"Использование кинезиологических упражнений и игр для развития детей старшего дошкольного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование кинезиологических упражнений и игр для развития детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Элина Марсовна Минеева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Радуга»Октябрьский городской округУтверждаюЗаведующий МБДОУДетский сад «Радуга»Аристова Т.В._________________Проектная деятельность в подготовительной группена тему: «Использование кинезиологических упражнений и игр для развития детей старшего дошкольного возраста»Выполнили: Воспитатель Минеева Элина МарсовнаИнструктор на ФИЗО Щербинина Татьяна Витальевна2022 гВид проекта:Инновационный, практико-ориентированный.Тип проекта: кратковременныйСрок реализации: с 13 марта 2022 г по 20 марта 2022 г Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители, инструктор по ФИЗОПроблема: постоянно растущее число детей с нарушениями в физическоми психическом развитии.Обеспечение проектной деятельности:картотека кинезиологических упражнений;информационная папка-передвижка в родительский уголок.Ожидаемый результат проекта:дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:- эффективно корректировать нежелательные формы поведения;- корректировать отклонения в развитии психических процессов и речи;-овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.Обоснование:Современный мир меняется стремительно. Запросы детских садов и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.Актуальность проекта:Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.С этой целью разработан проект «Использование кинезиологических упражнений и игр для детей старшего дошкольного возраста». Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.Цель проекта:Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизациимыслительной и речевой деятельности.Задачи проекта:Для детей:1. Развитие межполушарной специализации.2. Развитие межполушарного взаимодействия.3. Синхронизация работы полушарий.4. Снятие эмоциональной напряжённости.5. Развитие мелкой моторики.6. Развитие способностей.7. Развитие памяти, внимания.8. Развитие мышления.Для педагогов:1. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.2. Повышение профессиональной компетентности.Для родителей:1. Познакомить родителей (законных представителей) с современнымикинезиологическими методиками, их целями и задачами.2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методикина практике.Условия реализации проекта:1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственнойобразовательной деятельности и в режимных моментах.2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначалаодной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указаниядаются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнениязаданий.Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия кзанятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетомвозраста детей).Этапы реализации проекта:Подготовительный – сбор информации, работа с методическойлитературой, составление плана работы над проектом.родителями, представление опыта работы в рамках образовательногоучреждения).Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.Продукты проекта для детей:1. Картотека кинезиологических упражнений.(Приложение1)Продукты проекта для педагогов:1. Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры вразвитии интеллекта»).2. Презентация проекта.Продукты проекта для родителей:Памятки «Гимнастика мозга»Методическое обеспечение:Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников:Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60сСазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическаягимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. –Рязань, 2000. – 48 с.Приложение 1Кинезиологические упражненияУпражнение "Ухо - нос"Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".Упражнение "Змейка"Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.Колечко.Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.Кулак-ребро-ладонь.Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольниковI. Растяжки1. “Снеговик”Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.2. “Дерево”Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.3. “Тряпичная кукла и солдат”Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились. 4. “Сорви яблоки”Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.II. Дыхательные упражнения1. “Свеча”Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.2. “Дышим носом”Подыши одной ноздрей,И придет к тебе покой.Исходное положение – о. с.1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.3. “Ныряльщик”Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.4. “Надуй шарик”Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.5. “Дыхание”Тихо-тихо мы подышим,Сердце мы свое услышим.И. п. - о. с.1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;2 — плавный выдох через нос. 6. “Губы трубкой”Чтобы правильно дышать,Нужно воздух нам глотать.И. п. - о. с.1 — полный вдох через нос, втягивая живот;2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.III. Телесные упражнения1. Перекрестное маршированиеЛюбим мы маршировать,Руки, ноги поднимать.Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.2. “Мельница”Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.3.“Паровозик”Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.4. “Робот”Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.5. «Колено – локоть».Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.6Яйцо»Спрячемся от всех забот,только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться. 7.“Дерево”Мы растем, растем, растемИ до неба достаем.Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.IV. Упражнения на релаксацию1. “Дирижер”Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.2. “Путешествие на облаке”Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.3.Релаксация “Ковер-самолет”Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.V. Глазодвигательные упражнения1. “Взгляд влево вверх”Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.2. “Горизонтальная восьмерка”Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.3.«Слон».Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.4. “Глаз – путешественник”Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.5. “Глазки”Чтобы зоркость не терять,Нужно глазками вращать.Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).6. “Глазки”Нарисуем большой кругИ осмотрим все вокруг.Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).7. “Глазки”Чтобы зоркими нам стать,Нужно на глаза нажать.Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.Комплекс
  • Массаж ушных раковин.
  • Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
  • Перекрестные движения.
  • Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.
  • Кивание головой.
  • Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.
  • Горизонтальная (ленивая) восьмерка.
  • Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.
  • Симметричные рисунки.
  • Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
  • Медвежье покачивание.
  • Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.
  • Поза скручивания.
  • Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче чем выдох.
  • Гимнастика для глаз.