"Слуховые гармонические представления на уроках сольфеджио в средних классах ДМШ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Слуховые гармонические представления на уроках сольфеджио в средних классах ДМШ"
Автор: БЕЛАЯ РИММА АЛЬБЕРТОВНА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа им.Ф.И.Шаляпина г.Казани
Открытый урок на тему:
Cлуховые гармонические представления на уроках сольфеджио в средних классах ДМШ
Преподаватель по классу
музыкально-теоретических
дисциплин
Белая Римма Альбертовна
г.Казань, март 2023г.
Слуховые гармонические представления на уроках сольфеджио в 4 классе ДМШ
Цель урока: Закрепление навыков работы над развитием гармонического слуха и развитие творческих навыков учащихся.
Задачи:
Знать основные закономерности гармонического языка
Знать теоретические правила построения аккордов
Осуществлять гармонический анализ нотного текста
Владеть навыками жанрового варьирования
Владеть навыками 2-х и 3-х голосного пения
Умение сочинять мелодию
Владеть навыком подбора аккомпанемента.
Оборудование: фортепиано; доска с магнитами
Наглядные пособия: набор плакатов с правилами
Раздаточный материал: карточки с аккордами
Нотный материал: Е. Давыдова Сольфеджио 4 класс; Г. Калинина Рабочая тетрадь по сольфеджио 4 класс; Г.Фридкин Чтение с листа.
План урока
Организационный момент.
Повторение теоретических основ построения аккордов с использованием плакатов
Ладоинтонационная работа в тональности Ми ь мажоре
Слуховая работа-запись аккордовой цепочки на слухе
Пение сольфеджио мелодии: И.Дунаевский Веселый ветер с
аккомпанементом.
Транспонирование в тональность Ми ь мажор (на 62 вниз)
Исполнение жанровых вариаций учащимися: марш, полька, вальс,
Анализ гармонии по нотному тексту: А.Грибоедов Вальс
Сочинение мелодии на стихи В.Бод Василек, Душистый горошек
10.Итог урока
Ход урока
1. Организационный момент:
Подготовка тетрадей, раздаточного материала, нотных примеров
1.2. Повторение теоретических основ построения аккордов с использованием плакатов
Преподаватель: Что такое гармония?
Ученик: Это аккорды, последовательности аккордов, цепочки аккордов.
Преподаватель: Что такое аккорд?
Ученик: Аккорд-это сочетание 3-х и более звуков, расположенных по терциям или которые могут быть расположены по терциям.
Преподаватель: Какие вы знаете аккорды? Ученик: Трезвучие, септаккорд.
Преподаватель: Какие аккорды состоят из 3-х звуков? Ученик: Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Преподаватель: Назовите главные трезвучия лада.
Преподаватель: Покажите на плакате краску побочных трезвучий
Преподаватель: Какие септаккорды вы знаете? Покажите их на плакате.
Преподаватель: Что такое плавное голосоведение в трезвучиях и их обращениях?
Ученик: Трезвучия применяются в обращении. Общие звуки аккордов остаются на месте.
З. Ладо-интонационная работа в тональности Ми ь мажор
Задания:
построить аккордовые последовательности в Ми ь мажоре: Т5/3, Дб/4, Тб, S, 63, Тб/4, S6, D5/3, D6, тузе,
дописать звуки в аккордах.
Учащиеся поют устойчивые ступени и опевание по столбице, затем педагог поет устойчивые ступени, а учащиеся 2-хголосно неустойчивые с разрешением в тональности Ми ь мажор (по плакату),
Пение гаммы Ми ь мажор в размере 3/8 с дирижированием.
З) Пение гаммы Ми ь мажор 2-хголосно в терцию в размере 2/4
4) Игра и пение аккордов в размере 3/4 в различной фигурации,
5) Пение с игрой главных трезвучий с обращением в тональности Миь мажор.
6) Пение
7) Чтение с листа Украинская песня (№22), анализ. Строение периода: повторного строения с вариантными изменениями; мелодическое строение мелодии: 1такт-Т5/З, 2такт-Д7, Зтакт-Т5/З, 4такт-Д5/3, 5такт-Т5/З, 6такт-Т5/З, 7такт-Д6/5, 8такт-Т.
4. Слуховая работа-запись аккордовой цепочки на слух,
Задания:
- записать аккордовую последовательность в тональности Ми ь мажор:
T5/3-D6-V15/3-1116-S5/3-k6/4-D6-T5/3; -записать бас, обозначения аккордов;
-исполнить 3х-голосно.
5. Пение сольфеджио мелодии: И.Дунаевский Веселый ветер
Задание:
спеть мелодию И. Дунаевского Веселый ветер без аккомпанемента в тональности Фа мажор.
6. Транспонирование мелодии И.Дунаевского Веселый ветер в тональность Ми ь мажор (на 62 вниз) с аккомпанементом. Задание:
спеть мелодию И. Дунаевского Веселый ветер в тональности Миь мажор с аккомпанементом.
7. Исполнение жанровых вариаций учащимися: марш, полька, вальс.
Анализ гармонии по нотному тексту: А. Грибоедов Вальс
Преподаватель исполняет Вальс А. Грибоедова. Анализ по нотному тексту:
туз Д5/3 септаккорды П, IV ступени дважды гармонический минор +IV ступень
Сочинение на стихи В.Бод Василек, Душистый горошек
Играет учащийся, подпевают все
Учащийся анализирует, какие септаккорды используются в аккомпанементе (1, П ступени и Д7)
Итог урока
С целью закрепления навыков работы над развитием гармонического слуха и развитием творческих навыков учащихся была проведена следующая работа: повторение теории о правилах построения аккордов в мажоре, закрепление навыков игры аккомпанемента с использованием творческих заданий, вокально-интонационные навыки и умение анализировать гармонию в музыкальных произведениях.