здесь задача развития речи должна связываться с задачами нравственного воспитания . Для решения данной задачи также используется художественная литература . Воспитатель использует как положительные примеры , так и отрицательные , где дети делают самостоятельные умозаключение . Так же детям этого возраста доступны и довольны сложные , эмоционально насыщенные стихотворные произведения . Чтение стихов вызывает у детей эмоциональный отклик в душе ребенка . Показателем эмоционально-положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок «Природа и фантазия» . С большим удовольствием дети делают из природного материала забавные игрушки , композиции, сувениры . Решение данной задачи , зависит и от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи .Большое внимание имеют программы телепередач о природе , например : «В мире животных» . Хорошо , если родители просматривают передачу , фиксируют внимание детей на том материале , который будет им интересен . Необходимо заинтересовывать родителей . Проводя разнообразные формы работы с ними .