Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Алентьева Анастасия Андреевна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИРОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)Факультет Национальной и мировой экономикиКафедра менеджментаКУРСОВАЯ РАБОТАна тему:«Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности»Выполнил (а) студент (ка) гр. Специальность Научный руководительДата сдачи курсовой работы:Дата защиты:Оценка:Ростов-на-Дону2022ВВЕДЕНИЕСегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.Проблема развития творческой активности не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческой активности учащихся.Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.Теоретико-методологической основой исследования явились индивидуально-психологическая теория способностей Б.М. Теплова; концептуальные положения психологии творчества и сотворчества (Д.Б.Богоявленская, Е.П.Варламова, В.Н. Дружинин, В.А. Матюшкин, Я.А.Пономарёв, Е.Л.Яковлева и др.); представления о психологической сущности и структуре творческих способностей(Д.Б.Богоявленская, Л.Б.Ермолаева-Томина, А.Н.Лук, Г.В.Терехова, В.Д.Шадриков и др.), характеризующие данный феномен как сложный, полиструктурный, способный к развитию; теоретические основы художественной педагогики (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, А.И.Савенков, Е.А.Флерина и др.)Исходя из актуальности проблемы нами определенна тема исследования: «Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности».Цель – изучить особенности развития творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.Для выполнения курсовой работы мы определили задачи исследования:1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.2. Дать характеристику различных приемов развития творческой активности у детей в начальной школе.3. Изучить развитие творческой активности у младших школьников во внеурочной деятельности.4. Дать характеристику внеурочным видам деятельности.5. Рассмотреть модели внеурочной деятельности.6. Проанализировать формы организации внеурочной деятельности в рамках ФГОСВ работе мы использовали следующие методы теоретического исследования:анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;классификация;обобщение материалов исследования;Практическая значимость исследования выводы и материалы исследования могут использоваться в учебном процессе общеобразовательных школ.Объект исследования: процесс развития творческой активности младшего школьника.Предмет исследования: программа, нацеленная на развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.Гипотеза исследования: процесс развития творческой активности будет эффективным, если при реализации программы учитывать следующие педагогические условия:- организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ;- создание ситуации успеха;- организация работы в малых группах;- планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания - всестороннего развития личности.Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческая активность»; теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности.Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВХарактеристика творческой активности у младших школьников Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Психологический словарь толкует творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [13; с.107].Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (т.е. решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.В педагогической науке делается также попытка определить и основные компоненты творчества.Выделяются:-перцептивный (наблюдательность, особая концентрация внимания);-интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);-характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) [2; с. 9].Для того чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность», необходимо начать с раскрытия основных понятий «творчество» и «активность». Словарь педагогических терминов дает определения понятиям:Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий -- уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.Творческая личность – личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию.Активность – качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами. По этому критерию активность подразделяется на позитивную и негативную.Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития творческой активности. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.В науке сформировалось несколько подходов к понятию творческая активность, Г.С. Виноградова рассматривает:Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна [6; с. 56]. творческий активность педагогический играТворческая активность - это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность необходима в учебной деятельности [6;с. 56].Выделяются основные компоненты творческой активности учащихся:- потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;- преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам;- готовность к преобразующей деятельности;- сама преобразующая деятельность.Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, умственных приемов, операций:-операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация);-приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана);-общие способы учебной работы (умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать);перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.Творческая деятельность способствует развитию творческой активности младших школьников, субъектом творческой активности являются творческие способности, в том числе и игра. Показателем творческого развития является креативность.«Креативность - способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Это те самые творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт его деятельности» [6; с. 45].На современном этапе сущность креативности определяется чаще всего альтернативно: как формально-динамическая или содержательная характеристика личности, либо ее отдельных областей (перцептивной, когнитивной), как свойство психики. Под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решениюТаким образом, творчество – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок. При обсуждении проблемы творческой активности личности, креативности, прежде всего, встает вопрос об их критериях. Для определения уровня творческой активности Г.С. Виноградова выделила 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих творческую активность [1; с. 25].Среди них:-Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;-Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;-Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;-Любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;-Способность к разработке гипотезы;-Ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;-Фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;-Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;-Способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д.Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы нами определенно понятия: «творчество», «активность», «творческая активность», «творческая личность», мы определили основные компоненты и критерии развития творческой активности.В данной главе мы рассмотрели творческую активность как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность - это устойчивое, интегративное качество, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы.Младший школьный возраст является узловым в развитии творческой активности. Именно в этот период происходят кардинальные изменения в ее содержании, структуре, средствах и движущих силах: приход в школу, систематическое изучение основных научных дисциплин, получение информации в тех сферах познания, которые ранее были ему недоступны. Овладение учебной деятельностью обогащает его новыми средствами познания, он начинает овладевать такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и др. Учебная деятельность ставит ребенка в ситуации оценочного отношения к себе, к деятельности, ее задачам, целям, процессам и результатам.В ходе учебной деятельности идет направленное развитие процессов целеполагания, развиваются регулятивные функции, самосознание, которое влияет на познавательную деятельность. Развитие механизмов саморегуляции расширяет границы самостоятельности ребенка, позволяет ему оценивать себя с разных сторон, выделять цели и задачи познания, способствует овладению средствами их достижения1, с. 55.В этот период у ребенка усложняются мотивы как учебной, так и познавательной деятельности. Познавательная потребность, оставаясь основой познавательной активности, обогащается и рядом компонентов, составляющих его мотивационную сферу. В силу вступают такие стимулы, как стремление к самоуважению, самоактуализации и самореализации. Рост самостоятельности младших школьников делает их более мобильными в поиске новой информации, способов и средств удовлетворения своих познавательных интересов и устремлений. Развитие этих сторон психики ведет к тому, что познавательная активность младшего школьника широко опосредуется личностными новообразованиями, связанными с развитием самосознания, целеполагания, мотивационной сферы.Познавательная активность является одной из характеристик самостоятельности творчески мыслящей личности, в связи с чем изучение ее психических проявлений, условий становления входит в число важных задач педагогической психологии. Их решение связано с изучением уровней творческой активности ребенка, выявлением факторов, способствующих ее функционированию, изучением особенностей ее проявления в младшем школьном возрасте, который является сензитивным к формированию психологических механизмов, обеспечивающих развитие его как творческой личности.Творческая активность ребенка в процессе учебной деятельности – одна из форм взаимодействия с реальным миром. В ее основе лежит важнейшая потребность в познавательной деятельности, потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность удовлетворяется в самостоятельных активных творческих действиях и преобразовании исследуемого предмета или явления.Структура творческой направленности ребенка, по мнению H.H. Поддъякова, включает в себя ряд компонентов: потребностно-мотивационный, целеобразование, эмоциональную регуляцию, систему используемых познавательных средств (понятий, образов, исследовательских стратегий), результаты познавательной деятельности, активное творческое отношение ребенка к миру, которое основано на его побуждении к изобретению новых способов действий и видов деятельности, а также способность к творческому мышлению 2, с. 105.Активное творческое отношение личности к миру выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем критического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения.В основе развития познавательной направленности ребенка лежит познавательная активность. Д.Б. Годовикова 3, с. 500 рассматривает познавательную активность ребенка как следствие его ориентировочной исследовательской деятельности в новой ситуации. Познавательная активность ребенка является характеристикой, которая пронизывает все виды его деятельности, выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.В данной работе мы ставили цель изучить творческую активность ребенка с точки зрения его способности к творческому мышлению, к исследованию его творческой направленности. В основу объяснения роли творческой активности ребенка, направленной на развитие творческого мышления, легли работы Л.С. Выготского, который ввел понятие динамической смысловой системы, Д.А. Леонтьева, который разработал психологическую теорию человеческой деятельности как сложной динамической системы, а также основоположников системно-динамического подхода – Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского, O.K. Тихомирова, А.Г. Асмолова4, с. 308. Движущей силой познавательного саморазвития ребенка является фундаментальная потребность не только во внешних впечатлениях, но и в обновлении собственных психических образований, отражающих его внутренний психический мир. При этом ребенок концентрируется именно на способах исследования, а внешние предметы служат лишь средством, на которых эти способы могут быть апробированы.Творческая направленность личности формируется в соответствии с общими законами развития, стимулирует развитие психических процессов и личности ребенка, служит основой обучения. К внешним условиям, влияющим на развитие творческой направленности, можно отнести семейные, образовательные, социальные, культурные, социально-психологические и другие факторы.Особенностями творческого мышления младших школьников является непосредственность восприятия и использование познавательного опыта, опора на привычную информацию, эмоциональная окрашенность любого интеллектуального решения, использование рефлексии, внутреннего плана действий и анализа в мыслительной деятельности, укрепление интеллектуальных и эмоциональных предвосхищений при решении мыслительных задач, конкретная образность мышления, подчиненность словесному мышлению, опора на формирующуюся сферу интересов.История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще 5, с. 200.Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству.Активность, по мнению Н.А. Бердяева 6, с. 78, как философская категория отражает «способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию» со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также «интенсивность этого процесса, его меру».Критерии замера и оценки творческой активности у младших школьниковПроблема развития творческой активности в педагогической практике традиционно сводится к приёмам и способам активизации мышления. В области психологии она занимает на современном этапе особое место среди научных разработок, направленных на повышение эффективности творческой деятельности, но эта проблема мало изучена с педагогических позиций. Решить данную проблему в значительной степени позволит определение содержания творческой активности младших школьников и разработка организационно-педагогических условий развития творческой активности учащихся на 1 ступени общего среднего образования в процессе эстетического воспитания 7, с. 43. Творческая активность младших школьников рассматривается нами как мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в неё, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию ребёнка в процессе творчества. Развитие творческой активности младших школьников в процессе эстетического воспитания эффективно осуществляется в художественной творческой деятельности, основанной на использовании синтеза искусств. Музыкально-сценическое представление и его разновидность – детская опера – являются наиболее эффективными формами развития творческой активности учащихся начальных классов, так как позволяют оптимально реализовать воспитательные возможности синтеза искусств и развить такие характеристики личности, как: игровой, интеллектуальный и эстетический опыт; художественно-творческие способности; самостоятельность и инициативность; воображение и фантазию; эмоциональную отзывчивость; наличие мотивации к самосовершенствованию 10, с. 234. Основанием для педагогической диагностики уровней творческой активности младших школьников являются следующие критерии: самостоятельность включения в художественную творческую деятельность; умение находить собственную интерпретацию выполняемого задания; степень эмоциональных проявлений. Основными организационно-педагогическими условиями стимулирования творческой активности учащихся 1 – 2 классов, определяющими положительную динамику её уровней, являются: создание на занятиях обстановки комфорта, обеспечивающей у учащихся состояние вдохновения и внутренней раскованности; обеспечение школьникам свободы выбора предметов и средств деятельности для творческого самовыражения; использование форм регуляции поведения, предполагающих необходимую свободу творчества и развивающих у детей чувство доверия к педагогу; отсутствие соревнования; использование активных форм организации художественной творческой деятельности с актуализацией игровых творческих ситуаций; создание на занятиях обстановки, соответствующей требованиям эстетики; поощрение проявления фантазии и инициативы, а также двигательной, познавательной и творческой активности; ориентация на поиск художественного решения в деятельности и проявление самостоятельности; поощрение положительных переживаний, возникающих у детей в процессе художественной творческой деятельности; создание воспитывающих ситуаций открытия эстетической значимости, присвоения исполнительских умений, творческого самовыражения, успеха в художественной творческой деятельности; направленность на творческое совершенствование исполнительских умений; формирование положительной мотивации включения в художественную творческую деятельность 9, с. 19. Включение младших школьников в процесс эстетического воспитания способствует формированию эстетических чувств, восприятия, интереса, а также эстетической потребности, выражающейся в стремлении к преобразовательным действиям. Правильно организованный процесс воспитания младших школьников позволяет не только реализовать основные задачи эстетического воспитания детей данной возрастной категории, но и сформировать творческую активность ребенка, а значит, заложить основы творческого потенциала личности.Проблема творческой активности личности актуальна в современном мире. Каждая страна должна заботиться о творческом потенциале общества в целом и для каждого человека в частности. Это связано с уровнем общего образования и вниманием к развитию творческих способностей личности, предоставлению возможности выявить и раскрыть его талант. Как свидетельствует опыт цивилизованных стран мира, человек, способный генерировать идеи, использовать знания и умения в новых ситуациях, комфортно чувствует себя и в нестабильных социальных условиях, скорее умеет найти свое место в обществе 5, с.150.Стимулирование – процесс и методы внешнего побуждения человека к тому или иному поведению, деятельности.Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем и, как результат, они зачастую психологически отвергаются учителем и сверстниками.Одним из путей формирования творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учениками является создание атмосферы сотрудничества, когда интересы и усилия учащихся и учителя в решении познавательных задач объединяются, между ними устанавливаются деловые межличностные отношения.Атмосфера в классе должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие учащихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают, что их участие приветствуется и ценится.Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет учащимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного познавательного конфликта.Еще одним важным моментом формирования межличностных отношений и проявления творческой активности ребят является поощрение и обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой – обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически, самостоятельно мыслить, овладеть умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями других. Важно правильно организовать дискуссию с тем, чтобы дать возможность попробовать свои силы, как активным школьникам, так и детям робким, застенчивым, с неустойчивой или заниженной самооценкой. Когда ребенок видит, что соображения, точки зрения, утверждения его и его товарищей внимательно, серьезно рассматриваются, он по-новому переживает свои успехи и успехи одноклассников, стремимся максимально раскрыть свои творческие возможности. [2, с.76]В настоящее время все большее значение приобретает развитие таких свойств личности, которые дают возможность творчески использовать полученные знания. А именно – развитие творческих свойств ребенка как способность генерировать идеи, применять знания и умения в новой ситуации, гибкость ума. Сегодня существует реальная потребность общества в интенсивном развитии интеллектуального потенциала каждого человека. Талант ребенка является стержнем, вокруг которого формируется и развивается его личность. А выявление и развитие таланта возможно в современных педагогических условиях внешкольных учебных заведений. Занятия во внешкольных учреждениях, являясь необязательными, естественно «достраивают» незаполненные промежутки социального становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях благотворно влияет на школьников, способствует свободному общению в среде ровесников, с которыми ребенок считает себя теснейшим образом связанным и авторитет которых для него бесспорен. В то же время переживание успеха вызывает положительное отношение к творческой деятельности, способствует приобретению определенного жизненного опыта, навыков самостоятельной деятельности и поведения, т.е. постепенно осуществляется становление тех свойств и качеств, которые являются составляющими творческой личности 12, с.290.Сегодня важно с детства формировать и постоянно развивать творчески активного ребенка. Мы должны научить каждого ученика самостоятельно мыслить, действовать в нестандартных условиях, творчески подходить к решению проблем и задач.С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования творческой активности потому, что в этом возрасте ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть в этом возрасте формирование личности приобретает сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стало обучение – эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами 6, с.19.В младшем школьном возрасте в первые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовлетворения, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.Трудность в решении проблем обучения непосредственно связана с психологическими закономерностями и условиями развития всей системы познавательных процессов – восприятия и понимания, памяти и мышления.Большое место мы уделяем поисковой и исследовательской активности, составляющей начальные этапы развития творчества, придаем большое значение познавательным потребностям как внутреннему источнику развития на пути к творчеству, равноправному диалогу как непременному психологическому и педагогическому условию развития творческого звена в познавательной сфере личности.Межличностные отношения школьников во многом зависят от возрастных особенностей детей. Зная их и учитывая в своей работе, учитель всегда поможет ребенку в создании таких межличностных отношений в классе, которые не будут служить источником возникновения психологических барьеров для возможностей творческого самовыражения.Психологические барьеры: интеллектуальные, эмоциональные, личностные.Поддержка и развитие творческой активности учащихся могут осуществляться разными путями. Одни приемы и методы будут пригодны для одних детей, другие – для других.Очень важно для создания взаимного доверия и активизации познавательной творческой активности ребят выражать поддержку в отношении отдельных учеников, их успехов. Это научит и самих детей радоваться достижениям своих одноклассников, позволит формировать правильные отношения между ними. Не менее важно и выражение учителем своего отношения к неудачам школьника. Он должен выразить, что готов прийти на помощь, понимая это как временную неудачу, которая преодолима. Отреагировать на нее можно по-разному: «Давай попробуем еще раз», «ты не огорчайся, это случается… Давай вместе попробуем еще раз», «Это я думаю, случайность. Давай вместе разберемся, почему так вышло», «Я думаю, тебе надо просто сосредоточиться. Если ты хочешь, я тебе помогу» и т.п.Развитие способностей, т.е. качественное и количественное изменение всей структуры возможностей ребенка, происходит за счет усложнения способов удовлетворения познавательной потребности. Сам ребенок, выбирая более трудную познавательную деятельность и выполняя ее не по принуждению, а в силу познавательной потребности, т.е. с радостью, фактически сам развивает свои способности. В этом случае происходит именно самовоспитание способностей.Оптимальными условиями для самовоспитания способностей являются следующие:а) обстановка в семье и школе, способствующая высокой самооценке ребенка;б) радость и удовольствие от выполнения умственной деятельности;в) возможность выбора самим ребенком своих занятий, а в конечном итоге тех способов исследовательской деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам, степени подготовленности, личности ребенка в целом.[6, с. 20].Выводы по 1 главе:Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Превращение ценностей культуры, социума в ценности личности есть процесс воспитания. Какие же качества имеют значение, вес в реальной жизненной практике?К сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Обучение носит репродуктивный характер, сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий. А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования.Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях в детском саду по изобразительной деятельности, музыкальной, на занятиях познавательного цикла, при организации наблюдений детей за окружающей жизнью. Развитие на специально организованных занятиях способов «вслушивании» в образный мир искусства, в звуки краски природного и предметного мира –это и есть путь, по которому развивается творчество. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.