Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста».
Автор: Наталья Михайловна Иващенкова
Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста».Культура поведения - это многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к самому себе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к природе. Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребенка и становятся со временем навыками и привычками поведения. Недаром говорят «Посеешь привычку – пожнешь характер».При воспитании ребенка следует помнить о некоторых особенностях дошкольного возраста:Неустойчивость навыков и привычек поведенияНеточность выполнения правил поведенияНедостаточная осознанность своих поступковПодражательность.Воспитывать культуру поведения у детей следует и по отношению к взрослым. Дети видят, что родители заботятся о них и должны стараться отвечать тем же, охотно выполнять их просьбы, слушаться их, проявлять предупредительность, стремиться порадовать своими поступками.Должны уметь поддерживать эмоционально положительный тон общения с окружающими людьми, пользоваться словами вежливости, называть взрослого на «Вы» и по имени отчеству, вести себя так, чтобы не причинять беспокойство окружающим. Не перебивать взрослого при разговоре, пропускать вперед старших, уступать место в транспорте пожилым людям.При разговоре смотреть собеседнику в глаза, не перебивать, приветливо отвечать на вопросы, не уходить, если разговор не окончен, проявлять чуткость к душевному и физическому состоянию взрослых и выбирать соответствующую линию своего поведения.В отношении к сверстникам необходимо воспитывать у ребенка уважение, отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь. В 2-4 года ребенок должен знать, что нельзя мешать игре товарища, нельзя отнимать игрушки. Родители должны воспитывать в малыше приветливость, сочувствие, желание поделиться с товарищами по игре, учить договариваться детей перед совместной деятельностью.С четырехлетнего возраста у ребенка появляется сознательность своего поведения и поступков, возможность формирования новых качеств: умение убедить товарища или согласиться с его мнением. Мы должны научить ребенка справедливо разрешать спор, быть предупредительным. Например, пододвинуть тарелку с хлебом, уступить девочке свой стул, деликатно предупредить о возможности оплошности. Также важно научить ребенка культуре поведения в общественных местах: во время экскурсий, в театре и кино, поведению в транспорте и библиотеке.Положительное отношение к труду тоже является составляющей воспитания культуры поведения детей. Дети до 3-х лет должны охотно выполнять трудовые поручения взрослого, проявлять интерес к труду взрослых, помогать им. Например, помочь вытереть пыль, убрать со стола, собрать игрушки. Дети 3-4 лет желают все делать сами, так дайте им эту возможность. Пусть станут вашими помощниками, не забывайте хвалить ребенка и подчеркивать важность его помощи и поддержки. С 4-х лет ребенок начинает понимать необходимость труда, у него должна быть ответственность за порученное дело, самостоятельность, стремление к качественному результату. Поощряйте инициативность ребенка в труде.Бережное отношение ребенка к природе воспитывается с детства. Необходимо учить видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому. Дети 3-4 лет должны помогать ухаживать за растениями и животными, заботиться о них. Для воспитания культуры поведения у детей необходимо самому быть хорошим примером для него. Дети подражают взрослым, переносят отношения в семье на отношения со сверстниками. Не стоит забывать про режим дня ребенка. Исследования показывают, что в семьях, где соблюдается режим дня, дети более уравновешенные, не переутомляются, спокойнее реагируют на замечания родителей, легче переносят обиды сверстников. В семье должна царить атмосфера доброжелательности и спокойствия.Как же прививать культуру поведения малышу? Каждое правило поведения должно усваиваться постепенно. Сначала родители должны разъяснить его. Например, если ты толкнул другого ребенка и не извинился, он подумает, что ты специально его толкнул. Дети должны упражняться в выполнении правил поведения. Можно для этого специально создавать ситуации. Например, ребенку 2-3 лет мама напоминает о правиле поведения, предупреждает возможность нарушения. «Папа первый сел за стол ужинать и не забыл помыть руки перед едой. Мы с дочкой, конечно, тоже помоем ручки». В более старшем возрасте напоминания также присутствуют, но все реже и реже, учитывая так же, как давно ребенок знаком с правилом поведения.При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать, как ребенок выполняет правила поведения, сопровождать его оценкой, положительной, либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку!»Требования к поведению ребенка должны постоянно усложняться. До 3-х лет у детей воспитываем послушание, родители должны быть требовательны в меру, так как детям еще довольно сложно контролировать свое поведение. После 3-х лет большое значение приобретает контроль в выполнении правил поведения ребенком, так как ребенок уже усвоил многие правила поведения, но они еще не устойчивы. Присутствуют в этом возрасте напоминание и оценка. У четырехлетних детей должны быть устойчивые навыки дисциплины, родители требовательны к ребенку.Если родители наблюдают систематические нарушения правил культуры поведения, то прежде всего нужно выяснить причину. Например, установленные правила не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, начало болезни, нарушение режима, переутомление, различные требования к выполнению правил у родителей, наличие чрезмерного количества запретов. Психологи рекомендуют вместо слов с частицами «не», например, «не кричи», использовать слова-синонимы «говори тише».Наказания иногда неизбежны, в случае, когда ребенок сознательно совершил проступок. Например, «я не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Физические наказания категорически запрещены! Также недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ребенка в виде прозвищ, в виде лишения еды, прогулки. Требования родителей к поведению ребенка должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Постарайтесь меньше пользоваться словом «нельзя», всем нам известно, что «запретный плод сладок».Для воспитания культуры поведения детей можно использовать пример других малышей, показывать инсценировки ситуаций с игрушками, читать ребенку стихи, рассказы, сказки соответствующего содержания, чаще беседовать с ребенком. Помните, Вы главный образец подражания для своего ребенка.