Краткосрочный проект "Юные исследователи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Краткосрочный проект "Юные исследователи"
Автор: Авдей Анастасия Евгеньевна
Информационная карта проекта.Полное название проекта: «Юные исследователи» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.Возраст детей: 6-7 лет.Проблема: Недостаточная развитый интерес дошкольников к окружающему миру, желание осваивать что то новое. Мало развитая поисковая деятельность, плохой процесс усвоения знаний, умений и навыков.Актуальность: Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в успешности его обучения в школе. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как?).Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Н.Н. Поддьяков дал следующее определение понятию «детскому экспериментированию»: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения . Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей. Что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.Это нетрадиционный подход в образовании дошкольников позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Н.Н. Поддьяков дал следующее определение понятию «детскому экспериментированию»: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения . Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как?).Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей. Что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-симвческому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);- развивать наблюдательность;- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.Ожидаемые результаты.Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.Продукт проектной деятельности:Выставка фотографий «Юные исследователи»Совместный поход « Посмотри что вокруг»Приобретение и разработка центра для экспериментирования «Научная лаборатория» Участие в конкурсе ДОУ «Лучший экспериментальный центр»Интеллектуальное развлечение «Что? Где? Когда?»Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечениеНазвание итогового мероприятия проекта: Интеллектуальное развлечение «Что? Где? Когда?»План проекта.Эксперимент: «Послушный ветерок»Опыт № 1. «».Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли ? Почему нет?Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.Опыт № 2. «Воздух не видим и прозрачен».Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.Опыт № 3. «Буря в стакане».Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).Опыт № 4. «Весёлая полоска».Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.Материал: Полоска бумаги.Ход:Будем мы сейчас игратьИ полоску оживлятьРаз, два, три – посмотри!Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она лёгкая)Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам – на неё действует сила воздуха).Полоску бумаги прижать к стене и сильно подуть на неё, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (на неё действует сила воздуха).Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска «запрыгает», как лягушка).Вывод: Полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.Опыт № 5. «Танец горошин».Цель: Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.Материал: Баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.Ход: Воспитатель: Давайте научим горох плавать и танцевать.Дети в баночку с водой опускают 4 горошины и трубочку, дуют в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.Вывод: Когда воздух через трубочку шёл медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возросла. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.Опыт № 6. «Послушный ветерок».Цель: Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.Материал: Ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.Ход:Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе.Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (кораблик плывёт медленно).Дети дуют с силой (кораблик плывёт быстрее и может перевернуться).Вывод: При слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.Конспект: Игры – опыты «Прятки с водой»; окрашивание воды.Место проведения: группаЦель: дать детям знания о свойствах воды, развивать связную речь, воспитывать желание помочь герою в беде.Материал: аквариум с водой, ключик, мелкие пластмассовые игрушки, стаканчики с водой и краски с кисточкой на каждого ребенкаПредварительная работа: потешки о воде во время умывания, рассматривание рыбок в аквариуме.Ход:Приветствие гостей.Раздается стук в дверь.Воспитатель: Ой, кто-то еще спешит к нам в гости!Вбегает Буратино.Буратино: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!Воспитатель: Ребята, а вы узнали, кто к нам пришел?Дети: Да! Буратино!Дети здороваются с Буратино.Воспитатель: Буратино, а что у тебя в руке?Буратино: Это золотой ключик. Злой Карабас Барабас хочет отнять его у меня. Вот я и убежал из своей сказки, чтобы спрятать свой ключик от Карабаса Барабаса. Можно я спрячу его здесь в группе?Воспитатель: Конечно можно.Буратино: Куда же мне спрятать золотой ключик?Ищет место, где спрятать ключик, вдруг видит аквариум с водой.Буратино: О! Придумал! Я спрячу свой ключик, в этом аквариуме.Кладет свой ключик в аквариум и потирает руки.Буратино: Теперь Карабас Барабас никогда не найдет мой ключик!Воспитатель: Ребята, пойдем и посмотрим, как вы думаете, хорошо спрятал Буратино свой ключик?Дети: Нет!Воспитатель: Может злой Карабас Барабас найти ключик в воде?Дети: Да!Воспитатель: А почему Карабас Барабас легко сможет найти ключик в этой воде? Какая она?Дети: Чистая, прозрачная и ключик видно.Воспитатель: Правильно! Молодцы!Уточняет ответы детей.Буратино: Ой, ну что же мне делать? Как же спрятать ключик?Воспитатель: Не отчаивайся, Буратино, наши ребятишки покажут тебе, как можно спрятать любой предмет в воде так, что его не будет видно, и никто его не найдет.Буратино: Помогите, научите, покажите! А можно я вместе с вами буду учиться прятать свой ключик в воде?Воспитатель: Конечно Буратино!Воспитатель предлагает детям пройти за столы и напоминает, что за столом надо сидеть прямо.Воспитатель: Ребята, перед вами стаканчики. В них налита водичка. Какая она?Дети: Чистая, прозрачная.Воспитатель: Если мы опустим в нее игрушки, их будет видно?Дети: Да!Воспитатель: Тогда подумаем, как можно спрятать игрушки в воде, чтобы их не было видно? Что нужно сделать с водичкой?Дети: Покрасить ее!Воспитатель: Молодцы! Правильно! Что нам нужно для того, чтобы покрасить нашу водичку?Дети: Краски!Воспитатель: Хорошо, а чем будем набирать краску? Что нам еще нужно?Дети: Кисточки!Воспитатель предлагает взять кисточку в правую руку, набрать на нее краску и начинать красить воду, не забывая придерживать стаканчик левой рукой. Буратино тоже красит воду. Дети красят воду, а воспитатель у каждого спрашивает какого цвета у него получается вода, после окрашивания воспитатель напоминает, что кисточку нужно положить на место.Воспитатель: Воду мы покрасили. Какая стала вода в ваших стаканчиках?Дети: Цветная, непрозрачная.Воспитатель: А теперь возьмите свою игрушку и опустите в стаканчик.Дети выполняют задание.Воспитатель: Теперь давайте посмотрим, видны игрушки в такой воде?Дети: Нет!Воспитатель: Буратино, у тебя получилось спрятать свой ключик?Буратино: Получилось! Моего ключика не видно! Карабас Барабас не найдет его!Воспитатель: Мы рады, что помогли тебе. И запомни, в какой воде все видно?Буратино и дети: В прозрачной и чистой!Воспитатель: А в какой воде предметы не видны?Буратино и дети: В цветной и непрозрачной!Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня потрудились, можно и отдохнуть.Воспитатель приглашает детей и Буратино в круг, начинается физминутка «Буратино»:Деревянный Буратино жил в одной известной сказке.У него длиннющий носик и голубенькие глазки.У него колпак в полоску и красивые штанишки,Но однажды Буратино убежал из нашей книжки!Буратино: Песенка замечательная, но мне пора возвращаться в свою сказку. А можно я заберу свой ключик в банке, чтобы Карабас Барабас его не увидел?Воспитатель и дети: Конечно, можно!Буратино: До свидания, дети.Воспитатель и дети: До свидания! Приходи к нам еще!Буратино: Обязательно!Конспект «»Цель : Дать представление о том, что люди дышать воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.Задачи: Развивать у детей желание экспериментировать, воспитывать усидчивость и любознательность. Дать знания детям о значимости воздуха.Атрибуты для работы : Кукла Маша, коктельные трубочки, стаканчики одноразовые, песок, вода.Ход занятийВоспитатель приглашает к детям их хорошую знакомую Куклу Машу и интригует ребят.Воспитатель: Дорогие ребята к вам в гости пришла кукла Маша и у нее очень интересные подарки для нас. Хотите узнать!Ответы детей.Воспитатель: У нее для нас очень интересные палочки.! А кто знает для чего они нужны?Ответы детей.Воспитатель: Правильно ребята! Это соломинки для вкусных коктелей и сока. Но пить из них мы сейчас не будем, мы будем играть с ними. (раздает стаканчики с водой)Дети берут соломинки и по сигналу воспитателя дуют в трубочки и вода начинает бурлить. Когда дети вдоволь повеселятся, то воспитатель начнет спрашивать ребят, что они делали и что получилось.Воспитатель: Правильно ребята, вы дули в трубочки и у вас было много пузырей. А получаются они, потому что ваш воздух выходит из вас в воду и поэтому получаются пузыри.А давайте поиграем в веселый пузырь (Игра «Веселый Пузырь»)Затем воспитатель дает детям возможность присесть снова за столы и предлагает детям взять свои «соломинки» и подуть уже в подготовленный сухой песок. Дети играют.Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас вы увидели силу воздуха, что он не только может осилить воду, но разогнать более твердые и сухие предметы.Воспитатель : Ребята а кто знает где же живет воздух? (ответы детей) А у нас он живет в легких (картинка) А сейчас давайте потренируем наши легкие (дыхательная гимнастика «Свечка»)Заключительная часть :Воспитатель : Ребята! Мы сегодня молодцы! помогли Маше поиграть, узнали, что в нас живет воздух, который помогает нам дышать и имеет огромную силу. Делает пузыри и раздувает сухой песок. А еще у нас есть орган, который хранит в нас этот веселый воздух.Чтение стихотворений Ф. Бобылева «Шар воздушный, шаловливый…»Бык мычит две буквы: - Му!- Мяу! – кот сказал ему. –Слышал? Значит, мы, коты,Знаем больше букв, чем ты!(Г. Виеру)Говорят: часы стоят,Говорят: часы спешат,Говорят: часы идут,Но немножко отстают.Мы смотрели с Мишкойвместе,А часы стоят на месте.(В. Орлов)Шар воздушный,Шаловливый,НепослушныйВместе с ветром убежал.А куда?И не сказал.(Ф. Бобылев)Конспект игровой ситуации «Определи место для предмета» для средней группыЦели: Уточнять представления детей о труде взрослого; познакомить с предметами, облегчающими труд человека. Учить детей классифицировать предметы по способу использования.Материал: Кукла Незнайка, картинки с профессиями (повар, парикмахер, художник, доктор, швея) карточки с загадками, карточки с картинками предметов орудия труда для этих профессий.Ход занятия:Ребята смотрите! Кто пришёл к нам гости? (Незнайка)А вы знаете зачем он к нам пришёл?Он пришёл к вам за помощью. Вы хотите ему помочь?У Незнайки есть картинки с разными профессиями, но он в них совсем не разбирается. Незнайка не знает ни одной профессии. А ещё у него есть загадки, которые он совсем не умеет отгадывать. Поможете ему их отгадать? (Садимся на стульчики) Ребята я вам дам подсказку, отгадки этих загадок будут название профессий, изображённых на этих картинках.Ходит в белом колпакеС поварёшкою в руке.Он готовит нам обед:Кашу, щи и винегрет. (Повар)Ножницы, шампунь, расческа,Всем я делаю прически,Стригу и взрослых, и детей.Отгадай меня скорей! (Парикмахер)У меня есть карандаш,Разноцветная гуашь,Акварель, палитра, кистьИ бумаги плотный лист,А еще – мольберт-треножник,Потому что я …(Художник)Кто халат белый надел,Градусник поставил,Всем пилюли пить велел,И рецепт оставил?(доктор)Шью, крою, снимаю меркиПриглашаю на примерки!Мне в работе помогла-Не поверите-игла.Без неё не будет толка.Берегу свою иголку! (Швея)Молодцы все загадки отгадали. Давайте ещё раз повторим для Незнайки профессии, которые изображены на этих картинках. И расскажем, что делает этот человек. (Показываю картинку – дети отвечают)Человек, который всех лечит.Человек, который делает красивые причёски.Человек, который вкусно готовит.Человек, который рисует картины.Человек, который красиво шьёт.Молодцы!А ещё Незнайка принёс карточки с изображением предметами труда. Только они у него перемешались (Высыпаю) Смотрите здесь есть градусник, краски, кастрюля …Как вы думаете, как всё это можно назвать одним словом?(Орудие труда) Орудие труда - это предметы, которые облегчают труд человека. У каждой профессии орудие труда свои. Давайте мы сейчас с вами разложим эти картинки человеку той профессии, которой этот предмет необходим. (Дети берут по одной картинке, садятся на место, рассматривают её и по очереди называют свой предмет и кладут к нужной профессии.)Незнайка вместе с детьми проверяет всё ли правильно. Задаёт вопросы для чего нужен тот или иной предмет.Незнайка (радостно) я всё понял спасибо!Предлагает поиграть в игру «Да- Нет» (Дети стоят в кругу, если ДА дети поднимают руки вверх и говорят ДА, если НЕТ садятся на корточки и говорят НЕТ)Незнайка говорит всем спасибо, благодарит за помощь и дарит детям карточки для дидактической игры «профессии» и прощается.Проблемная ситуация «Как и почему вода льется?»Цель: Формировать элементарные знания о воде, ее свойствах.Задачи:- Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования;- Формировать представления о свойствах воды (прозрачная и может окрашиваться в разные цвета; в воде деревянные предметы плавают, а металлические тонут; вода растворяет сахар и соль но не растворяет песок);-Учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.-Развивать мышление, любознательность, речевые навыки; - Развивать познавательные интересы, наблюдательность, смекалку;Дидактический материал:- 3 стола;- 5 ёмкостей (прозрачные);- 7-8 деревянных и металлических предметов;- ёмкости с солью, с сахаром (кусковой);- 3 ложки;- магнитная доска;- наглядный иллюстративный материал – схемы (опыты с водой);Раздаточный материал:- картонные фигурки в форме капли (по количеству детей);- схематическое изображение корабликов (по количеству детей);Методы: Наглядный (демонстрация опытов),дидактический, словесный, практический, игровой.Приёмы: Игра, беседа, демонстрация, практические действия.Форма: Элементарная исследовательская деятельность по подгруппам.Ход:Вводная часть.Воспитатель: Посмотрите, в нашем волшебном сундучке что-то есть. Давайте отгадаем, что там лежит? Отгадать нам помогут музыка и стихотворение. Послушаем музыку, а затем стихотворение.Дети и воспитатель слушают музыкальный отрывок.Воспитатель: *** Чудеса творит водица, Не устали мы дивиться – Кораблям доплыть поможет, Рыбку спать она уложит. И желанна каждый час Вода – волшебница у нас. ***Воспитатель: Ребята, про что, стихотворение?Дети отвечают: Про воду! Воду-волшебницу!Воспитатель показывает воду в прозрачной емкости, из сундучка.Воспитатель: Дети, хотите узнать, почему вода – волшебная?Дети отвечают: Да!Воспитатель: Сейчас, мы с вами превратимся в учёных – волшебников. Воспитатель раздаёт шапочки и фартуки детям, помогает одеть.Основная часть.Воспитатель: Представьте, что мы с вами в волшебной комнате, в которой будут происходить разные чудеса с водой.Воспитатель: ПЕРВОЕ ЧУДО – я могу превратить воду в любой цвет!Воспитатель, по желанию детей, берёт несколько помощников – детей.Воспитатель: В какой цвет, превратить нашу волшебную – воду?Дети отвечают: Синий, красный, желтый…Воспитатель и помощники превращают воду… Воспитатель, и дети смотрят результат превращения…Воспитатель: Ребята, почему наша вода может быть разноцветной?Дети отвечают: Вода бесцветная.Воспитатель: Она бесцветная, поэтому, её можно окрасить в любой цвет, по желанию. Воспитатель и дети переходят к следующему столу, где стоит ёмкость с водой, лежат металлические и деревянные предметы.Воспитатель: Посмотрите, ребята, на столе лежат предметы. Обращает внимание на деревянные предметы. Из чего, они сделаны?Дети отвечают: Из дерева. Воспитатель: Как, вы думаете, деревянные предметы плавают или тонут в воде?Дети отвечают: Да! Тонут! Плавают!Воспитатель: Хотите, проверить ВТОРОЕ ЧУДО? Дети отвечают хором: Да!Воспитатель: Уважаемые, волшебники, возьмите по предмету (деревянному) и опустите в воду. Что с ними произошло?Дети отвечают: Они плавают. Не тонут.Воспитатель: Почему?Дети отвечают: Они деревянные. Лёгкие. Поэтому, и не тонут!Воспитатель: Правильно! Молодцы!Воспитатель: На столе, еще лежат предметы. Из чего, они сделаны? Какие они?Дети внимательно рассматривают и отвечают хором: Металлические.Воспитатель: Как, вы думаете, они утонут в воде, или будут плавать?Дети отвечают: Утонут! Будут плавать!Воспитатель: Давайте, проверим! Возьмите по предмету (металлическому) и опустите в воду. Что с ними произошло?Дети отвечают хором: Они утонули!Воспитатель: Почему?Дети отвечают: Потому что, металлические.Воспитатель дополняет ответ детей: Эти предметы утонули, потому что, они сделаны из металла. А, как известно, металл – тяжелый.Воспитатель: Давайте, проверим ТРЕТЬЕ ЧУДО!Воспитатель и дети переходят к следующему столу, на нём 3 небольшие прозрачные ёмкости с водой, миски с сахаром, солью и песком.Воспитатель: Уважаемые, волшебники, как вы думаете, что находится в мисках?Дети, внимательно рассматривают и отвечают: Песок ,камушки.Воспитатель: Правильно! Тут находятся: песок, камушки, а еще сахар и соль. Хотите, проверить, какие чудеса произойдут с ними?Дети отвечают хором: Да!Воспитатель: Найдите себе помощников из группы, договоритесь между собой, кто будет проверять соль, кто из вас будет проверять сахар, а кто песок. В одну ёмкость с водой положите сахар, далее размешайте.Дети приступили к выполнению задания.Воспитатель: Что произошло с сахаром? Он исчез из воды?Дети отвечают: Его, нет в миске. Он исчез. Сахар стал невидимым.Воспитатель дополняет: Вода растворила сахар, он стал невидим, но остался в воде. Далее, проверьте соль. Расскажите, что произошло?Дети: волшебники приступили к выполнению следующего задания.Дети отвечают: Соль стала невидима. Вода растворила соль. Соль осталась в воде.Воспитатель: Правильно, дети! Молодцы! А, теперь, проверьте песок. Что с ним произойдет?Дети отвечают: Он не растворился.Воспитатель: Он исчез из воды?Дети отвечают хором: Нет!Воспитатель: Почему?Дети: Песок – это мелкие камушки, наверное, вода не может растворить их. Воспитатель дополняет ответ детей: Песок – это мелкие песчинки, которые вода растворить не может.Садитесь на стульчики (стульчики стоят полукругом перед магнитной доской).Заключительная часть.Воспитатель: Расскажите, что нового, вы узнали, в волшебной комнате о волшебнице – воде?Дети отвечают: *Вода бесцветная, и может быть окрашенной;* В воде деревянные предметы плавают, не тонут. А, металлические предметы тонут в воде; * Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок.Воспитатель выставляет на магнитной доске – карточки-схемы о свойстве воды, для повторения (закрепления) темы. Дети активно отвечают, на поставленные вопросы воспитателя.Воспитатель: Волшебники – ребята, запомните, то, что узнали о волшебнице – воде, а она вам дарит частичку себя – капельки. Давайте, с вами прочитаем потешку «От водички, от водицы…».Воспитатель и дети читают потешку: *** От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Дети умываются, Солнце улыбаются! ***Воспитатель: Ребята, давайте, с вами будем беречь нашу волшебницу – воду и дома, и в садике! Как, мы будем это делать, я расскажу вам, в следующий раз.Определение перспективы использования полученных качеств:- У детей расширяются знания об окружающей среде (воде и её свойствах);- Дети, способны установить простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;- У детей появляется познавательный интерес, интересуются предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами;- Дети испытывают положительные эмоции от правильного решения познавательных задач, от познавательно-исследовательской деятельности;- Проявляют бережное отношение к природе (воде).Опыт: Свойства мокрого песка.Цель: Познакомить детей со свойствам сухого песка (сыпучесть), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек – песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему мируПредварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.Материал и оборудование: песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.Ход:Отгадайте загадку:Он и жёлтый, и сыпучий,Во дворе насыпан кучей,Если хочешь, можешь братьИ играть (песок)Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?Дети по очереди рассказывают, что знают о пескеВоспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницыДавайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте её на тарелочку.-Легко ли сыплется песок (легко)-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий).А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа). Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки). Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.Воспитатель помогает детям сделать вывод, что песок сухой сыпиться, потому что состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу. «Почему не получился куличик?»Цель: Познакомить детей со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличикиМатериал и оборудование: формочки, песок, вода.Ход:Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличикиВоспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответыВоспитатель вместе с детьми делает вывод: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.«Делаем дорожки и узоры из песка»Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.Материал и оборудование: пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком, палочки для рисования, разносы.Ход:Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты.Воспитатель вместе с детьми делает вывод: из сухого можно нарисовать любой узор, потому что он сыпиться, а из мокрого нельзя.« Песок и земля»Цель:Продолжать знакомитьдетей со свойствами песка (рыхлый, может двигаться) и земля (сухая, твёрдая).Материал и оборудование: горшки с песком, банка с землей и два «деревца».Ход:У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться? А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок сухой. Что происходит? Дети: Песок движется. (Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый, может двигаться.« Из чего состоит песок?»Цель: Продолжать детей знакомить со свойствами песка, что он может пропускать воду.Материал и оборудование: тарелочки с песком, баночка с водой.Ход:У вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите? Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду. Физминутка:Мы песчинки, мы песчинкиПокружиться мы не прочь.Мы песчинки, мы песчинкиТанцевали б день и ночь.Встанем дружно все в кружокПолучается песок.«Движение песка».Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка, что он может двигаться если сухой, а мокрый нет.Материал и оборудование: тарелочки с песком, баночка с водой, трубочки.Ход:-Ребята, как вы думайте, песок может двигаться?-А как это проверить?-Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.-Что происходит (он движется)-А теперь подуйте на сырой песок?Что происходит? Да песчинки мокрые и они не движутся.Физминутка:Мы песчинки, мы песчинкиПокружиться мы не прочь.Мы песчинки, мы песчинкиТанцевали б день и ночь.Встанем дружно все в кружокПолучается песок.Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что песок сухой движется, а сырой нет.Наблюдение за растениями – барометрами погоды. с детьми .Цель: познакомить с цветами—барометрами, их названиями и особенностями; учить наблюдать, ухаживать за растущими растениями ; воспитывать бережное отношение к живой природе.Материал: картинки с видами летних цветов, 5-6 леек для полива, столько же грабель, 3 ведёрка, скакалки, мячи.Проведение прогулки.1. Вступление. — Сегодня к нам пришёл в гости Незнайка. Он давно не был в нашем детском саду и очень хочет прогуляться по нему вместе с вами, посмотреть и узнать что изменилось. Особенно он хочет увидеть наш цветник.Уже наступила середина лета. Вокруг всё красиво цветёт, вкусно пахнет. Поэтому становитесь скорее парами и мы отправимся с Незнайкой в путь.--Тёмным лесом, светлым лугом мы шагаем друг за другом.Чтоб цветочки не помять надо ножки поднимать.2. Основная часть. –Вот мы и пришли на цветник. Внимательно посмотрите вокруг себя. Что вы видите? (- Много разных цветов.) Незнайка где-то уже слышал про необычные цветы-барометры и очень хочет их увидеть. Но сначала давайте ему поможем разобраться и понять какие цветы называют барометрами? (- Цветы—барометры –это цветы, которые предсказывают погоду, реагируют на неё изменения своим поведением.)-- Попробуйте отгадать загадки о цветах-барометрах, затем найти нужный цветок на клумбе и показать где он растёт.а) Семена как коготки, жёлто- красные цветки,От горла помогают, кто же их не знает. / Календула/Это универсальное лекарственное растение, которое помогает справляться со многими заболеваниями. В дождливую погоду цветы плотно сжаты.б) Я лезу всё выше и выше, долезу до самой крыши.Пусть не имею рук и ног – недаром я зовусь… /Вьюнок/По цветам вьюнка легко угадать погоду. Если они широко открыты, то дождя не будет.в) Низкий кустик, пышный цвет, лета теплого привет.В белых, розовых цветочках, словно ямочки на щёчках.Засмотрелась и улитка. «Ай да чудо»…/ Маргаритка/За то, что одной из первых после восхода солнца раскрывается называют «око дня» А в переводе с греческого «маргаритка»--жемчужина. И действительно, эти маленькие цветочки кажутся жемчугом на траве. При приближении дождя наклоняют «головку» к земле и закрываются.г) Это цветочки из сказки. В зелёненькой травке пестреют они.Цветочки-раскраски и солнечной ласки их глазки полны. / Анютины глазки/Перед дождём издают душистый аромат, не раскрываются.--Ребята, вы правильно показали цветы—барометры на нашем цветнике. А теперь попробуйте определить какая будет погода по их лепесткам. Если они открыты, то погода будет какая? (--Солнечная.) Если лепестки закрыты, то погода будет… (--Пасмурная.) А теперь немного отдохнём.3. Физминутка (дети выходят на площадку перед цветником) :Для здоровья, настроенья делаем мы упражненье –Руки вверх и руки вниз, на носочках подтянись.То присели, то нагнулись и опять же улыбнулись.4. Практическое задание. –Как вы думаете, чтобы наши цветочки цвели и оставались такими же красивыми что нужно делать? (-- Ухаживать за ними, поливать, убирать сорняки.) Тогда давайте поможем нашим цветам. Сначала уберём все сорняки, которые мешают расти цветам. Затем возьмите грабельки и порыхлите землю вокруг них. А теперь польём их теплой водичкой.Сейчас наша . Нам пора возвращаться на участок, где мы ещё поиграем.5. Подвижная игра «Рыбак и рыбки» (Дети выбирают водящего. Он, «рыбак» берёт один конец скакалки и начинает её раскручивать. В это время воспитанники встают полукругом на площадке перед водящим. Они «рыбки», которые должны перепрыгнуть через скакалку. Кого заденет скакалка, считается пойманным рыбаком. Рыбная ловля продолжает 3-5 минут. Затем выбирается другой водящий.6. Итог занятия. – Ребята, расскажите куда мы с вами сегодня ходили? (-На цветник.) Что мы там делали? (-- Знакомили Незнайку с названиями цветов-барометров, показывали где они растут, ухаживали за ними, поливали.) А теперь определите по картинке цветок, скажите как он правильно называется. // Показ 4-5 картинок. Прощание с Незнайкой.-- Цветы приносят человеку большую пользу, украшают его жизнь, могут лечить и предсказывать погоду. Чтобы таких цветочков было больше, необходимо беречь их, не рвать попусту и не топтать. А, наоборот, больше сажать и ухаживать за растениями. Берегите природу!Эксперимент: «Может ли камень издавать звуки?».«Определение цвета, формы и размера»В.: Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней – камни по цвету, форме и размеру бывают разные.«Определение характера поверхности»В.: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.В.: Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми).«Рассматривание камней через лупу»В.: Как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (Для увеличения предметов) Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и др.). Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (Нет) Какой вывод можно сделать? (Все камни разные)«Определение веса»В.: Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее? (камень) Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее)«Как вода камень разрушает»Цель: смоделировать силу и воздействие воды.Опыт: налить в стеклянную бутылку воды, плотно закрыть и поставить в детское пластмассовое ведро. Если эксперимент проводится зимой, вынести бутылку на мороз, если в теплое время года – поставить в морозильную камеру. Через два часа можно продемонстрировать силу замерзшей воды, которая разрывает бутылку на части. Объяснить детям, что, то же самое происходит и с камнем. Вода, попадающая в трещинки скалы, зимой замерзает и расширяет их. С каждым годом трещины становятся все больше и больше, пока, наконец, от камня не отколется какой-нибудь кусок.« Почему камни бывают разноцветными»Цель: объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов.1) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Предложить детям взять 2-3 цветных кусочка пластилина, скатать каждый кусочек в шарик и поставить их друг на друга. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. С помощью стека разрезать пластилин и рассмотреть полосатые срезы. Объяснить, что проходили миллионы лет, каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один камень. 2) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Взять 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешать их (не до однородного цвета). Стекой разрезать получившийся кусочек. На срезах получатся удивительные узоры. Объяснить, что у детей, кто с силой смешивал разноцветный пластилин, полоски получились узкие, кто делал это слабее – разноцветные полоски получились шире. Также происходит и в природе. Где-то подземные процессы были посильнее, а где-то послабее. 3) Материал: 1-2 кусочка цветного пластилина, рисовые, пшеничные зерна. Предложить детям определить, что тверже: пластилин или зерна. Объяснить, что и в природе одни камни тверже других. Предложить смешать зерна и пластилин (камни потверже и помягче). Вывод: получаются камни с вкраплениями.«Исчезающий мелок»Цель: дать знание о том, что мел – это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Материал: небольшой кусочек мела, уксус, вода, стакан.Опустите мел в стакан с уксусом (уксус разбавлен водой 1:1) и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Объяснить детям, что мел – это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. «Извергающийся вулкан»Цель: показать опытным путем действие вулкана.Материал: модель вулкана (конус из пластилина), сода – 2 ст.л.; для лавы: уксус 1/3 стакана, красный пищевой краситель, капля моющего жидкого средства для посуды.«Лава – лампа»Цель: опытным путем познакомить величиной «плотность веществ».Материал: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, стакан – 500мл. - 1000мл. Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли. Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.«Какими бывают камни»Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. Материалы: разнообразные камни, лупы. Опыт: внимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые. Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Круглые и маленькие. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень Как они стучат? Почему они стучат? Потому что мы их трясем А что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые. Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки, узоры. Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.« Твердый камень» Цель: Сформировать представление о твердости камня. Материалы: камешки, пластилин, монеты.Опыт: возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин мылся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся. Почему, как вы думаете, был слышен шум при постукивании камешек о камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий. Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень – очень твердый. Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые.«Тонет – не тонет» Цель: сформировать представления о свойствах камня. Материалы: Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой.Опыт: дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? (он утонет). Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Может ли камень плавать? Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой - тяжелый. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Давайте проверим: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул. Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.« Камень может издавать звуки?» Цель: сформировать представление о свойствах камня. Материалы: разнообразные камни.Опыт: как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Вывод: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга. « Камни – хамелеоны» Цель: сформировать представления о свойствах камня. Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.Опыт: как вы думаете, камни могут изменить цвет? Предложите детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащите камни из воды. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Мокрые камешки стали темнее. Вывод: мокрые камни меняют цвет. « Рисующие камни» Цель: сформировать представления о свойствах камня. Материалы: небольшие листы фанеры, мел, уголь. Опыт: вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте. Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или углем? Дети рисуют на доске фанеры мелом и углем Чем рисовать лучше? Почему? Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает. «Теплый камешек» Цель: сформировать представление о свойствах камня.Материалы: лампа (солнечная погода), камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета). Опыт: потрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? Зажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? Как вы думаете почему? Возьмите камешек белый и черный, подержите из под лампой. (оставьте на ярком свету). Камешки стали теплые. Какой камень теплее? Черный. Почему черный камень оказался самым теплым? Вывод: черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый. Вспомните, в какой одежде нам жарче летом? « Легкий/ тяжелый»Цель: сформировать представления о свойствах камня.Материалы: камешки разной плотности и величины, весы.Опыт: взять камешки одного размера они будут равные по весу? Как можно проверить это? Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Вывод: пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый. Взять большой пористый камень и маленький плотный. Плотный будет тяжелее. Произвести взвешивание на весах.«Прочный камень»Цель: сформировать представления о свойствах камня.Материалы: камни разной плотности, молоток.Опыт: воспитатель предлагает разбить камешки молотком. Один камень разбился, а другой – нет. Какой камень легче было разбить? Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая. А какой камень не получилось разбить? Гранит, гальку. Так, как он плотный и тяжелый. Гранит и галька прочнее чем мел и пемза. Какие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные? Совместное экспериментирование «Как действуют магниты на предметы»Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, , путем проведения познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:-создать условия для получения детьми знания о качествах и свойствах магнита;- продолжать развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы.- развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.- совершенствовать умение поисковой активности- воспитывать самостоятельность- продолжать формировать коммуникативные навыки общения, навыки сотрудничества и взаимопомощи.Ход занятия:Вводная частьДействие происходит в группе, оборудованной под лабораторию.Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня вновь пришло письмо от нашего профессора Почемучкина. Давайте откроем конверт и посмотрим какое задание он нам приготовил на этот раз.Послание:«Привет ребята. Мы с вами уже узнали свойства воды, воздуха и камня. А теперь я предлагаю вам узнать волшебные свойства магнита. Не забудьте отправить мне результаты своих наблюдений. Удачи вам ребята!»Воспитатель: Вот это задачку нам подкинул профессор Почемучкин? Вы знаете, что такое магнит? (ответы детей). Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Слово "магнит" — получило название по древнему городу Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты с помощью сплава магнитных руд- такие магниты называются искусственными.Для того, чтобы узнать свойства магнита, нам нужно провести что? (опыты). Опыты проводят в лаборатории. Прежде чем приступить давайте повторим правила безопасности при проведении опытов.(дети вспоминают правила безопасности)1. Не кричать.2. Нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества.3. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.4. Каждую вещь нужно класть на место.5. Работать нужно дружно.Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.Основная частьВоспитатель: чтобы узнать о свойствах магнита, нам нужно познакомиться с ним поближе.(Дети подходят к первому столу, на котором лежит большой магнит и исследуют его)(Магнит это тяжелый камень, поверхность его холодная, гладкая, тяжелый-легкий ….)Опыт 1: «Как действуют магниты на предметы»Нам понадобиться: магнит на каждого ребенка, предметы из различных материалов (дерево, стеклянные шарики, металл, бумага, пластмасса, резина)Воспитатель: Ребята, как вы думаете какими свойствами обладает магнит? (притягивать к себе предметы). А все ли предметы может притягивать магнит? Давайте проверим ваше предположение.(Детям предлагается провести опыт по притяжению магнитом предметов из разных материалов)Вывод: Магнит притягивает только предметы из металла.Воспитатель: Как вы думаете, какой магнит сильнее - большой или маленький? (ответы детей). Давайте проведем еще один опыт.Опыт 2: «Чем больше магнит, тем больше его магнитное поле»Нам понадобится: магнит большой и маленький, скрепки.Дети делятся на две команды и прикладывают к магниту скрепки, чтобы получилась цепочкаСколько скрепок притянул маленький магнит? Сколько скрепок притянул большой магнит? Какой магнит сильнее?Вывод: большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.Опыт 3. «Действует ли магнит через другие материалы?»Нам понадобиться: магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань.Воспитатель: А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань.(Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод)(Магнит может притягивать через бумагу, ткань)В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.Воспитатель: Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?(Магнит может действовать через стекло и воду.)Физкультминутка.Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути, а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте и делают наклоны в стороны.Воспитатель: Ребята, хотите я раскрою вам секрет свойства магнита притягивать к себе металлические предметы.Проделаем простенький опыт.Опыт 4: «Магнитное поле»Нам понадобится: магнитная стружка, магнит.В прозрачной коробке стружки лежат.Начнем водить магнитом-Они задрожат.Их магнитное поле ведет за собой,Магнит убираем-И снова покой.(воспитатель показывает опыт и дает детям повторить его.)Вывод: магнит имеет магнитное поле.Воспитатель: Магнит имеет магнитное поле которое и позволяет притягивать предметы.Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его необычные свойства? ( ответы детей: магнитная азбука, магниты для доски.)(воспитатель показывает карточки с использованием магнитов) - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах:• Наушники• Колонки от музыкального центра• Телефонная трубка• Звонки, которые находятся на входных дверях,• В дверцах холодильника,• Даже на банковской карте есть магнитная полоса• В медицине.Заключительная частьВоспитатель: Сегодня мы узнали о свойствах магнита. Теперь давайте отметим наши результаты в карточках.(Дети отмечают в карточке результаты своих опытов)Воспитатель: Мы справились с заданием. С чем мы с вами сегодня познакомились? Какой опыт был для вас трудным? Какой опыт вам больше всего понравился? Нам осталось отправить наши результаты профессору.(Воспитатель складывает в конверт карточки с результатами)Игра-викторина «Что? Где? Когда?»Цели:• Закрепить знания детей о природе;• Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе;• Увлечь детей участием в командной деятельности;• Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);• Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.Предварительная работа:Разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.Материал. Конверты с заданиями-вопросами, песочные часы, волчок со стрелкой, скрипичный ключ, металаллофон, аудиозапись,Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3Ход занятия:Дети вместе с воспитателем становятся в круг.В круг широкий, вижу я,Встали все мои друзья.Мы сейчас по йдем направо,А теперь пойдем налево,В центре круга соберемся,И на место все вернемся.Улыбнемся, подмигнем,И опять играть начнем.Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.В. , а вы любите играть?А игры у вас самые любимые? какие игры вы играете дома? с вами тоже поиграем в игру «Что? Где? Когда?». Посмотрите на наше игровое поле, оно разделено по секторам разных цветов. И на каждом секторе лежит конверт, а в конверте вопросы и нам надо будет на них ответить. За правильный ответ вы получаете баллы. Каждая команда по очереди будет крутить волчок со стрелкой. Куда укажет стрелка, на тот вопрос и будем отвечать. Делимся на две команды, Разминка: с незнайкой- Кого называют кораблём пустыни?1. Страус2. Верблюд3. Лев- Кто шляпу носит, а здороваться не умеет?1. Человек2. Дедушка3. Гриб- Сколько лап у двух медвежат?1. 4 лапы2. 8 лап3. 6 лап- Молодцы! На все вопросы ответили правильно!Первой волчок будет крутить та команда, которая отгадает загадку:Ни начала, ни конца,Ни затылка, ни лица,Но знают все: и млад, и стар,Что она - огромный шар. (Земля)1. Конкурс «Разминка». Представляет собой блиц опрос. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.Вопросы для команды «Солнышко».1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)2. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)3. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые.)4. Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)5. У какого дерева белый ствол? (У березы.)6. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)7. Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)8. Сколько ног у жука? (Шесть.)9. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)10. Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)11.У какого зверя есть иголки? (у ежа.)12.Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)13.Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)14.Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) ^15.Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)16.Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)17.Сколько ног у паука? (Восемь.)Вопросы для команды «Радуга».1.На каком дереве растут желуди? (На дубе.)2.Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)3. Карась, щука, сом, окунь – это ..(рыбы4. У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)5.Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)6. Какая птица лечит деревья? (Дятел.)7. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?(Скворечник.)8. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)9.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)10. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)11.Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)12.У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)15.Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?(Дикие.)16.Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)17.Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.2. Вопросы о растениях:- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух).- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза).- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).- Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом).3. Вопросы о насекомых:- Куда зимой пропадают насекомые? (прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку).- Кто в лесу плетет паутину? (паук).- Сколько крыльев у жука? (четыре).- Чем питается бабочка? ( нектаром).4. Вопросы о птицах:1.Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).2. Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее).3. Назови, каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка).4. Назови, каких зимующих птиц вы знаете? (филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, галка, сорока, ворона, клест, тетерев, голубь, сова, глухарь, свиристель).5 Задание- зимующих птиц посадить на кормушки, а перелётных- в скворечник.6. Вопросы о животных:- У какого домашнего животного есть рога? (корова, коза).- Почему в одних случаях заяц – белый, а в других – серый? ( белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый).7. Но у меня для вас есть ещё одно задание, оно называется «Что не так». Найдите ошибку, скажите правильно.- У волка – лисята. Они живут в логове.- У лисы – медвежата. Они живут в норе.- У ежа – бельчата. Они живут в норке.- У медведя- е жата .Они живут в берлоге.- Молодцы, вот мы с вами и справились.8. Задание. На столах предметы деревянные, пластмассовые, стеклянные. Нужно отобрать стеклянные и деревянные.Рекламная пауза - Физминутка9.Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.1.Длинный – короткий;Снаружи – внутри;Легкий – тяжелый.Вверху – внизу;Толстый – худой;Далеко – близко;2. Большой – маленький;Высокий – низкий;Широкий – узкий;Слева – справа;Вперед – назад;Один – много;10. Задние на смекалку. Отвечают дети и мамы по очереди.? детям: Сколько рогов у двух коров? (4)? мамам: Сколько ушей у трех мышей? (6)? детям: Сколько концов у палки? (2)? мамам: У трех братьев по одной сестренке, сколько всего детей в семье? (4)? детям: Вот грибочки на лужаечке, в желтых шапочках стоят, два грибочка, три грибочка, сколько вместе будет? (5)? мамам: «Если съесть один бублик, останется одна дырка. Если съесть один крендель, останется 2 дырки, но поменьше. На блюдце лежат 10 бубликов и 10 кренделей. Какое количество бубликов и кренделей надо съесть, чтобы дырок осталось поровну? (все бублики и 5 кренделей).? детям: У Васи была шоколадка. Одну часть он съел сам, две отдал папе с мамой, одну часть предложил сестренке и одна часть у него осталась. На сколько частей разделил шоколадку Вася? (5). Молодцы. Справились с заданием. Приступаем к следующему заданию11.Реши пример. Посмотрите, сколько у меня вагончиков. Встаньте парами. Каждой паре я раздам по 1 вагончику. Нам нужно составить поезд. Вот первый вагон. Решаем пример, какой получится ответ, с такой цифры начинается следующий пример. (Дети решают пример, называют цифру, и садятся на места, следующая пара с данной цифрой так же). 12. «Задание на сообразительность». Если услышите правильный ответ, то нужно хлопнуть в ладоши.- утром солнышко встает- по утрам нужно делать зарядку- нельзя умываться по утрам- днем светит луна- утром дети идут в детский сад- ночью люди обедают- вечером вся семья собирается- в неделе семь дней- за понедельником следует среда- после субботы наступает воскресенье- перед пятницей был четверг-всего пять времен года- у 2 мышей 4 уха,- у 3 котов три хвоста14.Литературные вопросы.— Из-за чего заснула спящая красавица?— Что продал Буратино, чтобы попасть в театр?— Во что превратилась карета золушки в полночь?— Что просил старик у золотой рыбки во второй раз?— Кто пришёл в дом к трём медведям?— Кем на самом деле был гадкий утёнок?— От кого убежал колобок?— Как мышка разбила яичко?Ребята, вот и закончились все вопросы. А сейчас мы подведем итоги нашей игры. Капитаны команд, скажите, сколько у вас фишек? Как вы думаете, почему эта команда набрала наибольшее количество красных фишек? А в какой команде больше всего фишек? Какие вопросы вам больше всего понравились?