Календарно-тематическое планирование по нетрадиционной аппликации "Забавная аппликация" для детей с ОВЗ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Календарно-тематическое планирование по нетрадиционной аппликации "Забавная аппликация" для детей с ОВЗ.
Автор: Пшонко Ирина Анатольевна

Методическая разработка для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальным нарушением.«Забавная аппликация» - календарно тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности (аппликация) для детей с интеллектуальным нарушением. Аппликация это средство развития мелкой моторики рук детей с интеллектуальным нарушением.Тот, кто хоть раз общался с ребёнком с умственной отсталостью, наверняка имеет представление, как бывает трудно заинтересовать его той или иной практической деятельностью. У таких детей часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограничен запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребёнка в целом и, в частности, на формирование творческих навыков.У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия. Для творческого развития у таких детей недостаточно применения традиционных техник обучения, а именно: составление узоров из бумажных геометрических фигур, предметная аппликация из готовых форм и другие. Большинство детей не умеют держать ножницы, а порой ножницы являются и скрытым фактором опасности для такой категории воспитанников. Для решения данной проблемы существуют нетрадиционные методы аппликации. Аппликация с использованием нетрадиционной техники даёт возможность для развития творческих способностей детей с интеллектуальным нарушением. Использование цветной бумаги, природного материала, разноцветного камня, засушенных листьев — развивает фантазию, творчество, воображение. Процесс изготовления поделок из этих материалов, не только развивают эстетический вкус, пополняют навыки и умения необходимые детям, но и развивают мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.Цель: формировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую и умственную деятельность детей с интеллектуальным нарушением.Задачи:чить детей нетрадиционным техникам аппликации, сочетая различный материал и технику изображения;одействовать овладению воспитанниками нетрадиционных техник аппликации;азвивать познавательную активность, сенсорные процессы, мелкую и крупную моторику, развивать аппликативные умения и навыки;оспитывать трудолюбие, самостоятельность.Использование цветной бумаги, природного материала, разноцветного камня, засушенных листьев - развивает фантазию, творчество, воображение. Процесс изготовления поделок из этих материалов, не только развивают эстетический вкус, пополняют навыки и умения необходимые детям, но и развивают мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.Рекомендации по организации работы в нетрадиционной технике аппликации: Занятия аппликацией играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии детей с нарушением интеллекта. На первом этапе проводится знакомство детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник аппликации: «декупаж», аппликация из природного материала, из мятых бумажных салфеток, из фантиков. Например, при использовании техники «декупаж» каждому ребёнку предлагается сначала обклеить бумажной салфеткой диск, а после того, как они высохнут, приклеить на них вырезанные заранее картинки из бумажных салфеток. Очень удобным и практичным материалом считаются бумажные одноразовые тарелки, они могут быть и круглые квадратные, также можно использовать СD диски. Опыт показывает, что дети с умственной отсталостью легко справляются с таким заданием, потому что во время выполнения «декупажа» необходимо наносить большое количество клея на поверхность тарелки или диска, чтобы приклеить сверху салфетку или отдельный фрагмент. Детям удобно удерживать предметы в руке, и они не скользят по столу. В итоге получаются замечательные работы. Занятие а помогают развить у детей любовь к  природе, воспитать бережное отношение  к ней. Создавая картинку, дети сравнивают натуральные предметы с их изображениями, учатся видеть глубину природы, развивают у детей творческое воображение, способность в ворохе сухих листьев увидеть необычные образы. У воспитанников развивается чувство эстетики, ритма, цвета, умение работать точно и аккуратно. В своих композициях дети выражают свой внутренний мир.Аппликация из бумажных комочков и мятой бумаги(бумажныхсалфеток) – замечательное средство для развития силы детских пальчиков, умения координировать движения, видеть результат своей работы в перспективе, воспринимать части образа как единое целое. Увлекательным является процесс подготовки к аппликации - сминание бумаги и формирования комочков. Аппликация из комочков, как и обрывная аппликация, может быть точечной, контурной, плоскостной. В данном случае вместо отрезков бумаги используются смятые комочки бумаги или бумажных салфеток. На втором этапе обучения нетрадиционным техникам аппликации работа усложняется. Дети знакомятся с такими видами аппликации, как обрывная аппликация, из круп, из ниток, из ваты, из ватных дисков, смешивая с другими материалами: бумагой, картоном, пластилином. Аппликация из сыпучих продуктов развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для ребёнка. Такая аппликация выполняется способом вдавливания в пластилин, то есть на небольшой шаблон элемента наносится тонкий слой пластилина, и дети вдавливают какую либо крупу. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации. На третьем этапе используется более сложная техника «торцевание», которая требует более развитую мелкую моторику и координацию движений рук, Торцевание можно выполнить на бумаге, на дисках, на одноразовых тарелках. Технику торцевания из бумажных салфеток на пластилине используют для изготовления объёмных аппликаций. Для этого из пластилина делают заготовку и на неё уже крепятся «торцовочки». Очень эффектно выглядят бабочки, цветы, сезонные деревья, выполненные в этой технике. Способы работы:- обрывание кусочков от листа бумаги;- наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение;- наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток;- наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение;- наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение;- скрепление различных деталей;- скатывание ниток в клубок;- моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков;- комбинирование природных материалов с различными другими материалами.- выкладывание мозаики на пластилиновой основе.Материалы необходимые для нетрадиционных техник аппликации:- бумажные, вискозные салфетки;- крупа, макаронные изделия;- семена подсолнечника или тыквы;- пайетки, пуговицы;- фантики от конфет;- нитки разные по толщине и по цвету;- природный материал (возможно использование засушенных листьев и цветов);- гофрированная бумага;- самоклеющаяся бумага или цветной скотч;- диски CD;- одноразовые тарелки;- пластилин.Нетрадиционные виды аппликации:- аппликация в технике «декупаж»;- аппликация из природного материала;- аппликация из мятой бумаги или салфеток;- аппликация из фантиков;- обрывная аппликация;- аппликация из лоскутков ткани;- аппликация из ваты и ватных дисков;- аппликация из ниток;- аппликация в технике «коллаж»;- аппликация в технике «торцевание».Способы работы в нетрадиционной технике аппликации: На занятиях с детьми с интеллектуальным нарушением используются простые сюжеты: цветок, утёнок, котёнок, солнышко, дождик, травушка-муравушка и т.д. регулярная работа аппликацией позволяет воспитаннику создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальца становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается память, внимание. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение даёт воспитанникам определённый круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить своё место в окружающем социуме.Календарно тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности (аппликация) для детей с интеллектуальным нарушением. «Забавная аппликация» ЗаключениеСчитаю, что аппликация нетрадиционным способом, является интересным и доступным занятием для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребёнка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликации, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.Литература:  Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. /Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ - 2-е изд., перераб. и доп. Пб.: КАРО, 2009.​ Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве – М., 2002;Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание МПросвещение», 2010г.Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», издом «Федоров», 2000г.