Значимость народной игры в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значимость народной игры в ДОУ
Автор: Челпанова Елизавета Александрова
Челпанова Елизавета Александровна.Значимость народной игры в ДОУ. «Деятельность воспитателя по использованию народной игры как средства расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» Актуальность темы состоит в том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. Поэтому, с помощью игры, в данном случае, народных игр, мы можем обогащать словарный запас ребенка.Дошкольный возраст − период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше, потому что в этот период происходит становление монологической речи.Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники 5-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются не всеми частями речи, неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества, трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку качества, признаки. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющий игре «жить и развиваться».Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать. Играя, он укрепляет свои физические качества, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, учится общаться с другими людьми.Игра является одним из наиболее действенных средством развития речи детей дошкольного возраста. Так как игра − это доступный, полезный и эффективный метод развития речи. Народные игры формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. В народных играх часто встречается художественное слово, которое произносят, совершая игровые действия. Именно в народных играх мы можем встретить большое количество незнакомых для детей слов, узнать историю русского народа, их быт. Перед игрой воспитатель объясняет значение незнакомого слова, показывает изображения. В процессе игры, ребенок «закрепляет» значение нового слова. Благодаря игре, дети употребляют в своей речи новое слово и запоминают его. Мною был проанализирован педагогический опыт четырех педагогов по использованию народной игры как средства расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав опыт, я сделала вывод, что постоянное использование народных игр способствует развитию речи ребенка, обогащению словаря образцами народной мудрости, знакомит детей со всем, что ее окружает, воспитывает уважение и любовь к родному языку. Также выяснилось, что все педагоги объясняют значение нового слово перед игрой. Результаты диагностики показывают, что 70-80% детей запоминают новые слова из народных игр, поэтому необходимо использование народных игр для обогащения словарного запаса детей в ДОО. Проанализировав методическую литературу, педагогические опыты, я отобрала лучшие картотеки народных игр, это: «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова и «Русские народные подвижные игры» М.Ф. Литвинова.Практическая работа. Перед каждой игрой происходило знакомство с новыми словами. Например, игра «Дятел». Мною был разработан план подготовки к игре, по которому была проведена игра. Дети располагались на стульях полукругом перед воспитателем.(слайд) Педагогом было рассказано, что житница – это помещение для хлеба и зерна. Далее я прикрепила на доску изображение житницы и дала время рассмотреть его детям. Далее детям задан был вопрос, знает ли кто-нибудь, что за зерна хранятся там? Что такое зерно? Я выслушала ответы детей. Мною было рассказано, что зерно – это семена хлебных злаков, которое вырастает в пшеницу. Дети знакомятся с изображениями зерна и поля пшеницы.После изученных слов было предложено поиграть в народную игру с водящим «Дятел». Дети ознакомились с ходом и правилами игры. По считалке детей был выбран «дятел». Воспитанники разделились по парам и образовали круг, дятел расположился по середине. Играющие ходят по кругу и произносят слова, в которых есть уже знакомые детям слова «житница», «зерно», «пшеница». После игры детям был задан вопрос, в какую игру мы играли? Дети запомнили название. Также был задан вопрос, какие новые слова мы узнали? Не все дети смогли вспомнить слово «житница». Совместно с детьми было решено поиграть в эту игру на следующий день и снова повторить значение уже знакомых слов.Мною было замечено, что детям нравятся народные игры. После игры дети всегда бодрые и в хорошем настроении. При знакомстве с новым словом они внимательно слушают, рассматривают картинки и после, даже делятся с родителями словами, которые они узнали. Это подтверждает необходимость использования народной игры в процессе обогащения словарного запаса дошкольников.