Цифровые помощники учителя


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цифровые помощники учителя
Автор: Курковская Ирина Евгеньевна

Курковская Ирина Евгеньевна учитель математики
МБОУ СОШ №6 имени Сирина Н.И.
г. Ханты-Мансийск
Цифровые помощники учителя
Создание электронных образовательных ресурсов
Критериальное оценивание на уроках математики для формирования функциональной грамотности
Концептуальной основой разработки проекта создания электронных образовательных ресурсов являются положения, обозначенные в стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2024 года: Реализация внедрения информационных образовательных программ в школе.
Проект создания электронных образовательных ресурсов для обучающихся 9 класса разработан на основании учебно-методических комплектов по математике для 9 классов: учебники для 9 классов общеобразовательных учреждений Макарычев Ю.Н., Мерзляк А.Г., Виленкин Н.Я., Мордкович А.Г., М.: Дрофа, 2015-2020 гг.
Проект создания электронных образовательных ресурсов предназначен для обучающихся 9 классов. Данные ресурсы используют для проверки овладения знаний и навыков обучающимися пройденных тем по программе обучения математики, а так же для эффективной подготовки к сдаче ГИА по математике. Содержание ресурса Оценивание предназначено для обобщения теоретического материала и отработки практических навыков при решении заданий по темам, пройденным в 9 классе общеобразовательной школы, содержание ресурса Эффективная подготовка предназначена для отработки навыков решения заданий экзаменационного материала ОГЭ.
В соответствии с государственной программой Развитие образования в г. Ханты-Мансийске, которые направлены на совершенствование способов развития индивидуальных способностей обучающихся, поддержку детской одаренности, а также социальной успешности каждого обучающегося, данный электронный образовательный ресурс включает в себя все возможные компоненты образования в школе, что позволяет удовлетворять запросы обучающихся и родителей:
- базовые, профильные и элективные курсы;
- критериальное оценивание функциональной грамотности на уроках математики;
- дистанционное обучение;
- интеллектуально-практические предметные марафоны;
- самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий;
- самоподготовка;
- консультационная поддержка.
Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий.
Развитие цифровых технологий ведёт к глобальным и качественным переменам в окружающей нас действительности, в частности, в образовании. Так сказать, современная цифровая революция. При этом цифровая революция не только ставит перед образованием новые задачи, но также предоставляет инструменты для их реализации. Проникновение цифровых технологий во все сферы жизни требует от педагогов нового качества образования. Содержание образования, в связи с этим отбирается на основе компетенций xxi века (умение сотрудничать, решать, нестандартные задачи креативность, функциональная грамотность, творчество, любопытство и настойчивость), которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Сейчас огромное количество материала по внедрению фгос размещено на различных сайтах, проводится огромное количество разнообразных мероприятий по внедрению цифровых технологий. На сегодняшний момент разнообразие приёмов и методов урока впечатляет. Современные дети привязаны к информационным технологиям. Поэтому работать с бумажными тестами, как раньше иногда не очень им хочется, да и разнообразие на уроке никому ещё не повредило.
После недолгих раздумий я пришла к выводу, что в свете новых тенденций необходимо менять подход к подготовке выпускников в тестовой форме по математике. Свои изыскания начала с разработки и создания интерактивных тестов с вводом ответа. Данные электронные образовательные ресурсы – специфический метод индивидуального обучения, помогающий проверить знаниях, умениях, навыки обучающихся, овладеть ключевыми информационными образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребенка, повысить уровень учебной мотивации, проверить уровень функциональной грамотности обучающихся. Тесты максимально приближены к контрольно-измерительным материалам. Тесты разделены на блоки: тест на выполнение заданий 1 – 5, тест на выполнение заданий 6 – 15 блок алгебра, тест на выполнение заданий 16 - 20 блок геометрия. В каждом тесте по 12 вариантов. Сложность заданий возрастает с увеличением номера варианта. На каждом слайде – вопросе в тестах есть кнопка подсказка, которая отправляет по ссылке к справочному материалу. В справочном материале есть все необходимые формулы для решения поставленной задачи. В приложении № 1 представлены вариант 1 из каждого теста по подготовке к ОГЭ для обучающихся 9 классов.
Электронные образовательные ресурсы выполнены в форме комплекса интерактивных тестов для проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся, для отработки навыков решения задач из каждой части контрольно-измерительных материалов (КИМ) экзаменационных заданий. Тестовые задания разработаны с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, по таксономии Блума, поэтому позволяет учесть различные образовательные запросы обучающихся в процессе использования на практике.
Планируемые образовательные результаты - успешное освоение программного материала по математике за 5-9 класс и, как результат, успешная сдача государственного экзамена по математике.
Основной педагогический подход – воспитание самостоятельности при получении знаний, умение объективно оценивать свои знания, умения и навыки при работе с материалом, обучение умению рационально использовать время, рационально планировать свою деятельность.
Цель: проверка и оценка знаний, отработка умений и навыков по математике по пройденным темам за 5-9 класс.
Задачи:
1) закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем разделам курса 9 класса по математике.
2) формировать умения самостоятельно работать с пройденным материалом; систематически заниматься решением задач; работать с тестами различных типов.
3) научить эффективно распределять время на подготовку ответа и правильно его выстраивать.
4) формировать навыки самостоятельной работы учащихся и практического применения полученных знаний.
Данные электронные образовательные ресурсы подразумевают разработку и создание интерактивных тестов с выбором варианта ответа, или открытый тест, где можно вписать ответ. В любом из этих тестов оценка выставляется без участия учителя. Тесты сделаны так, чтобы их можно было в любой момент переделать под класс, который обучается на данном этапе у конкретного учителя.
В тестах по 7-9 вариантов, причём все разноуровневые. В полном объёме представлен инструментарий включения учащихся в интерактивное взаимодействие в процессе работы. Оценка успеваемости выставляется по привычной пятибалльной системе. Каждый вариант в завершении показывает количество правильно выполненных заданий и выставляется оценка. Работа с тестами проста, ничего сложного в этом нет. Так же удобна тем, что можно скопировать на внешние электронные носители детям (на планшет, например) в качестве тренажёра, что бы ребёнок проработал другие варианты.
Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса в свете ФГОС за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности обучении школьников.
Литература:
Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Алгебра: 9 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович — М.: Просвещение, 2016.
Алгебра: 9 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Мерзляк А.Г. Математика: 9 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 144 с. : ил.
Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Алгебра в задачих. Справочное пособие по математике. -Мн.: Асар, 1996.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 9 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1989.
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраические задачи. ООО Илекса, 1998.
Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс основной школы: условия и решения. – М.: Школа-пресс, 1994.
Список программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD 1С: Репетитор. Математика (КИМ)
CD АЛГЕБРА не для отличников (НИИ экономики авиационной промышленности) Математика, 5–11 кл.
Электронные учебные пособия
Электронный учебник по математике 5-6 кл, ООО НЦП Орлеу, 2013 г.
Электронное пособие В помощь учителю математики, ООО НЦП Орлеу, 2013 г, сост. Курковская И.Е.
Интернет-источники:







Список Интернет - ресурсов:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
, Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
- Сайт Рособразования
- Российский образовательный портал
, - Сайт для всех учителей-предметников Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру - все школы России
- Фестиваль педагогических идей Открытый урок
- методическая копилка учителя математики