Проектная деятельность на уроках математики как средство подготовки обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность на уроках математики как средство подготовки обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению
Автор: Зубкова Анна Владимировна
Проектная деятельность на уроках математики как средство подготовки обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределениюАвтор: Зубкова А.В.,преподаватель ГБПОУ РО «ШПК»Одной из важнейших задач современного образования является содействие личностному самоопределению молодежи в жизни. Современные социально-экономические условия предъявляют к выпускникам школ новые требования. Школьники должны уметь выбирать сферу собственной профессионально-трудовой деятельности, быть морально и практически готовыми к построению собственной профессиональной карьеры и к пониманию необходимости постоянного профессионального самообразования и самосовершенствования, уметь профессионально продвигать себя на рынке труда. Все эти социальные результаты адаптации в обществе зависят от наличия у них определенных качеств личности, таких как инициативность, мобильность, самостоятельность, ответственность, адекватная самооценка, стремление к самосовершенствованию. Данные качества помогут молодежи активно проявить себя, оказать положительное впечатление на потенциального работодателя и развиваться в соответствии с личными интересами и возможностями. Все эти тенденции современного развития общества требуется учитывать при подготовке старшеклассников к самостоятельной жизни после окончания школы.В Концепции профильного обучения отмечается, что выпускники средней школы не только должны иметь представление о состоянии и тенденциях развития рынка труда, но и самостоятельно спроектировать свою жизненную траекторию. Конечно, важную роль в личностном самоопределении школьников играет образовательная интеграция при изучении всех видов деятельности на всех уроках. Технологии активного обучения, к которым относится и метод проектов, имеют наиболее высокий уровень эффективности. В школьном образовании сейчас активно и успешно используется проектная деятельность для формирования разносторонне развитых школьников, для подготовки учащихся к самоопределению. Метод учебного проекта на сегодняшний день используется педагогами как эффективные средство формирования проектного мышления и активной жизненной позиции.Современная педагогическая наука рассматривает проектное обучение как технологию интерактивного обучения, которое позволяет на практическом уровне обеспечивать реализацию личностно ориентированного подхода в обучении. Освоение приемов и методов проектирования, овладение способами проектного мышления позволит старшеклассникам выработать собственное видение будущего, может обеспечить индивиду возможность устойчивого движения по выбранной им траектории развития собственной личности.Подготовка обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению средствами проектной деятельности в процессе образования будет эффективной, если школьники изучат различные виды проектирования и будут включены в разнообразную по характеру и функциям проектную деятельность; проектная деятельность учащихся будет основываться на знании индивидуальных особенностей и осознании собственных познавательных интересов; разработка и реализация ученических проектов будет осуществляться в процессе интеграции урочной и внеурочной учебной деятельности, дополнительного образования и социально-ориентированной деятельности.Можно сделать вывод: проектная деятельность как средства подготовки школьников в условиях технологического образования к жизненному и профессиональному самоопределению, обусловлено актуальными потребностями современного общества. В условиях модернизации российского образования произошло изменение приоритетов образовательной деятельности с позиции подготовки выпускников школ. Анализ проектного метода обучения в отечественной и зарубежной педагогике позволяет выделить ряд его положительных сторон: - обеспечивает интеграционные связи между школьными предметами; - реализует индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, позволяет ученикам проявить собственную инициативу, развивает творческие способности, повышает уровень познавательной мотивации; - обучение строится на принципах ситуации успеха в обучении, что создает благоприятную и комфортную обстановку в учебном процессе;- позволяет гибко реагировать на изменения в системе образования, а также одновременно использовать разнообразные методы обучения, что повышает качество образования и обеспечивает возможность многофункциональной практической подготовки учащихся; - обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, полной и поэтапной организации и планировании труда, аналитической оценки процесса и результатов деятельности; - формирует социально значимые качества активной, самостоятельной и деловой и креативной личности, умения коллективной деятельности и рационального использования ресурсов; воспитывает уважение к труду.Проектная деятельность обладает значительным развивающим потенциалом и является одним из оптимальных средств развития познавательных интересов школьников, поскольку позволяет учитывать их возрастные и психофизиологические особенности и личные интересы. Развитие познавательных интересов в процессе проектной деятельности осуществляется за счет актуализации и личной значимости проблемной ситуации, необходимости использования разнообразных источников информации и различных технологий реализации проектной идеи, поиска и применения разнопланового ресурсного обеспечения, проявления самостоятельности и инициативности в деятельности. Успех в современном обществе во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: распознать проблему, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня школа имеет возможность развивать соответствующие способности и готовить обучающихся к личностному самоопределению, организуя их проектную деятельность.Огромное достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности. В свою очередь это обстоятельство мобилизует потенциал всех его способностей. Кроме того, метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся. Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности. Дело в том, что вовлечение в проектную деятельность снижает стрессогенность обучения и является, таким образом, здоровьесберегающей технологией. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); развитию информационной компетентности. Она может иметь существенный воспитательный эффект. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Возможность почувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, вместе делающим общее дело, усиливает понимание каждым участником процесса своей меры ответственности за конечные результаты совместной работы. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, умения налаживать контакты и предложить план общего действия, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах. Кооперация со сверстниками, опирающаяся на внешний социальный контроль и непосредственную обратную связь, создает особо благоприятные условия для усвоения механизмов эмоционально-волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно-нравственные и этические нормы. В целом проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.