Экокультура
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экокультура
Автор: Головатюк Юлия Николаевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» Дополнительная образовательная программа интеллектуально-познавательной направленности «Фиолетовый Лес»возраст детей 3-8 летРАССМОТРЕН:на заседании педагогического советаМАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка»Протокол № 1 от 30.08.2022СодержаниеПаспорт Программы 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать, как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать, как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений признана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе Актуальность заключается в развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяют поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы активности. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Фиолетовый лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. С персонажами дети встретятся в сказках – методиках к каждой игре. Данные виды игр способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов. . Цель и задачи Программы.Цель: Развитие логико - математических способностей у детей 4 -7 лет посредством развивающих игр В. ВоскобовичаЗадачи:- Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия в играх. -Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.-Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность.-Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.-Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.- Развивать у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательной активности, мелкой моторики, памяти, воображения через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес». -Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.. Принципы и подходы к формированию Программы-принцип деятельности (заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно);-принцип непрерывности (преемственность между темами);-принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире);-принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь);-принцип универсальности (развитие умений переноса полученных знаний в новые условия);-принцип вариативности (учет интереса и наклонностей детей);-принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера);-принцип креативности (поэтапное выращивание – от репродуктивного до творческого уровня интеллектуального потенциала ребенка). В основе реализации Программы лежат основные подходы:-деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,Л.С. Рубенштейн и др.);-личностный (Л.И.Божович.Л.С. Выготский, В.В.Давыдов).1.5. Возрастные особенностей детей дошкольного возраста. (3-8 лет) В дошкольном возрасте ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. 1.5. Характеристика развивающих игр Воскобовича:1. Многофункциональность.В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.2. Широкий возрастной диапазон участников игрОдна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.3. Сказочная «огранка»Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.4. Творческий потенциал.Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.5. Конструктивные элементы.Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка. Содержание программы «Сказки Фиолетового Леса» представлено в виде игровых ситуаций, которые являются организованной образовательной деятельностью детей и взрослых. При ее организации взрослый говорит от лица автора- рассказчика и имени сказочного персонажа. Сказочные герои появляются в игровых ситуациях постепенно в течение всего учебного года. Программа «Фиолетовый Лес» разработана с учетом ФГОС ДО и направлена на освоение детьми задач образовательных областей «Познание», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и др. 1.5. Объем и сроки освоения Программы Срок реализации Программы – 1 учебный год, для обучающихся от 3 лет до прекращения образовательных отношений. Занятия проходят 2 раза в неделю. Время занятий 15.30. -18.40. Продолжительность занятий до 30 минут. Количество занятий- 72. 1.6. Форма обучения Форма обучения – очная. Занятия проводятся индивидуально. Наполняемость в группах составляет 6 человек. Группы формируются из разновозрастных детей (от 3 лет до прекращения образовательных отношений) 1.7. Планируемые результаты Программы Дети научатся креативно мыслить, планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии заданными правилами.-Сформированы представления у детей о предметах и явлениях окружающей действительности; -Развиты у детей познавательные способности: умения видеть проблему, -Выдвигать гипотезы, анализировать, сопоставлять, рассуждать и делать выводы;-Развита у детей способность к качественному и творческому усвоению новых знаний и способов деятельности; возможность самостоятельного, творческого переноса усвоенных знаний и способов действий на выполнение других задач в других условиях; -Социально-личностное развитие каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, общая социальная зрелость воспитанников. Итоги реализации программы подводятся в форме открытых занятий, совместных с родителями (законными представителями) мероприятиях, в конкурсах МАДОУ.II. Содержательный разделПримерная структура занятий:Первый этап освоения игр.Для детей младшей и средней группы применяются игры, которые развивают мелкую моторику рук, сенсорные и интеллектуальные способности. К примеру, игры В.В. Воскобовича «Фонарики», «Лепестки», Коврограф «Ларчик», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный). Эти игры - красочные и состоят из большого количества простых игровых заданий и упражнений.Второй этап освоения игр.В данном этапе дети осваивают игровые приемы, приобретают навыки конструирования. В большей степени вводятся игры, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий, концентрации внимания и памяти. К примеру, игры «Логоформочки - 3», «Волшебная восьмерка 2», «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Логика и цифры»,«Геометрический конструктор», «Чудо- соты », кораблик «Брызг-брызг».Третий этап освоения игр.На этом этапе большое внимание отводится развитию творчества и самостоятельности детей. Применяются, к примеру, игры: «Логоформочки»,«Волшебная восьмерка», Квадрат Восвобовича (четырехцветный), «Геоконт», «Сложи узор, «Логика и цифры», «Чудо-соты», кораблик «Брызг-брызг».2.1 Учебный план для возрастной категории детей 3-4 лет2.2 План для возрастной категории детей 4-5лет.2.3 Учебный план для возрастной категории детей 5-6лет2.3.Учебный план для возрастной категории детей 6-8 лет3.Учебный план3.4Календарный учебный график5.Организационный разделМАДОУ города Нижневартовска ДС№4 «Сказка» имеет все необходимые условия для проведения платной услуги проведение занятий по развитию логико-математических способностей детей «Фиолетовый Лес», отвечающие современным санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Для проведения данной платной услуги используется отдельный специально оборудованный кабинет 9,4 м2, который имеет достаточное освещение (естественное и искусственное), отопление. Развивающая предметно-пространственная среда кабинета в достаточном количестве оснащена и регулярно пополняется разнообразным оборудованием и дидактическими материалами.5.1 Кадровые условия реализации ПрограммыМануилогва Е.Н., воспитатель, имеющие специальную подготовку в специально оборудованном помещении. Квалификационные категории – высшая квалификационная категория.Стаж работы:Общий –30 летПедагогический – 30 летКурсы повышения квалификации:«Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста от 5.2 Материально-техническое обеспечение ПрограммыМетодическое обеспечение5.4 Оборудование и игровой материал6. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания ПрограммыПостоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления - наглядно- действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Принцип постепенного и постоянного усложнения материала, а также конструктивные особенности игр послужили основанием для объединения их в комплекты. Каждый комплект имеет двойное название. Одно отражает конструктивные особенности игр или повторяет название ведущей игры в этом комплекте. Второе является образным и связано с сюжетом сказок Фиолетового Леса. 6.1 Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения ПрограммыПри реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности. Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:знаний воспитанников в названии игр и сказочных персонажей, умение придумывать и сочинять сказку с игровыми персонажами;умений воспитанников анализировать фигуры по форме и цвету, размеру и форме и выбирать необходимые, дальнейшее постижение пространственных отношений(ориентировка на плоскости, понимание положения предметов относительно друг друга), конструирование по образцу и замыслу.Принципы педагогической диагностикиПринцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. Методы проведения педагогической диагностикиМало формализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:низкий уровень - ребёнок не может выполнить все параметры оценки;средний уровень - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;высокий уровень - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.Протокол педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).Оценочный материалПедагогическая диагностика (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования интеллектуально-познавательной направленностиДатаПедагог3.6. Перечень литературных источниковХарько Т.Г., Воскобович В.В., Методическое пособие «Ларчик», ИД ООО «РИВ», 2007г.2.Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт-Петербург, 2003г. 3.Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ». Конспекты занятий по развивающим играм Воскобович В.В.. Воронеж, 2009. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб «Детство-Пресс», 2004г.Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять….» (приложение к игре) //Санкт-Петербург,2003г.