"Покуда сердца стучат, помните!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Покуда сердца стучат, помните!"
Автор: Гузеева Лариса Петровна

Государственное автономное профессональное образовательное учреждение новосибирской области
Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства
УТВЕРЖДАЮ
И.о зам. директора по НМР
__________________Я.В.Тихонова
____ _____________2023 г.
Методическая разработка внеурочного мероприятия
Покуда сердца стучат, помните!
Историко-литературная встреча
для учебной дисциплины
ОУД. 02 Литература
23.06.01 Машинист дорожных и строительных машин
Рассмотрено на заседании ПЦК
Математических, гуманитарных, естественно-научных и социально- экономических дисциплин дорожно-строительного направления
Протокол №______
от ____ ____________2023 г.
Председатель ПЦК
________________Т.В. Путинцева/
Новосибирск -2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Введение
4
Основная часть
5
Заключение
14
Библиографический список
15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историко-литературная встреча
Покуда сердца стучат, помните!,
посвященная событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
и фронтовой поэзии
Цель: воспитание патриотизма в молодом поколении, чувства гордости за свою страну.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с событием 1941-1942 гг. – блокадой Ленинграда на основе исторических сведений и поэтического творчества.
2. Расширять знания обучающихся о событиях ВОВ, их кругозор за счет дополнительной информации о творчестве фронтовых поэтов.
3. Развивать личностные качества обучающихся через включение общечеловеческих ценностей в их внутренний духовный мир.
Актуальность. Современность дает возможность изменить отношениемолодого поколения к истории. Разговоро событиях войны 41-45 годов, облокадеЛенинграда, о защитниках Родины — это повод вспомнить, какой ценой нам досталось будущее.Учащиеся должны осознать, что главная ценность - человеческая жизнь, и ее утрата невосполнима. Не имеетзначения, в какой форме проводится мероприятие, ведь такая трагедия, какблокадаи героическое сопротивлениеЛенинградафашистам, не может оставить равнодушным никого. Данное мероприятие проводится в целях патриотического воспитания и развития чувства любви и уважения к Родине, к ее истории, а использование поэтического творчества углубит духовное и эстетическое развитие каждого подростка, вызовет положительные эмоции.
Разработчиком и организатором внеурочного мероприятия – историко-литературной встречи Покуда сердца стучат, помните!, является Гузеева Л.П., преподаватель русского языка и литературы высшей категории.
Дата проведения: 04 мая 2023 г.
Место проведения: кабинет русского языка и литературы № 46.
Участники: обучающиеся 1 курса группы 14.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, видео презентации, музыкальное сопровождение, выставка памяти героям ВОВ - новосибирцам.
ВВЕДЕНИЕ
С целью воспитания патриотизма в молодом поколении, чувства гордости за свою страну, мы сегодня в преддверии 9 Мая-Дня Победы поговорим о страшных событиях ВОВ, о блокаде Ленинграда, ведь в этом году ровно 80 лет этому страшному событию, послушаем фронтовую поэзию, отражавшую всю истину тех дней.
Данное мероприятие проводится по причине того, что нынешнее молодое поколение вправе узнать всю подлинность тех военных событий 1941-1945 гг.
Значимость историко-литературной встречи в том, что время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости русских людей, поднявшихся на защиту своей Отчизны. Снова и снова историки возвращаются к суровым годам Великой Отечественной войны, пытаясь глубже понять, осмыслить и всесторонне осветить истоки боевой и трудовой доблести тех, кто насмерть стоял, защищая русскую землю, и тех, кто ковал победу над врагами Родины в тылу страны.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(звучит тихая лиричная музыка)
Преподаватель.
Когда страна узнала о войне,
в тот первый день, в сумятице и бреде,
я помню, я подумала о дне,
когда страна узнает о победе.
Каким он будет, день великий тот?
Конечно, солнце! Непременно лето!
И наш любимый город зацветёт
цветами электрического света.
(Маргарита Алигер)
Мы – поколение людей, которое родилось и выросло в мирное время. Мы не слышали воя сирены, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, сожженных деревень, не представляем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Сейчас уже родилось третье поколение, не знавшее войны. Но память о тех, кто не пришел с роковых полей, кто отдал свою жизнь за Родину, кто грудью защитил Россию, живет, и будет жить в сердцах людей.
Опять война, опять блокада -
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда не надо,
Не надо раны бередить.
И может показаться: правы,
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда, не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
(писал поэт Юрий Воронов).
Война, залившая кровью половину земного шара, отобрала у женщин дом, детей, мужа, но не смогла забрать самое главное – надежду.
Среди знаменитых участников войны наши земляки-герои войны, новосибирцы не вернувшиеся с поля боя – это Николай Ватутин, Виктор УС, Александр Покрышкин, Борис Боготков, Ольга Жилина, Александр Аксенов, Герои Советского Союза. Именами многих героев названы улицы, переулки Новосибирска и Новосибирской области.
Давайте посмотрим на портреты героев-новосибирцев.
(портреты героев представлены на выставке памяти)
Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колена перед памятью павших.
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Ведущий 1: Говорить о событиях войны, о самых страшных битвах можно бесконечно. Блокада Ленинграда! 80 лет прошло с тех голодных и холодных дней и ночей, когда под постоянными авианалетами и обстрелом жил и боролся город на Неве. В знак памяти и благодарности потомков в марте 1995 года Федеральным Законом № 32 были установлены Дни Воинской Славы России. Всего 14. Один из них –27 января - День Снятия блокады Ленинграда.
Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, парки и музеи города являются гордостью нашей страны.
Захвату этого крупнейшего индустриального центра и морского порта гитлеровское командование придавало исключительное значение. Ленинград имел особую притягательность для Гитлера. Отчасти это объяснялось тем, что он считал его городом, породившим и взрастившим идеологию, против которой он объявил священный нацистский подход. Для Гитлера Ленинград был не только местом рождения революционного коммунизма, но и Санкт – Петербургом, столицей – крепостью, которую Петр I заложил как основу российского государства в Прибалтике. Таким образом, в первоначальном проекте операции Барбаросса Ленинград и Прибалтика стали для Гитлера ide fixe, страстью, которая никогда его не покидала.
Холод и ветер – такой была весна 1941 года в Ленинграде. Даже 1 мая шел снег. Холод держался и в июне, и казалось, балтийские туманы никогда не рассеются.
Впрочем, ничего необычного в том не было. Когда Петр Великий основывал свою столицу на невских болотах, он не задумывался о климате и комфорте.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны.
И кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
И песня над родной лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись.
Не знали мы еще тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.
(писал поэт Булат Окуджава)
Преподаватель: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержки из секретной директивы немецкого военно-морского штаба О будущности Петербурга от 22 сентября 1941 года: Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города. Армейской группой, наступавшей на Ленинград, - группой армии Север - командовал фельдмаршал Риттер фон Лееб. Ему дали две армии – 16-ую и 18-ую. Кроме того, в его распоряжении находились 4-я танковая группа и 1-й воздушный флот. Силы фон Лееба составляли до двадцати девяти дивизий, в том числе три танковых и три моторизованных, с личным составом 500 тысяч человек. Фон Лееб имел в своем распоряжении около 30% всех сил, выделенных Гитлером на проведение операции Барбаросса. Согласно плану он должен был захватить Ленинград за месяц.
На защиту города поднялись все его жители. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тыс. фугасных и более 100 тыс. зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья. В жестоких кровопролитных боях врагам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую осажденный город со страной. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью блокированным с суши.
На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье,
И видя это, разъяренный враг,
Предполагавший город взять с разбега,
Казалось, испытанных стратегов
Призвал на помощь: Мороз и Мрак,
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шел за ними следом.
(писала поэтесса Вера Инбер)
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего 250 гр. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125 гр. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
(демонстрация пайки блокадного хлеба)
Ведущий 2: О том, как жили ленинградцы в блокаду, писала в своем дневнике ленинградская школьница Таня Савичева.
Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня…. Тане Савичевой было одиннадцать лет. Она ненадолго пережила своих родных…
До сих пор люди, пережившие блокаду, панически боятся голода. Они и в наше мирное время покупают хлеб про запас…
Посмотрим на страшные события блокады Ленинграда. Внимание на экран!
(демонстрация видео о блокадном Ленинграде)
Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками и обстрелами ленинградцы жили в не отапливаемых домах. В квартирах тускло чадили коптилки. Без холодной и теплой воды, дров, многие ленинградские дети учились. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая снежные заносы. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Кровоточили десны, выпадали зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола…
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.
(писал Юрий Воронов)
Преподаватель:
Для некоторых ребят, чьи отцы были на фронте, а матери – на казарменном положении, учитель становился самым близким человеком.
Они стоят одни за других – учителя и ученики. 39 школ города Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни. Школьники помогали городу, чем могли. Даже первоклашки собирали бутылки для фронта. Каждый мальчик был готов идти в атаку с такой бутылкой зажигательной смеси, чтобы собственной рукой поджечь ненавистного фашиста. Девочки выступали с концертами в госпитале, чинили бойцам белье, дежурили на крышах домов, туша зажигательные бомбы.
Среди подвигов, совершенных ленинградской молодежью в блокаду есть один высокопатриотический, удивительный по красоте и человеческому значению подвиг, о котором мало кто знает: это подвиг девушек - бойцов бытовых отрядов ленинградских комсомольцев. Они называли себя бойцами, и это правда, хотя они не были ничем вооружены. Их оружием были спички, которые им выдавали по счету. Спички были на вес золота. Эти бойцы не были на передовой. Их противниками была смерть, голод, тьма, холод. Первый бытовой отряд девушек был создан в феврале 1942 г. Это было самое страшное время блокады, когда был мороз 40 градусов, в городе начался голод, от которого люди не могли передвигаться, они просто лежали в темных ледяных своих квартирах, не в силах сходить за хлебом, затопить буржуйку, лежали и умирали. Иногда рядом с ними лежали мертвые их родственники, копошился еле живой ребенок. И вот к таким людям, в такие квартиры приходили бойцы бытовых отрядов, на бой со смертью, на борьбу с жизнью.
Что же они делали? Они доставляли дрова со склада в квартиры, воду в ведрах, убирали комнаты, выносили нечистоты, приносили беспомощным и одиноким- горячие обеды, продукты, больным, включали радио. Они шли к ослабевшим и умирающим людям по велению сердца. Их выручали молодость, железная закалка, нервы и воля. Подвиг этих юных девочек приравнивался к подвигу фронтовому!
Ведущий 1: В блокадном Ленинграде работали не только школы, но и профессиональные училища. Ремесленные школы были созданы в СССР за год до войны. Они ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих и мастеров для всех видов промышленности и транспорта.
Ремесленное училище № 15 за время блокады стало известно всему Ленинграду. Оно прославилось тем, что в равных условиях со всеми другими в самые тяжелые дни дало выпуск в несколько сотен человек, и продолжало работать на оборону города в своих мастерских, сохранив от смерти подавляющее большинство своих учеников. Этими своими достижениями училище обязано его директору, Василию Ивановичу Анашкину, бывшему ленинградскому мастеровому, а теперь крупнейшему практику-педагогу, к которому десятки и сотни молодых людей навек сохранят любовь и благодарность.
Ведущий 2.Как достиг Анашкин того, что в замороженном здании училища, при скуднейшем пайке сотни учащихся не только не умерли, но даже трудились? Они не умерли потому, что трудились. А трудились они потому, что директор внушил в сознание ребят чувство дисциплины. Он внушил его не только убеждением, но и самым суровым принуждением, зная, что только в этом спасение. Из скудных пайков он создал столовую с железной дисциплиной питания. В самые страшные дни, когда стояли лютые морозы, не действовали на водопровод, ни канализация, он добился того, чтобы в столовой была абсолютная чистота, чтобы на столах стояли бумажные цветы, а во время обеда играл баянист. Он добился того, чтобы ребята вставали точно в назначенный час, обязательно мылись, пили чай и шли в мастерскую. Некоторые были так слабы, что уже не могли трудиться, но все-таки возились у своих станков, и это поддерживало в них бодрость духа.
Когда из-за отсутствия электроэнергии мастерская остановилась, они выходили чистить двор или заниматься военным строем. Он все время стремился к тому, чтобы с минуты пробуждения и до сна ребята были бы чем-то заняты. Вот так, благодаря дисциплине и труду, Василию Ивановичу удалось спасти от смерти несколько сотен учащихся своего ремесленного училища № 15. Ребята выучились мастерству за зиму, и Ленинград снова дал стране кадры рабочего класса.
Преподаватель: Образование и библиотеки всегда были тесно связаны. Шла война, Ленинград был в блокаде, люди умирали от холода и голода. Казалось бы, что о работе библиотек в это время не может быть и речи. Но библиотеки Ленинграда работали, и у них были читатели. Послушаем, как это было.
В блокадном Ленинграде ни на один день не прекращала свою работу Публичная библиотека – одно из величайших книгохранилищ мира.
Какие только запросы не приходили в Публичную библиотеку!
Ведь в осаде стали проблемой простейшие вещи, например, добывание огня. Раньше спички привозили из области, а теперь… И вот в Публичную библиотеку поступает запрос: как организовать производство кремешков для зажигалок? Как наладить производство спичек? Свечей? Белковых дрожжей? И множество таких же необходимых для обороны и для жизни города вещей. И сотрудники библиотеки тщательно, по-военному оперативно подбирали литературу – по спичкам, по свечам.
Ведущий 1: Ленинградцы мыслили, творили, дерзали, то есть дрались за жизнь на всех ее рубежах.
Это было очень тяжело, но ни с единого рубежа жизни они не отступили. Они совсем по-новому поняли, что жизнь – это деятельность и что, как говорят, у нас раньше смерти помрешь, если перестанешь трудиться.
Героическая защита Ленинграда вошла в историю нашей Родины как пример величайшей стойкости, мужества и патриотизма. Час окончательного освобождения Ленинграда пробил через 872 дня. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 км. от Ленинграда. Город был полностью освобожден от вражеской блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало весны,
Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
(писал Роберт Рождественский)
(звучит песня От героев былых времен)
Преподаватель: Дорого, очень дорого стоили каждому ленинградцу месяцы блокады. Многие семьи недосчитались отцов, братьев, сестер, детей, матерей. У многих потемнели, глубоко запали глаза, лоб прорезали морщинки усталости, резче и жестче стали складки у рта. Но отстояли! Мужество ленинградцев, доблесть защитников города Ленинграда навсегда сохраняется в благодарной памяти потомков. В последствии Ленинграду было присвоено звание города-героя с вручением Золотой звезды.
Вы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял вас никаким измором.
Но враг не взял вас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
(писал поэт Владимир Суслов)
Ведущий 2.1941-1945. Две цифры, две даты. Великая Отечественная война, от которой больше всего пострадала наша Родина. Советский солдат выполнил свой долг до конца – он добыл для Родины Победу.
(Звучит стихотворение Фронтовые закончились дни)
Фронтовые закончились дни.
Дочка просит отца рассказать:
- Что пришлось на войне испытать?
И что память отцова хранит?
Голос сдавленный тут прохрипел:
Это мне никогда не забыть:
На бревно, чтоб табак раскурить.
С другом рядом однажды присел.
Друг мечтал: как вернется домой,
Как обнимет детишек, жену,
И весельем взорвет тишину
Боевая подруга – гармонь.
Как хмельно запоют соловьи,
И любовь постучит в его дом.
Как наполнит он мирным трудом,
Все счастливые даты свои.
Так мечтал он, а дым табака
Уплывал, растворяясь… Но, вдруг!
Свист снаряда пронзил все вокруг,
И закончилась жизни строка…
Осветил безнадежный рассвет
Дым, осколки, да щепки бревна,
Да горячий, в руках у меня,
Сиротливый солдатский кисет.
Разметалась по полю мечта.
И понять не могу я порой:
Шли военной дорогой одной, -
Друга – нет, а я – жив. Как же так?!
И отец замолчал… А она
И хотела б помочь – не могла,
Только крепче отца обняла –
Будь же проклята эта война!
(писала в память о войне Валентина Романенко)
Преподаватель: Интерес к истории не исчезает годами. Он передается от поколения к поколению. Все, независимо от возраста не вправе забывать то страшное время.
И Родина не забывает своих героев. Она заботится, чтобы имена отважных ее сынов, защитников Отечества, стали достоянием истории, остались навсегда в памяти потомков. Мы их помним, мы славим, мы чтим! Покуда сердца стуча, помним!
Ведущий 1: Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Ведущий 2: Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших, будем достойны!
Вечно достойны!
Ведущий 1: В девятый день минующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края!
Мир победил! Окончена война!
Ведущий 2: Победа!
Во имя Отчизны –
Победа!
Во имя живущих –
Победа!
Во имя грядущих –
Победа!
(звучит песня и показ слайдов День Победы).
Преподаватель: Закончилась война, советский народ начал восстановление раздушенных городов, и в том числе и ленинградцы. Внимание на экран, посмотрим какой г. Санкт - Петербург, а в прошлом Ленинград, в наше мирное время!
(показ презентации о Санкт-Петербурге в наши дни).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преподаватель. Уважаемые обучающиеся, я думаю, что сегодняшняя историко-литературная встреча состоялась не напрасно. Многие из вас узнали много истерических сведений о блокадном Ленинграде. Я желаю, чтобы сегодняшняя встреча останется в сердце и в памяти каждого из вас.
В заключение нашей встречи мне хотелось сказать, что остается немного времени до 9 Мая, до празднования Дня Победы. Наши ветераны стареют, уходит из жизни святое поколение, прошедшее войну. Я призываю Вас – молодое поколение всегда помнить об участниках войны, о защитниках Отечества.
Вопросы к участникам:
-с какого по какой год шла Великая Отечественная война? (41-45)
-сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда? (900).
-как назывался план немцев по захвату города? (план Барбаросса).
-сколько граммов хлеба получали в сутки? (взрослые-250 грамм, дети-125 грамм).
-какой вклад в победу внесли ленинградские дети, подростки? (собирали бутылки, давали концерты, стирали, чинили белье, тушили бомбы на чердаках, крышах, работали).
-благодаря чему директор училища № 15 спас своих воспитанников в блокаду? (труд, дисциплина).
-сколько залпов было сделано в торжественном салюте над Невой? (24)
Рефлексия.
- Зачем нам нужно было это мероприятие?
-Что вы чувствовали во время мероприятия?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Солсбери, Гаррисон. 900 дней: дневник Ленинградской блокады : пер. с англ. / Г.Солсбери. – Смоленск: Русич, 2005. – 576-585с.
2.Холопов, Г.К.Избранные произведения: в 2 т. / Г.К. Холопов. – Ленинград: Художественная литература. Ленинградское отделение, 2011.
3. Шумилов, Н.Д.В дни блокады [Ленинграда] / Н.Д. Шумилов. – Москва: Мысль, 2000. – 252-259с.
4. /Электронный ресурс// Документальные факты блокады Ленинграда.- Режим доступа сайт
14