Картотека театрализованных игр и упражнений в средней группе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека театрализованных игр и упражнений в средней группе
Автор: Абрекова Татьяна Николаевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад №35 «Росинка»Картотека театрализованных игри упражненийв средней группе Воспитатель: Абрекова Т.Н.Картотека театрализованных игр и упражненийв средней группеИгра «Измени голос»Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.Игра «Где мы были, мы не скажем»Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.Игра «Воображаемое путешествие»Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть — траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,— осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».Игра «Представьте себе»Цель. Развивать имитационные способности.- Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать. Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.- Солнышко скрылось за тучку, пошел дож Игровые упражненияИгра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)Цель. Развивать пантомимические навыки. Педагог читает, дети имитируют движения.Был у зайки огород, зайка с радостью идет.Ровненьких две грядки. Но сначала все вскопает,Там играл зимой в снежки, а потом всё разровняет,Ну а летом - в прятки. Семена посеет ловкоА весною в огород и пойдет сажать морковку.Ямка - семя, ямка - семя,И глядишь, на грядке вновьВырастут горох, морковь.А как осень подойдет,Урожаи свои соберет.И как раз - здесь закончился рассказ! Игра-пантомима «Жадный пес»Цель. Развивать пантомимические навыки.Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:Жадный пес - тесто замесил,Дров принес. Испек пирожок,Печку затопил, сел в уголокВоды наносил, и съел его сам! Aм!После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)Игра-пантомима «Сугроб»Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение (Дети имитируют движения по тексту).На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.- Почему река исчезла в озере?Ролевые диалогиМини-сценка «Хозяйка и кот»Хозяйка: Почему ты черен, кот?Кот: Лазил ночью в дымоход.Хозяйка: Почему сейчас ты бел?Кот: Из горшка сметану ел.Хозяйка: Почему ты серым стал?Кот: Меня пес в пыли валял.Хозяйка: Так какого же ты цвета?Кот: Я и сам не знаю это.После разучивания дети делятся на пары и, используя шапочки-маски - детали костюмов, разыгрывают мини-сценку. Мини-сценка «Ёж»Ребенок: Очень, еж, ты хорош, только в руки (в лапы) не возьмешь!Ёж: Нехорош? Ну и что ж! Без иголок я - не еж!Эту сценку педагог разучивает с детьми, а затем, меняя персонажей (ребенок, волк, лиса, медведь), предлагает разыграть ее по ролям, обращая внимание на интонационную выразительность. Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку, используя шапочки-маски.Театральный этюд.Этюд «Утешение».Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).Этюд - настроенияЦель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.Этюд "Новая кукла"Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.Этюд "Фокус"Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.Этюд "Один дома"Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»Цель: развивать интонационную выразительность речи.Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.Петух: Я всех умней!Ведущий: Кричал петух.Петух: Умею я считать до двух!Хорек: Подумаешь!Ведущий: Ворчит хорек.Хорек: А я могу до четырех!Жук: Я — до шести!Ведущий: Воскликнул жук.Паук: Я — до восьми!Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.Сороконожка: Я, кажется, умней немножкоЖука и даже паука —Считаю я до сорока.Уж: Ах, ужас!Ведущий: Ужаснулся уж.Уж: Ведь я ж не глуп, но почему жНет у меня ни рук, ни ног,А то и я считать бы смог!Ученик: А у меня есть карандаш.Ему что хочешь, то задашь.Одной ногой умножит, сложит,Все в мире сосчитать он может!«Загадки без слов»Цель: развивать выразительность мимики и жестов.Воспитатель созывает детей:Сяду рядышком на лавку,С вами вместе посижу.Загадаю вам загадки,Кто смышленей — погляжу.Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.«Телефон»Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.Петрушки на загадка:Поверчу волшебный круг —И меня услышит друг.Что ЭТО? (Телефон.)Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.4. Вас обидели, а друг вас утешает.5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.6. У вас именины«Зверята»ЦЕЛЬ: Формировать у детей навыки звукоподражания.Ход игры:Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают». Все пушистые цыплятки,Любопытные ребятки.Мама спросит: «Где же вы?»Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»Курочка-хохлатушка по двору гуляла,Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,Не ходите далеко!»Ходит по двору петух,Аж захватывает дух.Как увидит он зерно,Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»Вышел котик погулять,Решил цыпленка напугать.Стал подкрадываться сразуИ мяукнул громко: «Мяу!»Ловко прыгает лягушка,У ней толстенькое брюшко,Выпученные глаза,Говорит она: «Ква-ква!»Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.1) Нахмуриться, как:а) король,б) ребенок, у которого отняли игрушку,в) человек, скрывающий улыбку.2) Улыбнуться, как:а) вежливый японец,б) собака своему хозяину,в) мать младенцу,г) младенец матери,д) кот на солнце.3) Сесть, как:а) пчела на цветок,б) наказанный Буратино,в) обиженная собака,г) обезьяна, изображавшая вас,д) наездник на лошади,е) невеста на свадьбе.«Игра с пальчиками»ЦЕЛЬ: приобщать детей к театрализованной деятельности;учить их сочетать слова с движениями.Оборудование: куклы пальчикового театра.Ход игры:Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:Пальчик-мальчик,Где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песню пел.Этот пальчик — дедка,Этот пальчик — бабка,Этот пальчик — папенька,Этот пальчик — маменька,Этот — наш малыш,Зовут его ... (называет имя ребенка).Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик».Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.Постучал кузнечик звонким молоточком.Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!Сам не знаю где и как лопнула подковка.Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!(Появляется комар.)Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!Поломал я, как на грех, острую иголку!Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!Ты из кузницы моей убирайся поскорей!(Комар улетает. Появляется сороконожка.)Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.Я осталась без ноги, вот беда какая!Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?Сороконожка: Кажется, сороковая.Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.Ножка целая опять.Сороконожка: Можно больше не хромать Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать.«Поиграем. — угадаем.»Цель: развивать пантомимические навыки.Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,Про мои стихи-загадки?Где отгадка, там конец.Кто подскажет — молодец!Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.Только это, верно, был никакой не крокодил,А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.Я запутался, однако , он верблюд и ли ...? (Собака.)(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.) «Бабушка Маланья»Цель : развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.Ход игры.Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения. У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)Жили в маленькой избушкеСемь дочерей,Семь сыновей,Все без бровей! (Останавливаются и с по-С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-С такими ушами, бражают то, о чем говорит-С такими носами, ся в тексте.)С такими усами,С такой головой,С такой бородой...Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-Целый день сидели. ки и одной рукой подпираютНа него (нее) глядели, подбородок.)Делали вот так... (Повторяют за ведущим лю-бой жест.) «Игра «Кто там?».ЦЕЛЬ: развивать воображение, речевые навыки. Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». - «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:- Это я, корова. Му-у-у.- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.«Кто как говорит?»На лугу паслась корова: Му-у, му-у.Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж. «Повтори за мной».Цель: развивать речь, внимание.Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.Птичка прилетела, песенку мне спела.Девочка проснулась, сладко потянулась.Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:Маленький зайчишка не читает... (книжки). Игра «Еж - отец, ежиха - мать».Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.Описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст: Если папа - серый слон,Мамочка - слониха!А ребенок, а ребенок –Маленький слоненок! Если папа - еж колючий,Мамочка - ежиха.А колючего мальчонкуНазывают все ежонком. Если папой будет конь,Мамой будет лошадь.Знаешь ли, что их ребенок –