Интегрированные уроки - продуманное управление процессом обучения младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные уроки - продуманное управление процессом обучения младших школьников
Автор: Быданцева Ольга Владимировна

«Интегрированный метапредметный урок в контексте ФГОС. Разработки интегрированных уроков в начальных классах»Быданцева Ольга Владимировнаучитель начальных классов высшей квалификационной категорииГБОУ СОШ № 5  В словарях понятие «интеграция» определяется как объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними.      Философы определяют его как процесс движения и развития определённой системы, в которой частота и интенсивность взаимодействий её элементов растёт - усиливается их взаимодействие и уменьшается их относительная самостоятельность по отношению одна к другой. При этом могут появляться новые формы, которых не было в истории этой системы. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов.  Можно сделать вывод из определения интеграции, что она возникает в том случае, когда: - есть ранее независимые вещи, процессы, явления; - есть объективные предпосылки их объединения; бъединение происходит путём  установления существенных взаимосвязей,  которые определяют и изменяют функционирование элементов, что интегрируются; - результатом объединения является система, которая имеет свойства целостности. В современных условиях, в результате буйного развития многочисленных отраслей знаний понятие «интеграция» переросло конкретно-научные рамки. Его с успехом используют науки в процессе исследований существенных сторон развития общества. Это даёт возможность считать, что интеграция с тенденции обращается в объективную закономерность.      Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением , новыми технологиями . Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в начальной школе рассмотрена недостаточно. Зато в практике школы мы можем наблюдать довольно положительное её применение в виде интегрированных курсов и интегрированных уроков. Проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов. Из сказанного выше можно сделать вывод, что объектом исследования является интеграция как ведущая идея в реализации содержания образования, а предметом – интегрированные уроки, в частности особенности их разработки и проведения в традиционной системе обучения. Изначально целью данной работы не являлось создание чего-то качественно нового, а она заключалась в теоретическом исследовании проблемы интеграции содержания образования в начальной школе с различных точек зрения, что даст возможность разрешить вопрос о том, является ли интеграция очередным модным нововведением или же это неизбежное и вполне нормальное, с педагогических позиций явление. И уже на основании исследования получить подтверждение тому, что интегрированные уроки возможно и необходимо проводить учителю начальных классов, так как они вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания.Проблема интеграции содержания образования довольно актуальна и разносторонняя.Общие задачи интеграции выстроились следующим образом:создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;расширить их знакомство с эстетическими формами деятельности;активизировать знания учащихся, полученные по предмету “История” в практической ситуации;познакомить детей с различными гранями искусства;умножить знания в области названных предметов;развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.         Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.     Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.Освободившиеся за счет проведения интегрированных уроков часы могут быть использованы для более глубокого изучения других тем того или иного из интегрируемых предметов, а также на проведение внеклассных мероприятий по данному направлению (посещение музеев, библиотек и т.д.).Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему мы считаем, что имеет смысл использовать интегрированные уроки как новую форму урочной деятельности.Во-первых, потому что он выходит за рамки общепринятых норм - обучающих, развивающих и воспитывающих как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни.Во-вторых, потому, что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный и методически разработанный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации.В-третьих, задействованный в процессе урока механизм одновременно-последовательного преподавания выстраивает наряду со старой (учитель - ученик, ученик - ученик) и новую воспитательную линию общения учитель - учитель, который, по нашему мнению, ближе стоит к форме межличностного общения человек - человек.       Таким образом, интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческого-научного миропонимания учащихся и осуществляется  на основе общих для всех  предметов данного цикла  фундаментальных закономерностей  природы.Содержание  обучения интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном предмете, курсе,  теме,  элементов различных учебных предметов на основе  широкого междисциплинарного  научного  подхода.    Интеграция – это глубокий процесс внутреннего взаимодействия, взаимопроникновения научных знаний, представляющих учебные предметы.Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностых умений. Система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между различными учебными дисциплинами, давать возможность приобретения ключевых компетенций. Введение интеграции предметов в систему образования предоставляет возможность решения педагогических задач, поставленных в настоящее время перед школой и обществом в целом.Интеграция в обучении создаёт ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, является одним из критериев компетентности современного образования.Интегрированный урок – частная модель урока, объединяющая в себеобучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Цель интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Он направлен на решение целого ряда задач, а именно: повышение познавательной активности обучения, приобретение представлений о целостности картины мира, применение знаний и умений на практике. Такие уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку (в большей степени, чем обычные уроки). Не только углубляют представление о предмете, но и способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.Особенно актуальным потенциал данного подхода становится в период обучения в младших классах. Педагог начальной школы один обучает детей сразу по нескольким дисциплинам, учитывает возрастные и личные особенностей младших школьников, владеет системой знаний и умений разных предметных областей. Поэтому ему не сложно организовать учебный процесс с целью интеграции знаний при изучении различных предметов, объектов, явлений.Проектирование и проведение интегрированных уроков предполагает учет следующих условий:-детальное проектирование и анализ содержания урока;- привлечение обучающихся к процессу подготовки урока;-применение методов проблемного обучения, благодаря чему происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока;-применение технологий самообразования обучающихся (этот компонент выделяется УУД);-учёт возрастных психологических особенностей обучающихся.Педагогические технологии, используемые при создании интегрированных уроков, могут быть различными:-исследовательская (проблемно-поисковая);-коммуникативная (дискуссионная);-игровая;-деятельностная;-дифференциального обучения;-проектной деятельности;- ИКТ-технологии и др.При создании интегрированного урока часто применяются несколько технологий одновременно.Подготовку интегрированного урока можно разбить на несколько этапов:1. Анализ и сопоставление программного материала, календарно-тематических планов учебных дисциплин для того, чтобы выделить темы, которые близки по содержанию или по цели использования.2. Постановка целей. В качестве ключевых целей таких уроков могут выступать типизация и единство знаний, обнаружение причинно-следственных связей, обучение приемам и способам переноса знаний из одной науки в другую, формирование умственных умений.3. Подбор материала. Следует разделить его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока: отдельные определения, законы, методы, умения или способы деятельности.4. Разработка сценария урока.Критерии эффективной реализации интегрированного урока:-активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;-вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;-развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;-формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;-формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Работа над интегрированным уроком способствует профессиональному развитию педагога, работа на самом уроке ведет к сплоченности детского коллектива.  РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ1классПредметная интеграция: математика и изобразительное искусствоТема урока: Табличное сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление. Пальчиковый метод раскрашивания.Цели урока: создать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах, вычислительных навыков, творческого воображения учащихся через повторение, закрепление материала, умения наблюдать, классифицировать, рассуждать и обобщать.Задачи урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить последовательность и образование чисел первого десятка; закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц; закрепить знания учащихся о геометрических фигурах; развивать познавательную активность, внимание; продолжать учить рисовать на заданной форме; развитие изобразительных способностей, творческого воображения; укрепление межпредметных связей.Оборудование: на доске изображение страны Математики с закрытыми элементами и динамической фигурой царицы Математики. В начале урока изображение закрыто боковыми створками доски.Для учителя математики: числа от 1 до 10;задания для учащихся, маршрутный лист;Для учителя ИЗО: шаблоны чисел от 1до 10, клей, звездочки по числу учащихся;Для учащихся: ручки, цветные карандаши, фломастеры, маршрутные листы, конверты «Копилка достижений»Ход урокаI. Оргомент. Приветствие.Ученик:Долгожданный дан звонокНачинается урок!Тут затеи и задачи,Игры, шутки, все для нас!Пожелаем всем удачиЗа работу, в добрый час!На уроке не болтай,Как заморский попугайII.Постановка целей и определение темы урока .Учитель 2: - Сегодня у нас необычный урок.Учитель1:Посмотрите на доску, что вы видите?Учитель2: А кто пришёл к нам в гости? Как вы думаете, кто это?Учитель1:Догадались? На кого она похожа? А может она быть царицей? Какой же страной она может править?Учитель2: Вы можете предположить, какая будет тема урока?Учитель1: Какие задачи поставим:Учитель 1: - Мы приглашаем вас совершить путешествие в страну Математики. Назовите жителей этой страны. (Цифры, числа, математические знаки)Учитель 2: - Правит этой страной, действительно, царица Математика. Вот она! Посмотрите на неё ещё раз. ( Открывается доска и ученики видят изображение доски с куклой. Лицо куклы закрыто руками, словно она плачет)Учитель 1: - Посмотрите, она плачет. Недавно по стране Математики пронесся ураган. Он устроил беспорядок и унес всех жителей страны.Учитель 2: - Ребята, сможем мы с вами помочь царице Математике навести порядок и вернуть жителей страны?!Учитель 1: - Я думаю, что мы с вами обязательно справимся, все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики.Учитель 2: - Тогда отправляемся в путешествие по речке Знаний.III. Математические задания.1.Разминка. Геометрические фигуры.Учитель 1: - На чем совершают путешествие по рекам? (На корабле, лодке)-Работать будем в группах (дети разбиваются на группы)- Придумать названия командам-Вспомним правила работы в группе- Посмотрите на кораблик, на котором мы отправляемся в путешествие .Придумаем ему название. Что в нем необычного? ( Он состоит из геометрических фигур)- Как называется фигура, которая изображает парус? ( Треугольник)- Что вы знаете о треугольнике? (рассказывает первая команда)- Как называется фигура, которая изображает флаг? ( Квадрат)- Что вы о нем знаете? (рассказывает 2 команда)- Как называется геометрическая фигура, которая изображает лодку? (Четырехугольник)- Как еще называется эта фигура? ( Трапеция) ( рассказывает 3 команда)Упражнения с числами.Учитель 1:- Отправляясь в плаванье, мы должны сосчитать всех членов нашей команды. ( У учащихся карточки с числами, они выходят по порядку, называют число на своей карточке)Учитель 1:- Возьмите карточки с числами и расположите их по порядку.Учитель 1:- Итак, наш корабль отплыл от берега, но тут на пути нам встретился Остров Чисел. Сделаем остановку и выполним задание.(изучим маршрут, по которому будем путешествовать)Команда1.- Определите лишнее число: 5, 8, 2,0, 3, 6, 10.- Почему число 10 лишнее? ( Оно двузначное)- Увеличьте число 10 на 2. Сколько стало? (12)- Какое это число? ( Двузначное)- Какие ещё вы знаете двузначные числа?2 команда- Определи лишнее число: 11, 14, 13, 15, 18, 16,7.- Почему 7 лишнее число ? (Оно однозначное)-Уменьшите 11 на2 ? (Сколько стало?)(9)-Какок это число? (Однозначное)-Какие вы знаете однозначные числа?3 командаСравните числа:4 и 76 и 69 и 58 и 8-Что вы записали?( Неравенства и равенства)-Что мы называем равенством?-Что такое неравенство?—-Назовите равенства.-Назовите неравенства.2. Решение примеров.Учитель 1:- Молодцы! Отправляемся дальше. Мы подплываем к Горе Примеров. Давайте попытаемся взобраться на вершину Горы. А для этого решим примеры:- Что заметили при решении примеров? ( Одинаковый ответ – 10)- Вот мы и покорили вершину горы.3. Состав числа 10.Учитель 1:- Дальше на нашем пути – Замок. Чтобы увидеть его, мы заселим жильцов в домики (у детей на столах домики- состав чисел 10.9,8.4. Физминутка.5. Решение задач.Учитель 1:- Продолжаем наше путешествие. Перед нами Город Задач. Чтобы навести в нем порядок, надо выполнить задания. ( Изображение города закрыто листочками с заданиями, с выполнением каждого задания открывается часть города сверху вниз.)Задача № 1.На удочку Андрей поймал 10 окуней, а карасей на 3 меньше. Сколько карасей поймал Андрей?- Что в задаче известно? ( Андрей поймал 10 окуней, а карасей на 3 меньше)- Что надо узнать? ( Сколько поймал карасей?)- Можем мы это узнать? Как? ( 10 – 3 = 7 )- Мы узнали, что Андрей поймал 10 окуней и 7 карасей. Можем мы узнать, сколько всего рыб поймал Андрей? Как? (10 + 7 = 17 )Задача № 2В одном аквариуме 8 рыбок, а во втором на 2 рыбки больше. Сколько рыбок во втором аквариуме?Задача № 3.Саша с Колей 9 рыбок наловили. Котик подобрался к рыбкам и съел 3 рыбки. Сколько рыбок осталось у мальчиков?Задачи в стихах.- А сейчас решаем задачи в стихах.1 командаПовезло опять Егорке,У реки сидит не зря.Два карасика в ведёркеИ четыре пескаря.Но смотрите – у ведёркаПоявился хитрый кот…..Сколько рыб домой ЕгоркаНа уху нам принесёт?2 командаПоймали в море рыбаки5 рыбок – это были иваси,3 рыбки сельди и 2 лучистых карася.Попоробуй им помочь:Посчитать улов точь-в-точь. ( 15)3 командаСидят рыбаки, стерегут поплавки.Рыбак Корней поймал 3-х окуней,Рыбак Евсей – четырех карасей,А рыбак Михаил двух сомов изловил.Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? ( 9)IV. Рисование.1. Установка на выполнение задания.Учитель 2.: - Мы навели порядок в стране Математики, а царица все еще плачет. Чего же еще нет в ее стране? ( Жителей). У меня в руках две цифры. ( Один образец – белый, второй – разрисованный) Какая из этих цифр может жить в стране Математики. ( Разрисованная) Почему? ( У нее есть глаза, нос, рот, она разрисована, у нее есть наряд, она будто ожила). А что можно сделать с другой цифрой ( с белой), чтобы она тоже могла жить в этой стране? ( Разукрасить). Что можно нарисовать на такой цифре? ( Глаза, нос, рот, наряд, придумать характер : добрый, веселый, серьезный) У меня есть цифры для каждого из вас, вы подойдете ко мне и возьмете их и будете рисовать волшебные цифры. А когда ваши цифры будут готовы, вы сами выберете, где будет жить ваша цифра. Согласны?2. Выполнение работы. Ученики подходят к учителю, получают шаблоны и приступают к работе. Во время выполнения задания учитель делает целевой обход класса:1. Контроль за организацией рабочего места учеников.2. Индивидуальная помощь ученикам при затруднениях.Когда ребенок закончит свою работу, предложить самому выбрать место для цифры на полотне и приклеить.V. Подведение итогов урока. Рефлексия.Учитель 2: - Давайте подумаем, смогли мы помочь царице Математике? ( Да, но она не улыбается).-Что же нам делать?-Может мы не все задания выполнили? Забыли что – нибудь?-Может вы сможете ещё чем-нибудь порадовать царицу? (Да, мы споём для неё песенку)-Вот теперь мы смогли помочь царице Математике? ( Да, она улыбается).У каждого из вас лежит звездочка. Если у вас на уроке все получалось, нарисуйте на звездочке улыбку. Если что-то вам не удалось, то нарисуйте серьезное лицо, а если вам не понравился урок, то нарисуйте грустное лицо. (На доске образцы выполнения).Ученики выполняют задание.Учитель 1: - У кого на звёздочках нарисованы улыбки, выйдете, пожалуйста, к доске. (Выходят ученики к доске) Теперь посмотрим, у кого что-то не получилось на уроке и на кружке нарисовано серьёзное лицо. А теперь выйдут те, у кого кружок плачет. (Если такие есть, то подбодрить тем, что в следующий раз у них все получится)V1. Стук в дверь. Входит почтальон и приносит телеграмму от царицы Математики.«Дорогие ребята, огромное вам спасибо за ваш труд. Вы навели порядок в моём городе. Вернули всех жителей моего царства. И этим вы мне очень помогли. Теперь я спокойно буду продолжать царствовать в своих владениях. И я искренне надеюсь и верю вам, что в любую минуту вы не оставите меня и моё царство в беде и всегда придёте на помощь. Примите от меня в знак моей благодарности подарок – праздничный торт и памятные медали. Ещё раз большое спасибо всем ученикам 1 «А» класса Григорьевской СОШ ! Удачи вам и успехов в учёбе!»С уважением к вам царица Математика 05.12. 2019 г.2 классПредметная интеграция: русский язык и окружающий мирТема урока: Правописание безударных гласных в корне слова. Лес зимой.Цели урока: продолжить обучение написанию гласных в корне слова. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.Задачи: формировать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова, учить находить признаки животных леса, продолжить формирование элементов экологической культуры.Оборудование: картинки или фотографии с изображением животных леса, Репродукции картин «Утро в сосновом лесу», «Лес», «Лес зимой », «Следы на снегу»; блок – схема алгоритма «Обозначение гласного в корне слова», карточки с написанными гласными буквами, карточки – тесты «Минутка», схема звука – буквенного анализа слов, цветок настроения. Иллюстрация кормушки и птицы (снегири, синицы, воробьи.)Ход урока1.Организационный момент.Проверить готовность к уроку. Каждый ребенок на цветок настроения прикрепляет фишку, таким образом, сигнализируя о настроение в начале урока.2. Актуализация знаний.- Послушайте стихотворение « Две буквы ». (Л.Дружининой).Буква А и буква ООбижаются давно:- Нас, ни в чем не виноватых,Часто путают ребята.Букве А стоять здесь стыдно,Ей и больно и обидно.Вдруг у Лямина ПетраВыползут из – под пераБольше всех Петруша ЛяминИздевается над нами.Изуродует он слово –Пишет через Акарова.То какая – то «трова»,То какие – то «драва».Буква А и буква ООбижаются давно:- Скачем мы без всяких правилКак Петруша нас заставилБудто мы ему враги,Хоть из азбуки беги!- О какой орфограмме нам хотят напомнить буква? Что вам известно о правописании безударных гласных в корне слова?3. Сообщение темы урока.- Сегодня на уроке мы будем распознавать безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне, правильно их писать, а помогать нам будут животные леса.4. Минутка чистописания.На доске запись: У пеньков опять пять опят. (Чтение хором.)(Пальчиковая гимнастика.)У пень ков опять пять опят (Вращение кистями рук.)Скороговорку вы сказали по порядку, (Растираем руки.)Теперь всех приглашаем на зарядку. (Сжимаем руки в кулачки и разжимаем.)Мелкие шажки – раз, два, три. (Пальчиками выполняем шаги.)Легкие прыжки – раз, два, три. (Пальчики выполняют прыжки.)Вот и вся зарядка – раз, два, три. (Растираем руки.)Мягкая посадка – раз, два, три. (Пальчики опускаются плавно на стол.)(Дети говорят хором.)- Тетрадь правильно кладу,За посадкой я слежуС чистотою я дружуНа отлично напишу.Запишите число, классная работа.О о А аНе шуми в лесу. И ты увидишь тишину.- Как вы понимаете это высказывание? Какую тишину можно увидеть в лесу?5. Словарная работа.Давайте войдем в лес и понаблюдаем за его обитателями.- Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки - отгадки.Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку с изображением этого животного. Затем отгадку запишите в тетрадь.Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый?Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?(Медведь.)- По каким признакам вы догадались, что это медведь? (Неуклюжий, косолапый, сосет лапу и живет в лесу.) На доске вывешивается картина с изображением медведя.Хвост пушистый, мех золотистый,В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лисица.)- Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку? (Пушистый хвост, мех золотистый, живет в лесу и любит лакомиться курами). Вывешивается изображение лисицы.У косого нет берлоги, не нужна ему нора,От врагов спасают ноги, а от голода – кора.(Заяц.)- Назовите признаки этого животного. (Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые.) Вывешивается изображение зайца.- Как, одним словом можно назвать и лисицу и зайца и медведя? (Животные.)- От какого слова оно образовано? (От слова «живой».)- Значит медведь, лисица, заяц – живая природа. К какой группе животных мы можем их отнести? (Это – звери.)- Что вы можете сказать о словах – ответах? (Это словарные слова. Написание безударной гласной в корне проверить нельзя, значит нужно запомнить.)- Запишите в тетрадь словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.Вывешивается репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». (Короткая беседа об изображенных объектах живой природы: деревьях, медведях, которая может послужить подсказкой к следующему заданию.)- Составьте предложения с 2-3 словарными словами так, чтобы получился короткий рассказ, и запишите его в тетрадь. Заслушивается 2-3 рассказа.6. Сопоставление ударных и безударных гласных в корне слова.Вывешивается картина «Лес зимой».- Какое сейчас время года? (Зима.)- Назовите признаки зимы в неживой природе. (Осадки в виде снега, низкие температуры ночью и днем, солнце светит, но не греет, низкое, хмурое небо, лед на реке.)- Посмотрите на репродукцию картины. Как можно ее назвать? («Лес зимой».)- По каким признакам вы дали такое название? (Деревья укрыты снегом и под ними сугробы.)- Известный детский писатель Виталий Бианки называл снег – книгой зимы. Как вы думаете почему?Вывешивается картина «Следы на снегу».- Что изображено на ней? (Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге.)- Одинаковы ли все следы? (Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев.)- Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретим в лесу.- Как изменилась жизнь животных леса с наступлением зимы? (Короткое обсуждение.)- Как люди помогают лесным зверям перезимовать? (Подкармливают, где это возможно.)- Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его.Снег называют книгой з..мы. Вот оставил сл..ды заяц. Тут ш..гала л..сиха. По п..ляне прошла л..сица.- Как вы заметили, в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги.- Сколько слогов в слове ЗИМА? (Два слога, 1 – ый – безударный, а 2 – ой – ударный.)- Если в слове ЗИМА ударная гласная А, то, как называется пропущенная гласная? (Безударная.)- Можно ли, не раздумывая, вставить пропущенные гласные? (Нет, так как слышится Е – И.)- Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да.)- Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.7.Новый материал (Работа по алгоритму.)- Рассуждать будем так: в слове ЗИМА надо проверить первую гласную букву.ШАГ 1. Безударный – это гласный или нет?(Да.) Идем по стрелки вниз.ШАГ 2. Проверяемый? Можно ли изменить слово, чтобы проверить написание буквы?(Да.) Идем по стрелке вниз.ШАГ 3. Надо подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это слово – ЗИМЫ(множественное число.) Следуя дальнейшей рекомендации, пишем букву И в слове ЗИМА.Аналогичные рассуждения проводятся со словами: сл..ды, ш..гала, л..сиха, п..ляне, л..сица. (Устно.)- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, поставьте знак ударения в них.Физкультминутка.Мы писали, мы писали,А теперь все дружно всталиМелкие шажки – раз, два, три.Легкие прыжки – раз, два, три.Вот и вся зарядка – раз, два, три.Мягкая посадка – раз, два, три.8. Звукобуквенный анализ слова «зима».(Работа ведется по схеме для звука – буквенного анализа слов).9. Закрепление изученного материала.Игра «Определи безударную гласную».Показываются карточки со словом. А дети показывают карточку с гласной буквой, которую надо писать. Устно подбирают проверочное слово.Но/аРА ТРо/аПА Ле/иСНОЙЗВе/иРЯТА Ли/еСЯТА Ло/аСЯТАВо/аЛЧАТА За/оЙЧАТА Ка/оРМУШКА- Какое слово по смыслу лишнее? (Кормушка, так как она нужна для птиц, а остальные слова по смыслу связаны с животным миром.)- Ребята кто из вас изготовил осенью кормушки для птиц и зачем? (Подкармливая птиц, мы сохраняем им жизнь в холодные зимние дни, а с приходом весны птицы защищают наши сады, леса, огороды от вредных насекомых.)Вывешивается кормушка.- Чтобы на нашу кормушку прилетело, как можно больше птиц решите карточку – тест, где в словах нужно вставить пропущенные буквы.За каждую решенную правильно карточку на кормушку прилетит птица:• 1 – ряд – синицы• 2 – ряд – снегири• 3 – ряд – воробьиЧей ряд не разу не ошибется.10. Самостоятельная работа.Привожу примеры 4 вариантов карточек – тестов. Вывешиваются правильные ответы. Проводится взаимопроверка. Выставляют друг другу оценку. Кто получил пятерку, прикрепляют птичку на кормушку. Считаем, сколько сразу прилетело птиц на кормушку. Теперь крепят те, кто написал на четыре. Ваши птички прилетели позже. Считаем сколько птиц, и каких. Не огорчайтесь те, у кого птички не прилетели сегодня на кормушку. Вам необходимо повторить правило.11. Итог урока.• Какое правило необходимо повторить ребятам?• Как проверить написание безударной гласной?• Приведите примеры.• Отметьте фишками, какое настроение у вас в конце урока.• Что подняло у вас настроение?• Что вас огорчило? 4 классПредметная интеграция: русский язык и технологияТема урока: Имя прилагательное как часть речи. Вырезание снежинки.Цель урока: создание условий для повышения уровня знаний учащихся по предметам за счет использования сведений из разных образовательных областей.Задачи урока: обобщать знания об имени прилагательном как части речи; упражнять в определении рода, числа, падежа имени прилагательного; повторить синтаксический разбор предложений; обобщать знания учащихся по технологии бумагопластики; закреплять приемы сгибания и вырезания бумаги.Оборудование урока:Бумага (квадраты 10х10, 15х15, 20х20), голубые листы, ножницы, клей, фотографии учащихся;Медиапроектор, экран, компьютер;Презентация к уроку, музыка из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик» (Вальс снежинок)Толковые словари (В.И Даль и С.И. Ожегов);Учебник русского языка;Выставка работ учащихся;Раздаточный материал (текст домашнего задания).Ход урока1.МотивацияИгра «Шестой лишний»Н Д С Р Г В, Т П В Ж Н С, А Ы Е Э И У, К Ф С Ж П Ш, Д И З Р Л В, р в Н т ч х, М З О К О Р, И Ю Я А Е ЁПосмотрите на снежинку на экране.II.Актуализация знаний, целеполагание:1.Работа по обогащению словарного запасаЧто вы о ней можете сказать? Какая она?Слова какой части речи помогли нам описать снежинку. Сформулируйте тему урока русского языка.Перечислите предметы, которые мы обычно не используем на уроках русского языка (ножницы, клей, листы белой бумаги). На каком уроке мы используем эти предметы. Как вы думаете, для чего мы приготовили их сегодня?Какие задачи каждый поставит перед собой сегодня? (научиться вырезать снежинки, повторить все о прилагательном, определять признаки прилагательных….)III. Работа по теме урока: Что же такое имя прилагательное?1.Работа с текстомА теперь внимательно прочитайте текст с экрана.Снег идёт.Пришла зима.Небо и воздух были полны снежинок. Звёздочки кружились и падали.Таня стала разглядывать снежинки. У одной лучики, у другой стрелки. Какая красота!-Что заметили? Как же быть? Что нужно сделать, чтобы текст стал красивее?В этом вам помогут слова для справок:Маленькие, пушистые, тонкие, морозные, удивительные, острые, холодные, голубые.В каком числе стоят все прилагательные? Можно ли их вставить в текст, не изменяя формы?Давайте прочитаем, что у нас получилосьСнег идёт.Пришла холодная зима.Голубое небо и морозный воздух были полны пушистых снежинок. Маленькие звёздочки кружились и падали.Таня стала разглядывать удивительные снежинки. У одной тонкие лучики, у другой острые стрелки. Какая красота!Очень хорошо сказали о зиме и снежинках известные поэты. Мы на внеклассном чтении учили стихи о зиме. Давайте вспомним некоторые из них.2.Чтение стихов о снежинкеДети читают стихи, выученные к уроку внеклассного чтения.3.Выборочное списываниеНо не только поэты посвящали свои стихи сказочным снежинкам, немало и прозаических произведений о красоте русской зимы. Вот, например, Татьяна Сергеевна Гулуева сказала о снежинках так:«Тихо падают из облаков на землю красивые снежинки. Планируя, как маленькие парашютики, кружатся они при самом лёгком ветре в волшебном танце. Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только надо прикрыть нос и рот рукой, чтобы от тёплого дыхания снежная звёздочка не растаяла».Вам нужно выписать в тетрадь словосочетания прилагательных с существительными, к которым они относятся, выделить окончания прилагательных. (Первое предложение самостоятельно, второе у доски, третье и четвертое с комментированием)4. Интересные факты из окружающего мираСведения, приготовленные детьми (Детям по группам было дано задание найти одно интересное сведение о снеге). Выступают представители каждой группы.Уилсон Бентли - американский фермер первым в мире стал фотографировать снежинки, в 1931 году издал альбом своих фотографий, в котором были снимки 2450 ледяных кристалловВес обычной снежинки 0,004 грамма, диаметр 5 ммСамая большая снежинка, которую увидели 28 января 1887 года в США в штате Монтана, имела диаметр 38 смСамые крупные снежинки в России выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали красивые страусиные перья.5.Составление словосочетанийА сейчас снова посмотрим на экран. Вы видите два столбика. Что общего у слов в первом столбике? А во втором?В сугробе пушистыепо дороге зимнегоснежинки снежнойот холода большомВам нужно составить словосочетания.6.Определение рода, числа, падежа имени прилагательногоА сейчас определите число, род и падеж прилагательных. Как это сделать?7.Составление и разбор предложения.Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запись и синтаксический разбор предложения (один ученик у доски).8.Работа с учебником стр.156, упр. 16Теперь откройте учебники на стр. 156 и найдите упр. 16. Прочитайте цель. Какие это предложения? Распространите предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север. Работать будем по рядам. Первый ряд – первое предложение, второй – второе, третий ряд – третье. (Три человека у доски самостоятельно).Повторение правила об имени прилагательном как части речиДавайте повторим все, что мы знаем об имени прилагательномФизкультминутка «Четвертый лишний»Дети встают. На слайде записаны столбики слов, нужно найти лишнее и хлопать в ладоши, когда учитель называет это слово.9.Списывание стихотворения с заданиемНа слайде записано стихотворение. Вам нужно списать его, найти и подчеркнуть прилагательные, выделить окончания.Дом её на белой туче,Но ей страшен солнца лучик.Серебристая пушинка,Шестигранная снежинка.10.Работа со словарем.Мы сегодня много говорили о снежинках. А что же это такое? Ребята нашли определение снежинки в словаре. Дети зачитывают определение снежинки из разных словарей. О каком состоянии воды мы должны знать, говоря о снеге.11.Повторение знаний о трех состояниях воды.А теперь давайте вернемся к стихотворению.Почему же снежинку назвали шестигранной? Что это значит?В классе у нас есть эксперт, который узнал об этом.Подготовленный ребенок рассказывает, почему у снежинки 6 лучиков.По законам физики, при определённой температуре и влажности отдельные молекулы капель воды, находящихся в облаках в газообразном состоянии, могут сгущаться и, минуя жидкое состояние, формировать твёрдую воду – то есть лёд. Молекулы воды соединяются в виде кристалла – фигуры с шестигранной симметрией. Снежинки строятся по одной и той же модели, тогда почему же они все разные? Снежинка движется вверх и вниз в атмосфере, она, то подтаивает, то снова замерзает. Поэтому снежинки меняют свою точную форму. Но, мы должны помнить, что, несмотря на различия между снежинками, у них у всех шестигранная основа.IV.Практическая работа:А сейчас посмотрите, как простой лист бумаги может превратиться в удивительную снежинку. (Учитель сворачивает лист и вырезает снежинку)1.Анализ образцаПосмотрите, пожалуйста, правильной ли формы получилась снежинка? (6 лучей)2.Повторение основных свойств бумагиКакие свойства бумаги я использовала?3.Изготовление снежинкипо инструкции-Хотели бы и вы научиться вырезать такие снежинки?-Возьмите квадрат любого размера (у детей на столе 3 квадрата 20х20, 15х15, 10х10), согните его по диагонали. Затем еще раз согните пополам, как на образце.Теперь нужно согнуть по образцу, по пунктирным линиям. Вот что должно получиться.Сейчас аккуратно ножницами отрежьте лишнюю частьКому нужно нарисуйте лучик снежинки карандашом. Вырежьте по карандашной линии.Разверните вашу снежинку.(Пока дети рисуют и вырезают снежинки, звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс снежинок»)-О снежинках писали не только поэты и писатели, композиторы тоже посвящали им свои произведения. Вот, например, музыка известного русского композитора П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик». Она так и называется «Вальс снежинок».4. Создание коллажаV. Рефлексия.-У вас получились разные шестигранные снежинки. Все они индивидуальны, нет среди них абсолютно одинаковых. Каждая снежинка в отдельности маленькая и хрупкая, ей трудно одной. А вместе снежное одеяло спасает растения от замерзания.С неба звёзды падают,Лягут на поля.Пусть под ними скроетсяЧёрная земля.Много-много звёздочекТонких, как стекло;Звёздочки холодные,А земле тепло!Вот так и мы с вами. Отдельно каждый из нас – личность, но нам плохо одним, без друзей. Поэтому я предлагаю создать наш дружный снежный ком. На свою снежинку приклейте подготовленные фотографии. Кому же сегодня на уроке было интересно, кто узнал, что-то новое, научился чему-то и хотел бы быть рядом с друзьями, тот может поместить свою снежинку на лист бумаги.VI. Подведение итогов урока.-Что вам сегодня запомнилось на уроке?Вы молодцы! Очень хорошо работали, и поэтому мы многое сегодня повторили, узнали разные интересные факты и научились делать снежинки правильной формы. Большое спасибо за урок!VII. Домашнее задание.В конце урока я прошу вас прочитать еще один текст.Снежинка.В солнечные дни Снежинка радовала своей красотой птиц и зверей. Она загоралась разноцветными огнями. Всем было весело.Снежинку оберегал отец. Он заботился, чтобы ветер не сдул её. Но однажды топнул мороз своей ледяной ногой. Тысячи снежинок полетели вниз. Отпустил мороз и свою дочь.Пушистая Снежинка облюбовала себе ветку лохматой ели. Она вместе со своими подружками опустилась на неё.Точно такой же текст есть у каждого из вас. Это будет домашнее задание.Домашнее задание:1.Вырезать из бумаги Снежинку – главную героиню сказки.2.Придумать продолжение этой истории и записать в тетрадь.Литература1. Ильенко Л. П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» /Начальная школа, 1989, №9, с. 8.2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.3. Мытницкая С. Н. «Мне помогают элементы интегрирования»», «Начальная школа», 2002, №1, стр. 75.4. Кошмина, И. В. «Межпредметные связи в начальной школе», И. В. Кошмина. М. Владос, 2001г. — 142 с.5. Кулагин, П. Г. «Межпредметные связи в процессе обучения», П. Г. Кулагин. — М. Просвещение, 1981. — 95 с.6. Уман А. И. «Дидактические основы конструирования учителем сценария урока», А. И. Уман «Педагогические системы», сборник, ВГПУ. — Волгоград «Перемена», 1993.7. Подласый И. П. «Педагогика начальной школы»,— М. Владос, 2000г. — 400 с.8. Кадашникова Н. Ю. «Интегрированные уроки в 1-4 классах», выпуск 2, ТУ «Учитель», 2008г. Серия «Нестандартные уроки в начальной школе».9. Рудченко Л. И. «Литературное чтение. 1-4 классы», ТУ «Учитель», 2008г. Серия «Нестандартные уроки в начальной школе».10. Руднянская Е. И. «Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах», ТУ «Учитель», 2006г. Серия «Интегрированные урок.