Формирование исследовательской компетенции у обучающихся во внеурочной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование исследовательской компетенции у обучающихся во внеурочной деятельности
Автор: Смирнова Елена Вячеславовна

БПОУ ВО "Белозерский индустриально-педагогический колледж им. А.А.Желобовского"научно-практической конференция"Исследования и практика обучающихся – путь к формированию профессиональной компетентности"Тема доклада:"Формирование исследовательской компетенции у обучающихся во внеурочной деятельности"Автор: Смирнова Елена Вячеславовна,учитель биологии высшей категорииМОУ "Средняя школа №2 им. С.С.Орлова"Белозерск2021г.Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.Основная исследовательская деятельность обучающихся проводится во внеурочное время.Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Целью ее является достижение личностных и метапредметных результатов. Обучающиеся сами выбирают поле деятельности, которым они хотели бы заняться вне уроков и выбирают его, исходя из своих интересов и потребностей. Исследуя интересующий их вопрос, узнают что-то новое для себя, учатся анализировать, принимать решение и действовать. По ФГОС ООО, личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Сюда же относятся желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся, потребность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучения — регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям.Регулятивные УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя поэтапно от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а также к проведению коррекции. Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; способность анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД обеспечивают, в том числе, способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. К ним относятся умения задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; а также умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Все вышеназванные метапредметные и личностные результаты освоения ООО в совокупности образуют исследовательскую компетентность обучающихся, формирование которой я считаю своей основной задачей в рамках организации внеурочной деятельности в преподавании биологии. Анализ исследований по содержанию и организации исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование исследовательской компетенции.Задача формирования исследовательской компетенции в настоящее время остро стоит как перед системой образования в целом, так и перед деятельностью любого образовательного учреждения в связи с необходимостью воспитания будущих специалистов, способных быстро и качественно решать сложные задачи, выдерживать конкуренцию, проявляя свой профессионализм. Исследовательская компетентность становится характеристикой образованного человека: действительно, невозможно в наши дни назвать взрослого человека образованным, если он еще в школе не научился работать с различного рода информацией, выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения; если он не умеет думать и не имеет опыта защиты своих идей. Внеурочная деятельность обучающихся — это возможность формирования исследовательской компетентности, а впоследствии, как утверждают теоретики, и исследовательской компетенции, через организацию учебного исследования обучающихся. Исследовательская компетенция — это готовность и способность проводить эффективную учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, а также «готовность к самообразованию и самосовершенствованию, соединение исследовательских действий в единое целое, способствующее динамике перехода от исполнительской к творческой деятельности»Внеурочная деятельность в основной школе призвана решать ряд важных задач:
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития обучающихся;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
  • создать условия для свободного общего развития личности;
  • создать условия для развития критического и творческого мышления обучающихся;
  • создать условия для формирования учебно - исследовательской и проектной компетенций.
  • содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.
  • Основными формами организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях являются следующие: исследовательская практика обучающихся;( "Лекарственные растения Белозерского района", "Санитарно-эпидемиологическая служба Белозерского района в годы Великой Отечественной войны", "Пожары в лесах Белозерского района, и их влияние на состояние природной среды", "Прибрежно-водная флора реки Шола", "Заказник "Большая Похта"и др.)
  • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;( "Виртуальная экскурсия в Национальный парк "Русский Север", Экскурсия "По местам Калины Красной" и др.)
  • факультативные занятия, элективные курсы, предполагающие углубленное изучение предмета дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;(Элективный курс "Основы цитологии", "Основы генетики")
  • ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетать в себе работу над учебными исследованиями ("Школьное лесничество "Кедр").
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях.
  • В учебно-исследовательской работе обучающимся могут быть предложены:- разные виды исследований: реферативное, сравнительное, аналитическое;- разные направления исследований: описание объектов исследования; выявление их свойств и факторов, влияющих на изменение свойств объектов исследования; определение характера, вида отношений, качественных и количественных характеристик; определение закономерностей исследования и показателей изменения изучаемых явлений в виде прогнозов.Итогами проектной и исследовательской деятельности будут являться не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.Включение школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Исследовательская деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Очень важно, что в исследовательской  деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа исследования. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.Кроме того, исследовательская деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических экспресс-исследований,  приобретя практические навыки, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Со своими исследовательскими работами мои ученики активно участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня, занимают призовые места, имеют грамоты и дипломы.Источники информации:
  • Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. с. – (Работаем по новым стандартам) Основная школа/ С.В. Третьякова, А.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2014.
  • Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/ авт.-сост. М.М. Бондарчук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Леушкина, Н. А. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности / Н. А. Леушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 32-35. — URL:
  • Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост.Б.А.Татьяннкин.-М.:5 за знания, 2007.-272 с.
  • Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование). 2 изд., стереотип./авт.сост. сост.М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2008.-79 с.