Организация дистанционных уроков русского языка и литературы для детей с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация дистанционных уроков русского языка и литературы для детей с ОВЗ
Автор: Коткина Анастасия Геннадьевна

Организация дистанционных уроков
русского языка и литературы для детей с ОВЗ
Коткина Анастасия Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СО Школа-интернат АОП№4 г.Саратова
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени, получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. В зависимости от успехов ученика может применяться гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. При дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках применяются разнообразные формы работы, среди которых видеоконференции в Skype, web-занятия, где ребята самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания, а педагог его проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию.
Я в своей работе интегрирую современные образовательные технологии, основанные на применении средств ИКТ, с традиционными формами и методами; расширяю информационно-образовательное пространство школьника за счёт использования ИКТ, создавая тем самым условия для повышения творческого и интеллектуального потенциала школьников.
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.
Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного яркого занимательного материала. Например, такой приём, как цветной диктант.
Обучающиеся
Обучающиеся с ОВЗ

Цветной диктант.
Записывают слова под диктовку


Найдите поле для цветного диктанта.
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

Ледяная фигураБылинный геройДеревянный домРжаной хлебРумяное лицоАвиационный перелётМужественный человекКожаная куртка

Цветной диктант.
Учащиеся с ОВЗ получают карточки. Слова с пропущенными буквами.

Найдите поле для цветного диктанта.
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
Ледя…ая фигураБылин…ый геройДеревян…ый домРжа…ой хлебРумя…ое лицоАвиацион…ый перелётМужествен…ый человекКожа…ая куртка
Ученики осуществляют самопроверку цветного диктанта и ставят себе отметку.
Проблемные задания с выбором ответа формируютумение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию, развивают словесно-логического мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Работа по развитию речи должна быть составной частью любого урока, даже дистанционного. Ограниченный словарный запас и недостаточно развитая устная и письменная речь учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются причиной возникающих трудностей при создании собственных текстов. Обязательными являются следующие задания:
дописать предложения, начальные слова которых даны;
выполнить задания, где требуется из ряда данных слов найти наиболее точное и вставить его в текст;
подобрать синонимы (к отдельным словам текста)
найти слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)
найти предложения, в которых заключен основной смысл.
придумать заглавие к данному тексту (отрывку)
пример творческого задания Восстанови текст.
Вместо скобок вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Тихий, знакомый слышится звук: Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу! — это тянет над (утре…им) лесом вальдшнеп. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.В самый (торжестве…ый) час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в (серебря…ые) трубы трубят журавли, на (бесчисле…ых) свирелях повсюду заливаются неутомимые музыканты — дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки.
Создание собственных письменных текстов (изложений или сочинений) является самым сложным заданием. Но только систематическая, кропотливая, целенаправленная совместная работа учителя и ученика принесёт результаты. Пусть хоть маленькие, но победы. На слайде представлено сочинение ученика 5 класса с ограниченными возможностями здоровья.
Как показывает практика, тренажёры - таблицы, алгоритмы, схемы, рисунки, презентации, тесты незаменимы в обучении языку онлайн. Они помогают ребёнку учиться, тренируя память, мышление, развивая речь и орфографическую зоркость, и дают возможность ребёнку проверить свои знания. Возможности Gооgl-диска позволяют учителю создавать самому подобные материалы. Здесь можно создавать Gооglе-документы, формы опроса, презентации и рисунки.
С помощью Google рисунков можно создать не только кластеры, таблицы, но и интерактивные упражнения, плакаты.
На страницах тетради по литературе мы размещаем задания по работе с текстом литературного произведения, ссылки на видеофильмы, на аудиокниги, на дополнительные сведения о писателях, книгах, на викторины, кроссворды, видеоряд к уроку: портреты писателей, иллюстрации к произведениям, репродукции картин.
На этапе контроля чаще всего используются тесты, а также электронные задания. Они ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся, в связи с чем они снабжены помощью и механизмом обратной связи. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.Для удобства работы чаще используются тесты, выполненные в программе Power Point с использованием триггеров. Такой вид тестов не позволит ученику перейти к следующему заданию, не выполнив предыдущего.
Особо хочется отметить, что при выполнении контрольных заданий, важно понимать, что учащийся, работающий за компьютером, может кроме контрольного задания открывать и сайты, содержащие ответы на заданные вопросы. В начале своей работы по дистанционному обучению я думала, как можно решить данную проблему, как обеспечить объективность выполнения контрольных работ? На помощь мне пришла программа Team Viewer. Эта программа устанавливается на компьютеры преподавателя и ученика и позволяет в момент выполнения работы видеть рабочий стол ученика, не находясь с ним рядом. Под таким контролем учащийся выполняет работу самостоятельно, полагаясь исключительно на свои знания.
Таким образом, в настоящее время в распоряжении учителя русского языка находится значительный массив инновационных электронных учебных материалов, прошедших комплексную экспертную оценку качества, и вполне пригодных для организации дистанционного обучения предмету.
В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Организация образовательного процесса должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Таким образом, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмыобразовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Итак, организация образовательного процесса на основе дистанционных технологий подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в данный вид обучения с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.

Использованные литература и интернет-источники
1.
2.
3. Данилов, О. Е. Особенности дистанционного обучения / О. Е. Данилов, О. Г. Поздеева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 34 – 37.
4.Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.
5. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
6. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
7. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 2007.
8. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
9. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
10. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО, 2006.