«Бизиборд как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Бизиборд как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Автор: Елина Надежда Михайловна
«Бизиборд как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. В настоящее время большой популярностью пользуются развивающие доски - бизиборды, которые хороши тем, что их можно сделать своими руками из разных материалов, учитывая возраст ребёнка и его предпочтения. Что это такое? Само название говорит о сути игрушки: busy (англ.) — занятой, board (англ.) — доска. То есть бизиборд представляет собой стенд, на котором располагается множество предметов, интересующих ребенка: замки; шпингалеты; крючки; засовы; циферблаты; колесики, счеты; пуговицы, различные шнуровки. Список может быть бесконечным, все зависит от фантазии и пожеланий. Многие из этих предметов окружают малыша в быту и вызывают его интерес, но играть с ними ему нельзя в целях безопасности.Поэтому бизиборд иногда бывает увлекательнее привычных игрушек. Помимо этого он помогает в развитии определенных навыков: изучение окружающего пространства и мира (алфавит, цифры, цвета, животные, растения и пр.); развитие логического мышления (например, если надо найти спрятанную цифру или другой предмет на доске); улучшается координация движения (при работе со шнуровками, защелками и похожими элементами); развивается мелкая моторика; ребенок знакомится с новыми тактильными ощущениями, также такие действия служат гимнастикой для пальчиков; появляются терпение, усидчивость. Основателем этого сооружения является итальянский педагог Мария Монтесорри. Она разработала целую теорию для развития ребенка в разном возрасте. Благодаря её методике образование проходит в виде своеобразной игры. В ходе этого человек познает окружающий мир при тактильном контакте. Наш стенд универсален и может заинтересовать ребенка любого пола.Бизиборд представляет собой не одну доску, а две — они скреплены между собой дверными петлями. В развернутом состоянии для устойчивости используется фиксирующий элемент - крючок. Бизиборд сделан складным в первую очередь из соображений удобства хранения и возможной транспортировки, сложенный вдвое, он занимает гораздо . Кроме того, его не нужно дополнительно крепить на стену или же мебель. Преимущество такого бизиборда заключается в том, что пользоваться им могут сразу двое детей. Размеры нашего бизиборда — 60 на 100 сантиметровДля основания стенда было использовано дерево, поскольку это натуральный материал, а также на доску легко крепятся все элементы. Деревянное основание обтянуто материалом, который хорошо поддается сан.обработке. С одной стороны желтого цвета, с другой – зеленого.На желтой стороне расположены закрытые на несколько видов замочков дверцы-окошки (4 шт.), за которыми скрываются картинки по темам: транспорт, животные, цветы, овощи (фрукты). Эти накладные открывающиеся окошечки крепятся на обычные мебельные петли, которые спрятаны вовнутрь. Замки и розетки до определенного возраста недоступны для детей. В целях безопасности родители не разрешают ими пользоваться. Но именно они вызывают живой интерес у любого ребенка. К замкам, в нашем случае, относятся навесные замки, защелки, шпингалеты, крючки, дверные цепочки и щеколды. Каждый из этих предметов может открываться и закрываться. Для того, чтобы произвести действие, ребенку нужно воспользоваться ключом либо разобраться в принципе работы защелок. Эти привычные для взрослого человека действия являются новыми и непривычными для малыша. Розетки и выключатели - еще один запрет, который только усиливает любопытство, а на нашем стенде они абсолютно безопасны. Ребенок может не только трогать, но и совершать с ними определенные действия. Например, щелкать выключателем, втыкать в розетку вилку.Внизу находятся деревянные вкладыши, которые нравятся и мальчикам, и девочкам. Справа сверху - спиннер, прикрепленный своим центром к доске, разноцветные пластмассовые шестеренки, которые сочетаются между собой и могут вращаться; дальше вниз - крутилки, катушка рыболовная, нажималка-пищалка, ремень с защелкой, стержень с гайками и болтиками, разного размера, цепочка с ключами для замочков , 2 молнии разного вида. прикрепленные с помощью степлера , шнурки и ленточки, которые можно продевать в винты-петли и вязать узелки, и плести косы. Элементы подобраны таким образом, чтобы и сейчас было интересно, и по мере взросления находились новые грани. а это значит, что у каждого ребенка будут свои цели, которые он сможет достигнуть, освоив те или иные навыки. Дети в восторге от возможности открутить гайки, болтики, покрутить шестеренки, научиться открывать и закрывать ремень с защелкой. На зеленой стороне нашего бизиборда вверху слева находится циферблат со стрелками в виде часов, с цифрами от 1 до 24 ( 2 круга). Для фона исполь- зуется круг с 4 секторами, по которым дети учатся называть части суток. Очень нравится игра, где уже по имеющимся дорожкам нужно передвигать фигурки, а также планшет для рисования ручкой. Здесь же расположены 2 магнитные доски разного вида и сумочка на молнии с магнитами. Имеется шнуровка в виде башмачков со шнурками, где дети учатся завязывать обувь. Дверная ручка с бантом, сетка с фигурками. Наш бизиборд ребенок может использовать:- самостоятельно;- играть под присмотром взрослого;- играть вместе со взрослыми или же другими детьми;- получать новые знания;- играть в дидактические игры. Мы используем следующие дидактические игры:1.«Открой и закрой окошечко»Цель: развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление.закрепить знания о классификации предметов. Ход игры: необходимо открыть дверку, чтобы увидеть, кто там живёт , какой предмет лишний, что бывает такого цвета и т.д.2. « Назови транспорт»Цель: формировать представления о транспорте, уточнить представление о транспорте специального назначения, объяснить значение некоторых машин специального назначения; уметь отгадывать загадки о транспорте. Ход игры: отгадать и назвать по описанию.3. «Как шнуровать ботинки»Цель игры: научить ребенка шнуровать ботинки самостоятельно. Для малышей может использовать просто как игра-шнуровка без соблюдения правильности шнуровки ботинка.Ход игры: перед тем как осваивать сложные техники шнуровки, нужно ознакомиться с самым простым методом: Возьмите в обе руки по одному шнурку. Закиньте шнурок поверх пальца и зафиксируйте петлю. Обе руки должны держать по одно петле из шнурков, конец которых свободно свисает. Положите одну петлю на другую, не выпуская их из рук. Между петлями образуется небольшое отверстие. В него нужно продеть нижнюю петлю, которая находится в правой руке. Продетую правую петлю аккуратно захватываем левой рукой. Левую петлю фиксируем правой рукой. Медленно отводим руки в сторону. Посередине получится узел из шнурков, а по бокам будет две петли. Самая простая шнуровка готова!4. «Определи на ощупь»Цель: помочь ребенку правильно пользоваться чувством осязания в процессе изучения окружающего мира; умение различать предметы на ощупь.Ход игры: нужно определить на ощупь находящийся предмет в мешочке.5. « Сутки» Цель: учить детей называть части суток.Ход игры: используя стрелку и рассмотрев картинку назвать часть суток.6. «Часы и время» (6-7 лет)Цель: научить детей определять время на часах, уточнять и развивать временные представления.Ход игры: может быть несколько заданий: «Посмотри на картинки и назови, что делает герой в то или иное время»; « Что мы делаем сейчас», « Поставь стрелку на нужное время»7. « Счет» Цель: закрепить количественный и порядковый счет»Ход игры: нужно поставить стрелку на нужную цифру.8. «Цифры» Цель: закрепить знание цифр, с которыми дети уже познакомились.Ход игры: нужно поставить стрелку на нужную цифру.9. «Умные шнурочки»»Цель: научить детей плести косичку, завязывать бантик, закреплять основные цвета и их оттенки.Ход игры: плести косичку, приговаривая такие слова:Вы красивые шнурочки -Красный, синий, голубой.Как же мне сплести косичку из разноцветных шнурков?Потихоньку начинаюПотихоньку, не спеша.Раз за разом. Раз за разом,Не видна ещё коса.Начинаю всё сначалаРаз за разом. Раз за разом.Столько бантиков вплеcти?Как же косу доплести?Ленту яркую вплетаюИ свой бантик прикрепляю.Вот коса моя готова!Не коса, а красота!10. «Маленький художник» Цель: развивать творческие способности, развивать мелкую моторику.Ход игры: самостоятельная изобразительная деятельность, а также по заданию воспитателя. Игры стимулируют к познавательной деятельности, усидчивости. Они очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Кропотливые упражнения с замочками, шнурками и.т.д. служат хорошей пальчиковой гимнастикой. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять руками и направлять движения правильно. Научно доказано, что дети пытаются повторять весь алгоритм действий, смотря на взрослых.Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.- логики. Здесь работают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок - открыл дверку – нашел картинку.- усидчивости. Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса.- воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием. И главная задача взрослого - сделать все эти занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы дошкольника. Организуя игровую деятельность наших воспитанников, мы стремимся найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность детей, смотивировать на более продуктивное, развивающее взаимосотрудничество детей и взрослых. По нашему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития дошкольника и в настоящее время необходим в каждой группе, как элемент развивающей предметно-пространственной среды. Бизиборд многогранен в плане использования как средства в обучении детей и выполняет развивающие, обучающие, воспитательные задачи. Необходимо предусмотреть в бизиборде возможность добавлять новые предметы. Таким образом, бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития ребёнка не только воспитателям, но и логопедам, и психологам. Сегодня бизиборд – уже необходимая вещь для развития речи и восприятия мира ребёнком.