«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Автор: Савельева Наталья Васильевна

МБДОУ Троицкий детский сад «Родничок»Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».Воспитатель: Савельева Н.В.2023Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.Актуальность выбранной темы:На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3. Улучшить общую двигательную активность; 4. Содействовать нормализации речевой функции; 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие; 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.Основные направления работы с детьми на занятиях.- Пальчиковая гимнастика  - Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.Формы работы:-совместная деятельность воспитателя с детьми-индивидуальная работа с детьми-свободная самостоятельная деятельность самих детей.План работы на 2023-2024 учебный год                                           Работа с детьми     Работа с родителями:СентябрьАнкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»ОктябрьКонсультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»НоябрьПамятка «Пальчиковые игры для малышей»ДекабрьИндивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»ЯнварьРекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка домаФевральСоздание картотеки потешек для работы с детьми.МартФотовыставка «Наши с мамой руки»АпрельПапка – передвижка «Рисуем без кисточки»Январь-майСоздание пальчикового театра по мотивам русских народных сказокСамореализация:*Изучение литературы по данной теме.*Подбор материала по теме.*Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».*Оформить картотеку пальчиковых игр.*Написать конспект НОД в 1 младшей группе на тему: « Колобок» по развитию мелкой моторики.Изучение методической литературы:Сентябрь-май1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2018. 2. «Энциклопедия развивалок» подед. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2016. 3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2017. 5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2017.6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2017.