Организация внеурочной деятельности обучающихся"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация внеурочной деятельности обучающихся"
Автор: Коротцова Светлана Михайловна
Сообщение по теме:Реализация внеурочной деятельности учащихся 4 класса Подготовила:Коротцова Светлана МихайловнаУчитель начальных классов 2023 год Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, ценностно - ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у ребёнка интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.Задачи:1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.2. Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.5. Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений, навыковУченики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они же с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам ВД.В этом учебном году внеурочная деятельность в нашем классе организована по 4 направлениям:«Духовно – нравственное развитие»«Социальное развитие»«Общеинтеллектуальное развитие»«Спортивно – оздоровительное развитие»Подробней остановлюсь на каждом направлении ВД.«Духовно – нравственное развитие»Цель:Способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья нравственных чувств и этического сознания.Задачи:Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, между этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп, в общественных местах, на природе.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разных возможностей на основе взаимопомощи и поддержки. Содержание курса состоит из следующих разделов: культура общения, самовоспитание, общечеловеческие нормы нравственности, нравственные ценности в искусстве. Занятия провожу в форме тренингов, игровых программ, этических, познавательных бесед, бесед по нравственному воспитанию и поведению, ролевых игр. Большое место отводится чтению книг, просмотру видеофильмов, презентаций, разбору различных жизненных ситуаций с последующим обсуждением, анализом и выводом. «Социальное развитие» - курс «Азбука жизни»Цель программы:- формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность; - формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.Занятия оказывают помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.Содержание программы состоит из четырех модулей:I четверть «Азбука экономики»Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.II четверть «Азбука здоровья»Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний.III четверть «Здоровье и безопасность» Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.IV четверть «Я и мои друзья» Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения Формы проведения занятий: комбинированные и практические занятия, познавательные беседы, этические беседы, профилактические беседы, игры - занятия с элементами рисования, занятия с использованием художественных средств выразительности, игры (сюжетно-ролевая, ситуационная), просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, детских передач. Внеурочные занятия в 4 классе включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.«Общеинтеллектуальное развитие» - «Пластилинография»Актуальность программы «Общеинтеллектуального развития» обусловлена её направленностью на развитие важнейших функций: сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, пространственной ориентации, зрительной и двигательной памяти, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, что играет огромную роль в социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Основная цель заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих, расширение умственных возможностей детей с ОВЗ, усвоение социального и культурного опыта, раскрытие творческого потенциала личности обучающихся посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с миром изобразительного искусства.Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей работе с пластилином меняется по мере развития овладения детьми навыками техники пластилинографии.«Спортивно – оздоровительное развитие» - «Школа здоровья»Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению состоит из 7 разделов: «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого; «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.Младшие школьники музыкальны, ритмичны, достаточно исполнительны и дисциплинированы, они с удовольствием участвуют в массовых игровых мероприятиях, праздниках. Они участвуют на праздниках День Матери, 8 Марта, Новый год, День Защитника Отечества.Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивает качества, помогающие успешному личностному развитию.Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты ,которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу. приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.