Организованная образовательная деятельность " Мы - исследователи "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организованная образовательная деятельность " Мы - исследователи "
Автор: Александрова Светлана Владимировна


Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение
Детский сад №1 г. Починка
Организованная образовательная деятельность
Мы исследователи
Воспитатель: высшей
квалификационной категории
МБДОУ д/с №1
Александрова Светлана Владимировна
2023 г.
Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему
Мы исследователи
Цель: Формировать основы экологического сознания через экспериментальную деятельность.
Задачи:
-развивать любознательность детей,навыки проведения лабораторных опытов,
-развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы,
- развивать исследовательские навыки, умение анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы, иметь свое мнение,
-закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе,
- расширять знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов, - формировать представление о необходимости её экономного расходования,
- закреплять правила безопасности в лаборатории
- воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, к воде как основному природному ресурсу.
Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие,
Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие
Обогащение словаря: лаборатория, опыты, исследование, фильтр.
Форма проведения: совместная экспериментально – исследовательская деятельность педагога с детьми.
Методы:экспериментирование, ТРИЗ, наглядные, словесные, практические
Предварительная работа: наблюдение за водой, знакомство со свойствами воды в мини лабораториях через проведение опытов, закрепление правил безопасности в лаборатории, знакомство с круговоротом воды в природе, рассматривание иллюстраций: моря, реки, океана, чтение экологических сказок о воде.
Материалы и оборудование: демонстрационный: проектор, экран, ноутбук, столы, термос с горячей водой, ИКТ к занятию, указка, яблоко, разрезанное на 4 части;
Раздаточный:4поноса, 4 банки 3л с затемнённой стороной, 4 металлические крышки, лед;
4 подноса, 4 стакана с чистой водой, 4стакана с грязной, 4 воронки, 4 кусочка марли, ватные диски, салфетки,4 мензурки с растительным маслом,4 пипетки.
Слайд 1
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я руководитель научного центра. Здесь работают ученые - исследователи. А вы знаете, чем они занимаются?
Дети: это люди, которые много знают, проводят опыты, исследования.
Воспитатель: Правильно. Но сейчас все ученые из научного центра уехали в командировку, а мне срочно нужно закончить исследование одного важного вещества.
Мненужна помощь в исследовании этого вещества.
Вы поможете мне?
Дети:да.
Воспитатель: Тогда проходите и занимайте свои рабочие места.
Ребята, у меня на столе черный ящик. Чтобы узнать, что в нем находится, необходимо отгадать загадки.
Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? (Снежинка)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Воспитатель: – Что общего во всех отгадках?
Дети: (во всех загадках говорится о воде)
Воспитатель: Молодцы (открываю ящик)
Итак, здесь находится Вода! Самое привычное и самое невероятное веществонаЗемле–вода.Значениеводы невозможно переоценить в жизни всего живого наЗемле.
А тема нашего исследования Значение воды на Земле. Попробуем разобраться, так ли она важна для нашей планеты.
У нас в центре работает лаборатория, в которой мы будем проводить исследование воды.
Ваша задача, как исследователей – получить как можно больше сведений о значении воды на земле и подготовить, о них сообщение – небольшой доклад.
Воспитатель: Но прежде чем начать работать, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый ученый их должен выполнять:
Слайд№2
Внимательно слушать руководитель научного центра.
Не шуметь, не мешать друг другу, выполнять все задания.
Содержимое сосудов не пробовать и аккуратно работать с оборудованием.
Теперь, дорогие ученые, начинаем работу.
Воспитатель: Итак, первый опыт
Опыт№1 Круговорот воды в природе
В емкость наливаем горячую воду из термоса,
Посмотрите, что вы видите?
Дети: Пар!
Воспитатель: Это облако! Мы его сейчас сверху накрываем металлической крышкой. Чем выше облако поднимается, тем становится холодней.
Что теперь вы видите?
Дети: Банка запотела.
Нам нужно еще больше остудить пар, для этого я приготовила лед (раскладываю…..)
Воспитатель: А сейчас внимательно наблюдаем, что происходит с паром?
Дети: (рассказывают о том, что наблюдают в банке)
Воспитатель – как вы думаете, почему пар превратился в капли?
Дети: Пар превратился в капли потому, что мы его остудили.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с остывшими каплями?
Дети: Упадут опять в воду………..
Воспитатель: Это явление называется круговорот воды в природе.
Посмотрите на схему круговорота воды в природе.
Слайд№3
Воспитатель: Солнце нагревает воду
Куда поднимается вода с поверхности рек, морей, земли?
Дети: Вода превращается в пар и поднимается высоко в небо.
Воспитатель: Вверху очень холодно! Как вы думаете, что происходит с паром.
Дети: Пар остывает.
Воспитатель: Во что превращается остывший пар?
Дети: Остывший пар превращается в маленькие капельки.
Капельки собираются в тучи, которые несут дожди.
Воспитатель: Куда выпадают дожди?
Дети: Дожди выпадают на поверхность земли, рек, морей.
Воспитатель: Вот мы и вспомнили, как происходит круговорот воды.
Воспитатель: Уважаемые ученые, какой можно сделать вывод?
Дети: Вода с Земли никуда не исчезает!
Игра Что будет если…..? (ТРИЗ)
Воспитатель: Давайте представим, что будет, если под действием солнца вода в виде пара не будет подниматься с поверхности рек, морей, земли?
(А будет только все время идти дождь и снег?)
Дети:…. (высказывают предположения)
Воспитатель: А теперь представим, что будет, если под действием солнца вода в виде пара будет всегда только подниматься с поверхности рек, морей, земли, но не будет выпадать на землю в виде дождей, снега.
Дети:….(высказывают предположения)
Вывод: Так вот, ребята, чтобы, такого не произошло, природа позаботилась и на нашей планете есть такое явление Круговорот воды…….
Слайд№ 4
Воспитатель: Давайте рассмотрим на экране нашу Землю. Так наша Земля выглядит из космоса.
Скажите, какого цвета больше на нашей планете?
Дети:синего
Воспитатель: Как вы думаете, а почему на ней очень много синего цвета?
Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра
Воспитатель: Как вы думаете, чего больше на Земле воды или суши?
Дети: Воды
Воспитатель: Давайте представим, что целое яблоко – это наша Земля, и только вот такую часть занимает суша.
(Показывает яблоко, разрезанное на 4 части)
Всего 1 часть занимает суша, на которой есть пресная вода.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, кто из вас знает какая вода в морях и океанах?
Дети: В морях и океанах вода соленая.
Воспитатель:А теперь представим, что эта банка, соленая вода из морей и океанов, а этот стакан - пресная вода которую может использовать человек, животные и растения суши.
Как вы думаете, какой воды на земле мало?
Дети: Пресной воды
Воспитатель:Оказывается, дорогие исследователи, что пригодной воды для жизни человека животных и растений на суши совсем мало!
Совсем недавно ученые нашей лаборатории побывали на водоемах нашей Смоленской области и сделали вот такие фотографии!
Посмотрите на экран!
Слайд№5
Воспитатель:Что вы видите?
Дети - …. Загрязненная река….
Слайд№6
Дети: Масленое пятно
Воспитатель:По вашему мнению, кто загрязнил реки?
Дети: ….
Воспитатель:Пригодна ли такая вода для человека, растений и животных?
Дети: не пригодна…..
Воспитатель:Как вы думаете можно эту реки спасти?
Дети: (высказывают предположения: убрать мусор)
Воспитатель: Теперь, дорогие ученые, мы попробуем очистить воду в наших лабораторных условиях.Проведем опыт.
Опыт№2 Фильтрация
Для опыта: (Стаканы с грязной и масляной водой, в ней мусор и мелкие бумажки, воронки, марля ватные диски.)
Воспитатель: Для очистки воды нам понадобится фильтр.Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной марли или ваты.
Возьмем воронку, поместим ее в стакан. В воронку положим кусочек марли, а на нее ватный диск. Вот наш самый простой фильтр готов.
В стакан с грязной водой давайте добавим 3 капли растительного масла.
Ведь как мы видели, на фотографиях в реки попадают и маслянистые жидкости.
(Дети выполняют задание за воспитателем)
Воспитатель: Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
(Дети выполняют задание за воспитателем)
Воспитатель: Аккуратно снимите воронку с фильтром. Посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистая, прозрачная.
Воспитатель: Ваши предположения - куда девалась грязь и масло?
Дети: Вся грязь осталась на фильтре (Дети высказывают предположения)
Вывод: Вот, ребята, таким простым способом можно очистить воду от загрязнения.
Воспитатель: Исследовательская работа завершена. Я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка: Подвижная игра " Маленькие человечки"
Воспитатель: Вспомним правила игры: Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц.
- Если частички крепко держатся друг за друга, как человечки на этой карточке (показывает карточку) – это твердые вещества! Нужно взяться крепко за руки.
- Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показывает карточку). Если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями.
- Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Если я буду называть газообразное вещество - вы будет плавно двигаться в разных направлениях. Все понятно? Начинаем игру!
Воспитатель: Отдохнули? А теперь занимайте рабочие места. Сейчас мы проведем ученый совет и выслушаем доклады по нашим исследованиям.
Итак, выслушаем первого докладчика!
Дети – (Ребенок, выступает по алгоритму опыта.Аплодисменты!)
Воспитатель: Какие есть еще дополнения у слушателей?
А сейчас выслушаем второго докладчика!
Дети (Ребенок, выступает по алгоритму второго опыта)
Воспитатель: Есть ли еще дополнения?
Воспитатель:Спасибо вам, дорогие ученые, за ваши исследования. Скажите, по вашему мнению, какая самая бесценная природная жидкость на Земле?
Дети: Самая бесценная природная жидкость на Земле - вода! Вода – это источник жизни на Земле.
Слайд 7
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чтобы подчеркнуть величайшее значение воды в нашей жизни 22 марта весь мир отмечал праздник – Всемирный день воды!
Воспитатель:Вам понравилось делать открытия?
Дети: Да!
Воспитатель:Я очень рада, что у нас растет так много будущих ученых.
Что было для вас трудно?
Дети:…..
Воспитатель:Что было интересно?
Дети:……
Воспитатель:Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, вы хотите продолжать проводить такие исследования.
Дети: Да
Воспитатель:Я хочу вам подарить интересную книгу о научных открытиях. Теперь вы знаете, как проводить самостоятельные исследования и можете продолжить изучать и другие предметы.
На этом заседание нашего ученого совета закончено. Спасибо вам ребята.
Приложение 1
Алгоритм к опыту № 1. Круговорот воды.
Мы налили в банку немного горячей воды, мы видели, что вода в виде пара поднималась вверх.
Мы накрыли банку металической крышкой и остудили пар. Затем мы видели, что банка запотела, образовалось облако, пар стал превращаться в капли.
Еще немного позже, мы заметили, что капель стало больше, и они начали капать и опускаться опять в воду. В банке пошел дождь.
Вывод: Такое явление в природе называется круговорот воды и он очень важен для жизни на земле.
Приложение 2
Алгоритм к опыту № 2.Фильтрация воды.
Вначале мы изготовили простой фильтр, взяли воронку, в нее поместили кусочек марли, а затем на марлю положили ватный диск. Фильтр готов.
Всавили фильтр в стакан
В стака с грязной водой пипеткой добавили
растительное масло
Вода очищена.
Пролили грязную воду через фильтр.
Вывод: таким простым способом можно очистить воду от загрязнения.