"Формирование позитивного взгляда на ошибки и неудачи ребенка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование позитивного взгляда на ошибки и неудачи ребенка"
Автор: Дуванская Галина Васильевна

Возможности воспитательного процесса в профессиональной ориентации и самоопределении подростков Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждения и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества.Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Для этого важно не только овладеть знаниями, но и выбрать вид деятельности, в наибольшей степени соответствующий индивидуальным особенностям, а также с учетом запроса рынка труда. Это становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность.Педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных школах осуществляют социальные педагоги, классные руководители, школьные психологи, учителя предметники, медицинские работники.Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.Задача социального педагога в этой ситуации состоит в том, чтобы на основе диагностики личностных возможностей, помочь школьнику в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.Социальный педагог рассматривается как посредник между подростком и миром профессий и работает в тесной связи с другими специалистами.В идеале профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, она должна быть доступна на протяжении всего периода профессионального развития.Вводимая в школах система профильного обучения поставила перед социальными педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика. Профильное обучение дает возможность сконцентрировать социально - педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость.Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. В этом возрасте проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, но уже имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду, используя игровые активизирующие подходы. Для этого социальный педагог может знакомить ребят с миром профессий: показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда.После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. К этому возрасту подросток уже должен научиться принимать решения относительно направления дальнейшего обучения самостоятельно и взвешенно. Помочь здесь могут активизирующие методы, формирующие ценностно-смысловые аспекты самоопределения, и профориентационное тестирование, позволяющее определить склонность к тому или иному профилю обучения.В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Здесь полезным оказываются комплексные профориентационные беседы, тестирование, позволяющие подобрать оптимально подходящие старшекласснику профессии, а на консультации с социальным педагогом он сможет выяснить, в каких вузах ему лучше освоить выбранную специальность, как построить личную жизненную перспективу.Ознакомление учащихся с профессиями социальный педагог в процессе беседы может проводить по такому плану:- общие сведения о профессии;- производственное содержание профессии;- условия работы и требования профессии к человеку;- система подготовки к профессии.  В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет, и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные жизненные примеры.         Профессиональная ориентация рассматривается как совместная деятельность школьного социального педагога, семьи и общества, направленная на подготовку старшеклассников к выбору профессии – в соответствии с их интересами, склонностями и возможностями, а также потребностями общества в вопросе трудовых ресурсов. Совокупная система профессиональной ориентации воспринимается как единство взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимодополняющих компонент, взаимодействие которых направлено на решение задачи профессионального самоопределения личности. Этот подход позволяет рассмотреть профессиональную ориентацию как постоянно действующую систему взаимодействия индивидуума и общества, направленной как на обеспечение потребностей профессионального самоопределения личности, так и на обеспечение действенной социально - профессиональной инфраструктуры общества.В работах по профессиональной ориентации учащихся старших классов важна роль социального педагога.Выделяем два основных направления социально-педагогической деятельности, направленной на профессиональную ориентацию старшеклассников:работа со старшеклассниками и работа с родителями.Социально - педагогическая работа со старшеклассниками предполагает:1. Диагностическую деятельность:- изучение и обнаружение индивидуальных особенностей учащихся: черты характера и темперамента, способности, интересы, потребности и склонности;- обнаружение мотиваций учебной деятельности, поведения, коммуникации;- обнаружение отрицательных качеств и недостатков в поведении, коммуникации;- определение уровня воспитанности и социального развития учащихся;-  изучение состояния здоровья учащихся.2. Консультационная деятельность:- содействие старшеклассникам в деле профессиональной ориентации на основе профессиональной диагностики;-  предоставление информационно-путеводной консультации.3. Профессиональное освещение:- мира профессий, классификации профессий, требований профессии к личности, ознакомление с важными качествами, требуемыми профессией;- ознакомление с основными правилами и ошибками выбора профессии;- информирование о возможностях получения образования, ступенях профессионального роста.4. Профессиональное информирование:- предоставление информации о ситуации на рынке труда;- востребованные профессии, специальности и не имеющие спроса;- информирование об образовательной системе, правилах приема, подготовительных курсах;- предоставление информации об учебных заведениях, правилах приема, данных конкурса прошлого года, рейтинге, особенностях приема в текущем году.5. Организационная деятельность:-  организация мероприятий на тему профессиональной ориентации, «дни, неделя профессиональной ориентации», беседы, экскурсии, встречи с представителями различных профессий;- организация разумного досуга школьников, создание необходимых условий для спортивных и творческих кружков, развития творческих способностей школьников.Основными формами работ по профессиональной ориентации, проводимых со старшими школьниками:- индивидуальные и групповые консультации по вопросу профессиональной ориентации;- беседы, учебные часы на тему профессиональной ориентации;- встречи с представителями различных профессий;- конкурсы мастерства;- экскурсии на различные предприятия и учебные заведения;- обеспечение участия школьников в олимпиадах, научных конференциях;- вовлечение школьников в работы по формированию стендов, плакатов по теме профессиональной ориентации.Другое направление социально - педагогической работы, направленной на профессиональную ориентацию, осуществляется с родителями. Родители должны понимать роль и значение, необходимость профессиональной консультации. В вопросе выбора профессии часто бывает также, что мнения родителей и детей не совпадают. Отношение родителей к выбору профессии ребенком обусловлено:- позицией семьи по отношению к той или иной профессии или трудовой деятельности;- социально - психологической, нравственно - психологической атмосферой семьи, отношениями в семье;- уровнем грамотности в педагогике и, в особенности в профессиональной ориентации.Сотрудничество между родителями и социальным педагогом включает в себя два направления: социально-педагогическое просвещение и вовлечение родителей в учебно воспитательный процесс.1. Социально - педагогическое просвещение в рамках профессиональной ориентации предполагает организацию следующих работ с семьей:- родительские собрания, лекции, конференции;- тематические беседы по вопросам профессиональной ориентации ребенка;- информационно - путеводные консультации.Из указанных форм традиционными являются родительские собрания, во время которых обсуждаются следующие темы:- роль семьи в вопросе профессиональной ориентации старшеклассника;- система профессионального образования;- способы получения образования;- ошибки и последствия выбора профессии;- важность учета состояния здоровья во время выбора профессии;- рынок труда и требования к профессиональному образованию.2. Родители могут помочь, участвуем в организации и осуществлении мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, совместных творческих дней, экскурсий для детей и их родителей и др.   Можно их вовлечь также в уроки, которые могут быть связаны именно с профессией, интересами родителей, также с теми организациями, в которых они работают.Таким образом, в процессе успешной социализации старшеклассников большое значение имеет их профессиональная ориентация в общеобразовательной школе, формирование стабильной мотивации выбора профессии, где свой вклад имеют социальные педагоги.