Актуальные проблемы на уроках технологии (швейное дело)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы на уроках технологии (швейное дело)
Автор: Светлана Викторовна Божевская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)школа-интернат ст-цы БесскорбнойСтатьяАктуальные проблемы на уроках технологии (швейное дело) Учитель: Божевская С.В.Актуальные проблемы на уроках технологии (швейное дело) Общая задача коррекционных классов VIII вида состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду, т.е. социальной адаптации. Поэтому именно трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, является одним из главных условий выполнения этой задачи (подготовки учащихся к самостоятельной жизни) и занимает ведущееместо в коррекционно-образовательном пространстве. На развитие трудовых возможностей учащихся коррекционных классов влияет вся система учебно – воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках технологии в учебных мастерских. В процессе обучения труду учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки технологии создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с отклонениями в психофизическом развитии, в трудовой ипознавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках технологии объясняются, прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Социализация личности ребенка – это процесс усвоения психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст. Именно в это время отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.В тоже время, школьному возрасту, свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому на каждом уроке необходимо создавать такие условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.На уроках швейного дела, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей. Это, прежде всего, специальное оборудование (швейные машины, утюг). Изучением и закрепление знаний по правилам техники безопасности происходит во время всего обучения. Изучение правил происходит по схеме:• Рассказ учителя об устройстве изучаемого оборудования и правила безопасной работы с ним.• Чтение учебника.• Запись текста правила в тетрадь.Это общепризнанная методика. Но если ограничиться только такими видами работ, то учащиеся будут плохо запоминать правила и, главное, не применять их на практике. Для более успешной работы в данном направлении хорошо применять игры, различные ситуации, позволяющие обратить внимание детей на то или иное нарушение по технике безопасности.По мере приобретения первичных трудовых навыков можно видоизменять ситуацию. Занятия такого характера позволяют не только лучше запомнить обучающимся правила, но и почувствовать ответственность взрослого человека. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки.На всех уроках труда необходимо прививать правильные приёмы работы. Работу в этом направлении следует начинать с демонстрации учителем приёмов работы. Так на уроках швейного дела, при знакомстве со швейными машинами, первоначально за швейную машину садится учитель. Он фиксирует внимание учащихся на своей позе, положении рук, месторасположении педали электрической машины. Обращает внимание обучающихся на то, как расположен его позвоночник относительно спинки стула. В дальнейшем, при малейших недочётах учеников, необходимо разбирать, совместно с классом, допущенные ошибки. Так как на уроках швейного дела обучающиеся много сидят, нужно регулярно обращать внимание детей на их позу при работе.На уроках швейного дела, учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отводится на тему « Ремонт одежды». На протяжении всего периода обучения дети проходят эту тему. Они учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивая молнии. На уроках девочкам часто приходится выполнять ремонтные работы как для себя так и для учащихся школы. Такую работу они выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Очень важно сформировать у обучающихся правильный подход к ремонту своей одежды. Дети должны сами уметь и, главное всегда выполнять, посильный ремонт одежды. Если они в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знают как это надо сделать , нужно показать . Но работать они должны сами . В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни.На уроках швейного дела девочки самостоятельно обслуживают себя: выполнить ремонтную работу, ушить, зашить, пришить. На уроках неоднократно учителем демонстрируются возможности по ремонту одежды на личном примере. На своих уроках я часто рассказываю девочкам как правильно подобрать одежду на себя. При изучении тем, связанных с построением выкроек, мы записываем размеры девочек в тетрадь и объясняем выбранный размер соответствующей меркой. На уроках швейного дела обучающиеся получают навыки по пошиву различных видов верхней одежды:- Блуз- Платьев без рукавов- Юбок- Халатов- Головных уборов.- Нательного белья:- Ночных сорочек- ПижамПостельных принадлежностей:- Наволочек- Пододеяльников- Простыней.- Выполняют заказы школы по пошиву фартуков, косынок, салфеток и т.д.Лишь немногие учащиеся будут в дальнейшей жизни шить одежду на себя. Но выполнить качественно ремонт, подогнать одежду для своей фигуры способны многие обучающиеся.На уроках швейного дела девочки получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине .Приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделирование, знакомятся с различными фасонами одежды, производстве влажно-тепловой обработки ткани. Все перечисленные навыки пригодятся девочкам в дальнейшей жизни.Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.Обучение дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются навыки поведения в обществе, отношение к труду, к людям.